СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВИКЕНТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО, К УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ "РАДОСТЬ РОДИТЕЛЬСТВА".

Екатеринбург, 17 января, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии".

Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

          Мы должны со всей серьезностью задуматься, когда начинается настоящая, крепкая, счастливая семья. Есть, на мой взгляд, отличная притча о матери, которая спросила священника о том, когда начать воспитывать ребенка. На его вопрос о том, сколько времени прошло после рождения ребенка, мать ответила: "Два месяца". И священник сказал ей: "Ты уже опоздала на два месяца…."
          Это хорошая, нравоучительная притча. Но сегодня мы знаем, и научные исследования подтверждают это знание, но характер ребенка, его отношение к родителям, к окружающим, начинает формироваться даже до рождения. Еще во чреве матери дитя чувствует насколько оно желанно, насколько его любят и ждут. И в этой атмосфере любви закладывается основа счастливой семьи будущего, еще не родившегося человека!
          Научить детей любви родители могут лишь тогда, когда они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни, в традиции народного устного творчества, она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий так говорит об этом: "Христианский брак является благодатным и освященным Церковью союзом двух любящих сердец; он устрояется на крепком основании веры, взаимной верности и ответственности супругов. В то же самое время брачный союз мужчины и женщины, совместно растящих и воспитывающих своих детей, является формой общественного служения, основой развития и благополучия государства."
          Однако, что мы ныне видим вокруг? Скажу об этом так же словами Его Святейшества: "К сожалению, в современной жизни нашей страны идеалы святости семейной жизни, чистоты отношений между мужчиной и женщиной во многом утрачены. Мы все чаще слышим о разрушении традиционного уклада жизни. "Осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство" (Прем. 14, 26), торжествующий культ потребления и отказ от духовно-культурных ценностей, которыми жила Россия на протяжении веков, - все это создает неблагоприятные условия для сохранения брака и семьи как основы духовно сильного, нравственно здорового и экономически сильного общества.
          В сложившейся ситуации чрезвычайно важными являются все те добрые усилия, которые направлены на возвращение семье ее высокой социальной роли, на созидание благоговейного и бережного отношения к таинству брака и семьи."
          Полагаю, что наша сегодняшняя конференция, на труды и усилия которой я призываю Благословение Божие, послужит этой благой цели, поиску путей соработничества всех людей доброй воли, соработничества государства, Церкви и общества ради укрепления семьи.
          Как можем мы переломить, изменить сложившуюся ситуацию? "Две цели, для которых установлен брак, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - чтобы мы жили целомудренно, и чтобы делались отцами, но главнейшая из этих двух целей - целомудрие". Это высказывание в современных людей может вызвать недоумение. В узком смысле понятие целомудрия опирается на заповедь "Не прелюбодействуй" и означает сохранение невинности до брака. Бесспорно, это очень важно. Однако, надо учитывать и то, что в широком смысле целомудрие, как строгая нравственность, чистота, связано в православии с некоторым духовным даром. Вспоминим молитву преподобного Ефрема Сирина, которая звучит во дни Великого поста: "Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему".
          То есть в даре целомудрия раскрывается и расцветает любовь Божия к человеку, семье даруется любовь и силы на воспитание детей. В апостольских писаниях и в писаниях святых Отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души. Первоначально значение этого слова было: благоразумие (2 Мак. 4, 37; Деян. 26, 25; 1 Пет. 4, 7), здравомыслие, здравомудрие, премудрость в жизни и слове. Целомудрие является источником внутренней спокойной непреходящей радости и мира. "Целомудрие, - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - есть всеобъемлющее название всех добродетелей".
          Потому не оправдание распущенности и разврата под видом так называемого полового воспитания, а воспитание целомудрия должно стать задачей каждой семьи, школы, высших учебных заведений. В этом мы можем и должны опираться на опыт Соединенных Штатов Америки. Это государство, которое в полной мере испытало все последствия всевозможной "свободы", в том и числе и от заповедей Господних. И какой вывод сделали государственные мужи, обеспокоенные телесным и духовным здравием своих соотечественников?
          22 августа 1996 года президент США Билл Клинтон подписал закон, согласно которому была введена в действие программа с весьма характерным названием - "Обучение воздержанию". На ее реализацию в 1998-2002 годах из государственного бюджета выделены огромные средства - по 50 миллионов долларов ежегодно. Деньги распределяет Бюро здоровья матери и ребенка по заявкам штатов. На каждые 4 доллара, поступивших от Федерального правительства, штаты дополнительно выделяют 3 доллара.
          Данная образовательная программа призвана раскрыть положительные социально-психологические и связанные со здоровьем стороны жизни, которые можно реализовать благодаря половому воздержанию. Главная задача - донести до подростков мысль о том, что воздержание само по себе безвредно и полезно. А в социальном плане это наиболее надежный способ избежать возможных венерических болезней и СПИДа, нежелательной беременности, аборта и рождения внебрачного ребенка.
          Поистине революционный размах приняла в Америке и борьба с абортами. Департамент здравоохранения и социальной помощи США выделил премии для тех штатов, где количество абортов ниже показателей 1995 года: пять - по 20 миллионов долларов - штатам с наименьшими показателями родов вне брака и премию в 25 миллионов долларов - штату с самым низким числом родов вне брака.
          В ноябре 2003 года Конгресс США официально запретил прерывание беременности сроком более 12 недель. Позднее этого срока делать аборт воспрещается даже по медицинским показаниям. Женщина обязана доносить плод, желает она того или нет, - иначе она будет привлечена к уголовной ответственности за убийство! Более того, в случае осложнений врачам предписывается: прежде всего - спасать плод, причем независимо от степени его жизнеспособности. Во вторую очередь медики должны бороться за жизнь матери. Выступая по национальному телевидению 6 ноября 2003 года, президент Джордж Буш приветствовал эти строгие, но справедливые меры. По его словам, он рад, что Конгресс наконец-то обратил внимание на проблему, которая в течение долгих лет не имела удовлетворительного решения. "Когда плод находится в нескольких сантиметрах от жизни, уничтожать его преступно".
          И мы можем видеть итоги этих усилий. В России из четырех зарожденных жизней три прерываются абортами. В США наоборот: прерывается одна, рождаются трое детей.
          Надеюсь, что на данной конференции будут приведены более свежие данные и это международный опыт найдет более полное раскрытие в других выступлениях.
          По моему глубокому убеждению, не надо ждать, пока соответствующие решения и программы будут приняты на общероссийском уровне. Уже сегодня мы с радостью видим на улицах Екатеринбурга социальную рекламу, пропагандирующую счастье многодетных семей. На областном уровне принято решение об учреждении знака отличия "Материнская доблесть". Но чтобы эти и другие меры были максимально эффективным нам, на нашем, местном уровне надо предпринимать усилия по подготовке молодого поколения к семейной, нравственной жизни, к сохранению невинности до брака и к целомудренной верности друг другу супругов в браке. Ведь по слову святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: "Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великою любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в тот дом все блага." Приведу так же и слова святого преподобного Ефрема Сирина: "Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей. Истинно целомудрен, кто не тело только хранит от блуда, но и каждый член-телесный, когда, например, глаза и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными помыслами." А апостол Павел напоминает нам: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1Кор.6, 19-20) "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы." (1Кор.3:16-17)
          Все мы должны понять, что решающую роль в построении семьи играет именно духовно-нравственное начало. Если мы хотим сохранить наш народ от вымирания, необходимо неотлагательно прививать подрастающему поколению Евангельские основы жизни, и православное понимание предназначения человека. Ибо, как говорит пророк: "Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни." (Прем.Сол.8, 7)
          Мы должны донести до сознания нашей молодежи красоту целомудрия и святость таинства Брака, полагающего основание домашней Церкви, научить духовным законам созидания семьи и воспитания детей. Надо, чтобы российская семья снова стала домашней Церковью, как это было на Руси прежде, чтобы она служила спасению всех ее членов и христианскому воспитанию детей. О такой семье очень хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, которого мы уже упоминали сегодня: "Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом, как едина плоть. ... Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии ... Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить; ничто не может нарушить их мирного счастья, потому что где между мужем и женою господствуют единодушие, мир и союз любви, там отсекаются все блага, и супруги бывают безопасны от всяких злых наветов, ограждены как бы великою стеною единодушием о Господе. Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую степень доброй славы; это и от Бога привлекает на них великое благоволение. …Будем ценить выше всего единодушие и все будем делать так и направлять тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетели родителей и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение."
          Наша молодежь должна знать примеры достижения святости через подвиг семейной жизни. Жития святых князя Петра и княгини Февронии, Муровских Чудотворцев, преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского, преподобных Сергия и Варвары, родителей преподобного Александра Свирского, святых Царственных Страстотерпцев дают уму и сердцу много полезного и наставительного в созидании собственной жизни.
          Чтобы не погибла Россия, все мы, дорогие братья сестры, должны подъять подвиг духовного преображения, вернуть в жизнь народа традиционное мировоззрение, основанное на Православии, обращая главное внимание на воспитание молодого поколения. Мы готовы к сотрудничеству с системой образования, медициной, общественными организациями - пусть забота о будущем нашей Родины станет основным содержанием нашего соработничества. Если мы самоотверженно приступим к этому деланию, Бог не оставит наш народ. Он даст России новое возрождение и умножит ее народ, если этот народ снова, как и многие века, станет народом Божиим - хранителем Православия, будет следовать заповеди чадородия, данной нам Творцом. Ибо как подчеркивает апостол Павел, жена, а стало быть и муж состоящей с ней в единстве Брака "спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием." (1Тим.2, 15)

© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.