|
25 ЯНВАРЯ - ПАМЯТЬ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ И С НЕЮ В РИМЕ ПОСТРАДАВШИХ.
Святая Татиана,
память коей совершается ныне, юная дева, воспитанная высокородными благочестивыми
родителями в законе христианском, предпочла выгодному супружеству девство и
приняла звание диакониссы римской Церкви, в царствование Александра Севера.
При всей доброте этого государя, и при нем христианам не было спокойного житья,
даже в самом Риме: в числе придворных и тогда были такие, которые втихомолку
проливали кровь христианскую, как воду. Привлечена была к суду, как христианка,
и диаконисса Татиана. Когда она отказалась от поклонения идолу в храме Аполлона,
ее подвергли пыткам. Святая нисколько не колебалась от испытываемых ею страданий;
вокруг нее незримо для других стояли четыре ангела и ободряли ее, поражая в
то же время мучителей. Заключили потом святую в темницу; и здесь явились к ней
светоносные ангелы для ее утешения и ободрения. Святую опять подвергли мучениям
и опять ввергли в темницу, – и снова светоносные ангелы Божии явились к ней,
уврачевали ее от ран и прославляли ее страдания. Святая была усечена мечом вместе
с своим родным отцом, которого около того времени также судили за принятие христианской
веры. Таким образом, святая душа Татианы водворилась в мире духов, с ликами
светоносных ангелов.
Жизнь святой
Татианы научает нас той отрадной истине, что существует высший мир ангелов,
которые по воле Божией посылаются на служение человеку, охраняют его от зла
и утешают его среди бедствий.
Удивительно,
что забвение о Небесных Силах в некоторых из христиан простирается до того,
что сомневаются даже в существовании невидимого мира.
Если бы не
имели мы свидетельства о бытии духовного мира в Книге Откровения, мы могли бы
найти его в книге природы. На всем видимом написано свидетельство о невидимом.
Апостол Павел говорит, что невидимое Божие, Его присносущая сила и Божество,
от создания мира, чрез разсматривание тварей, есть видимо (Рим. 1, 20). Посмотрите
на дерево или траву: то, что вы видите, может только увянуть, засохнуть и разрушиться;
а то, что производит зелень, рост, цвет и плод – не есть ли невидимое? Оглянитесь
на самих себя: то, что в вас чувствует, желает, мыслит – не есть ли невидимое?
Приметьте подобную лествице постепенность тварей, которые столько совершеннее
одна другой, сколько более открывается в них действие невидимого; начните от
земли и камня, в которых невидимое совершенно погребено; взойдите по лестнице
видимых тварей до человека, в котором невидимое может уже господствовать: не
естественно ли над этой степенью предполагать тварей, в которых видимое совершенно
поглощено, – существа чисто невидимые, духовные?
Правда, в
нынешнем омраченном состоянии человека и мира, сквозь письмена видимых вещей
тускло мелькает свет мира невидимого. Но зато в Книге Откровения очищенное верою
око ясно усматривает не только существование мира невидимого, но и его близость,
и тесный союз его с видимым. Там херувим стережет путь к древу жизни (Быт. 3,
24); здесь ангел утешает отчаянную Агарь (Быт. 16, 7-12); в другом месте ангелы
вместе с Господом гостят у Авраама (Быт. 18); ангелы спасают Лота из погибающего
Содома (Быт. 19); Иаков спящий во множестве видит ангелов, по лествице восходящих
на небо и нисходящих на землю (Быт. 28, 12). Ангел является Моисею в горящей
купине (Исх. 3, 2), для приготовления его к изведению израильтян из Египта.
Исаия видит серафимов, окружающих престол Господень, и от одного из них приемлет
огненное очищение (Ис. 6).
Откроем Новый
Завет. «Се восходит Солнце духов, является Царь откровений, Иисус Христос».
Что же? Сам Царь провозглашает: отселе узрите небо отверсто, и ангелы Божия
восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Ин. 1, 51). И действительно, мы
видим ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лк. 1, 11) и бессеменное
зачатие Спасителя (Лк. 1, 26), целое воинство ангелов, воспевающих славу Рождества
Спасителева (Лк. 2, 13), ангела, разрешающего недоумение Иосифа (Мф. 1, 20)
и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Мф. 2, 13), ангелов,
служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Мф. 4, 11), ангела, явившегося для
укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лк. 22, 43), ангелов, отверзающих гроб
Его (Мф. 28, 2), возвещающих Его Воскресение (Ин. 20, 12), ангелов, сопровождающих
Его Вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. 1, 10, 11).
Христиане!
Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть «Святый истинный, имеяй ключ
Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит» (Откр. 3, 7). Итак, если Он отверз небо:
кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть
ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? «Не все
ли суть служебныи дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?»
Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи?
Но чем несомненнее
удостоверяемся мы в бли-зости к нам святых ангелов и в их готовности на помощь
нам, тем с большей заботливостью мы должны помыслить о том, отчего в наши дни
так мало слышат о сей помощи, а еще менее верят слышанному о том?
Как в видимых
своих явлениях святые ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных
человеков, так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет
за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Не случается
ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния,
просияет чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или холодном
сердце мгновенно водворяется тишина, или возгорается небесный пламень любви
к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей
силы, то эти внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии
Небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце?
Не суть ли это действия ангелов, по изречению пророка Захарии, «глаголющих в
нас»? Как достойно сожаления, если мы не примечаем этой ангельской помощи! Ибо,
не примечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею и, таким образом,
даже удаляем от себя хранителей наших.
Если мы,
человеки, удаляемся от человеков, которых расположения противны нашим расположениям;
если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или воспитатель
от воспитанника, отвергающего руководство его; если сам отец удаляет от себя
непокорного сына, – то как не удалиться наконец от нас святым ангелам, когда
мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение?
Как не удалиться от нас Небесным Силам, когда мы предаемся только земному? Как
не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти? Как не удалиться
ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа
Его, но мир и самих себя?
Чада Церкви!
Чада Божии! Будем ходить, яко чада послушания. Не слышим ли, как матерь ежедневно
просит нам у Господа и Отца нашего ангела мирна, верна наставника, хранителя
душ и телес наших? Изгоним из души нашей плотские желания и суетные помыслы,
и тогда посетят ее бесплотные силы, и поведут нас с собою от силы в силу, доколе
наконец и Сам явится Господь Бог в Сионе духа нашего (Пс. 83, 8), и сотворит
в нем Себе обитель (Ин. 14, 23). Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
|
|