|
ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА
"СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".
- Владыка, раба
Божия Татьяна из Перми задает вопрос: «В рабочем уголке повесила две иконы,
небольшие, размером меньше спичечного коробка. Начальница приказала убрать их,
причем она врач, профессор, крещеная, была в Иерусалиме у Гроба Господня.
Подскажите, Владыка, как поступить? Отстаивать права или отступить?»
- Не нужно,
конечно, создавать раздор и неприятности из-за того, что, к сожалению, человек
еще не дошел, не дорос, может быть, не созрел к тому, чтобы на рабочем месте
были святые иконы. Еще человек, может быть, не нашел такой твердости в вере,
чтобы можно было открыто исповедовать свою веру. Я думаю, что к этому мы придем.
Поэтому не нужно нагнетать атмосферу, а с любовью покрывать все это и терпеливо
переносить, молиться, чтобы Господь вразумил, укрепил веру, чтобы ваш руководитель
не стеснялась исповедовать Православную веру. Ведь один из показателей того,
что она верующий человек – наличие иконы в своем кабинете или на рабочем месте.
Нужно потерпеть.
- Наталья
Богомолова из Волгограда интересуется: «Почему Церковь не приветствует обращение
к бабушкам-знахаркам? Ведь они издревле славились целительством. Лечили и ставили
на ноги тяжелобольных людей. Священнослужители советуют за исцелением приходить
в церковь».
- Дело в
том, что наши болезни в основном попускаются нам за грехи. И поэтому священники
советуют идти в церковь, потому что церковь есть место, где можно покаяться
в своих грехах. Каждая болезнь должна настраивать нас на то, что, значит, какой-то
есть грех, что есть необходимость его очищения, покаяния. Поэтому, в первую
очередь, нужно идти в церковь, раскаяться перед духовником, и в таинствах церковных
получить ту силу Божию, которая может исцелить от недугов душевных и телесных.
И зачастую бывает так: когда человек поступает именно таким образом, то у него
облегчаются страдания, или он вообще исцеляется от недугов.
Мы опасаемся
всяких бабушек, потому что очень редко бывает, что человек имеет дар Божий.
Это редкость большая, когда исцеляют по особому дарованию Божию. Ибо мы знаем,
что Господь дает дар исцеления тем людям, которые ведут особую духовную жизнь,
чистую, благодатную. И уже на основе своего подвига, своего отречения от многих
удовольствий этого мира, получают от Господа такие дары как возможность целительства.
Это целый
жизненный подвиг. Мы знаем о наших подвижниках, что они тоже имели от Господа
дар исцеления, но это было следствие больших трудов, подвигов, борьбы со своими
грехами, пороками, слабостями, искоренением их, когда человек пришел в состояние
особого смирения, осознания своего недостоинства и осознания того, что дар целительства
имеет не по каким-то заслугам, а по милости Божией. И праведник не приписывал
никогда эти исцеления себе, а всегда говорил: «Это сам Господь по милости Божией
через меня, недостойного, грешного, окаянного, дает такие дары».
Эти подвижники
даже боялись иметь такие дары, чтобы не впасть в гордость. Вся жизнь их – подвиг
искоренения из души гордыни, а тут его будут хвалить, его будут почитать. Поэтому
подвижники опасались потерять благодать Божию.
А нынешние
целители, как правило, духовную жизнь, церковную особо не ведут. Далеки от Бога,
от церковной жизни, но у них есть какой-то дар. Не понятно, чей это дар.
Поэтому мы
предостерегаем, чтобы через такие приманки, как исцеление телесное, не потерять
душу свою, не потерять благодать Божию. Потому что враг рода человеческого –
дьявол имеет хитрость и лукавство, чтобы через какие-то, казалось бы, видимые
действия временных исцелений погубить душу человека, отвратить его от Бога,
от Церкви, от церковной жизни, от истины, от пути ко спасению.
Это для нас
самое главное. Ведь жизнь дана на земле для того, чтобы человек своим трудом,
подвигом мог достигнуть вечного блаженства в Царстве Божием. Этот подвиг, этот
труд, который несет человек в своей жизни, должен быть во имя Божие, во имя
Христа Спасителя, чтобы тем самым сподобиться вечной блаженной жизни.
И живя по
Евангелию, человек меньше думает о каких-то радостях и утешении в этом мире,
а больше думает о тех благах, которые его ждут за терпение трудностей, болезней,
скорбей, которые есть в нашей жизни.
Мы советуем
людям, которые имеют какие-то телесные болезни, обратиться к нашей современной
медицине, которая довольно на высоком уровне могла бы помочь человеку в исцелении
телесных недугов. Сейчас у нас очень тесное сотрудничество с больницами, и сами
врачи признают, что есть болезни душевные, есть болезни телесные. Когда они
стараются все вкладывать, чтобы помочь человеку в исцелении телесных болезней,
и видят, что лечение не получается, тогда врач, который понимает, говорит: «Идите
в церковь, там только могут вам помочь. Господь Бог, если даст Свою милость
и помощь, может исцелить. Мы уже что могли, сделали».
В церкви
мы могли бы направить человека, чтобы он нес какой-то подвиг, какой-то труд,
покаянный подвиг, чтобы получить прощение от Бога своих грехов. Очищаясь от
грехов, мы тем самым освобождаем душу от тяжести греховной, и душа получает
исцеление своих недугов. Поэтому во взаимоотношениях медицины, традиционной
нашей медицины и Церкви делаются такие великие дела для блага человека.
- Звонок из Первоуральска:
«В Библии имеются слова: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет
ему от Отца Моего». И в главе 6, стих 44, Евангелия от Иоанна также сказано:
«Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».
Также в Библии, не помню откуда: «Не мешайте детям приходить ко Мне». Но ведь
это же значит, «не ведите ко Мне детей против их воли»?
Лично я могу из
цитированного сделать следующий вывод: у каждого человека должен быть свой путь,
свои жизненные обстоятельства, свои причины и свой осознанный выбор пути к Богу.
И только после принятия Бога человек идет в церковь и совершает обряд Крещения.
Но в настоящее время в обществе принято крестить детей еще во младенчестве,
когда они не могут и почувствовать необходимости в Боге. Как результат этого
– многие крещеные в детстве во взрослой жизни просто разочаровываются в Боге
и теряют веру в Него.
Не должно ли крещение
проходить по воле крещаемого? То есть, это должен быть уже осознанный выбор,
пусть хоть и в детском возрасте. Тогда не будет разочарований во взрослой жизни».
- Крещение
детей мы совершаем в младенчестве, в самом раннем младенчестве по вере восприемников.
Конечно, у нас есть проблемы, что восприемники, к сожалению, не выполняют свою
функцию как духовный отец, или духовная мать по отношению к детям, не воспитывают
их в духе Православия, в духе церковной жизни, в духе веры с самого раннего
возраста. А нужно воспитывать их и прививать любовь к Богу.
А это очень
важно. Необходимо это делать, потому что если мы оставляем ребенка без внимания,
без воспитания его в религиозной жизни, то он растет «дикой маслиной». И тогда,
конечно, когда он вырастает, ему очень тяжело справиться со своими уже закоренелыми
привычками, грехом или беззаконием, или безверием. Тогда, конечно, наоборот,
он приходит в разочарование и недовольство: «Почему же меня раньше не учили?
Почему, когда я был ребенком, мне не говорили о Боге? И я не знал, я столько
натворил за свою жизнь».
Человек приходит
потом к Богу через трудности, через испытания, через горечь, через страдания,
через болезни. И тогда только он познает Бога, и Господь его утешает и укрепляет.
Почему же
нам не сделать так, чтобы дать человеку доступ к Богу, как мы слышали в Священном
Писании: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне». Это Господь призывает нас,
чтобы мы детям дали возможность приобщиться с самого раннего возраста к Богу,
к Божественной истине. И когда ребенок получит, приобретет навыки христианской
жизни с самого детства, он тем самым избежит многих неприятностей, многих трудностей,
многих болезней, многих скорбей. Потому что скорбь – это ошибка в духовной жизни,
ошибки наши жизненные. А чтобы не дать человеку попасть в такую греховную тьму,
мы и крестим в раннем возрасте. Чтобы родители, восприемники воспитывали правильно
своих детей, и тогда они никогда не разочаруются, даже будут благодарить, что
они получили с самого детства навыки христианской жизни и от многих бед избавились,
потому что они знали, как жить, как правильно поступать в тех или иных ситуациях.
И еще такой
пример можно привести из жизни нашей: если посадить дерево, маленькое дерево,
и за ним не ухаживать (пускай оно растет до зрелости), а потом посмотреть, какие
плоды оно даст. Мы знаем, что это дерево будет расти, но если оно плодоносное,
то плоды будут очень горькие, невкусные. Они будут дикие, эти плоды.
А если за
деревцем ухаживать, вовремя поливать, вовремя его подстригать, вовремя удобрять
землю, то оно вырастет красивым деревом, стройным, плодоносным, и плоды будут
приятные на вид и на вкус.
Таким же
образом бывает и с детьми. Родители их рождают, и должны, как за деревцем, за
ними ухаживать, следить, воспитывать и направлять на правильный путь, чтобы
они укрепились в добре. И тогда, когда они будут твердо стоять в добре, добродетельной
жизни, – никакие невзгоды жизненные не могут их сломить. И никакие бури житейского
моря не могут их победить. Они будут стойко стоять под всеми искушениями и не
будут падать под натиском всяких бурь и скорбей этого мира.
Конечно,
мы ошибаемся в том, что позволяем, как это сейчас принято, детям «почувствовать
свое детство», позволяем им жить «своей жизнью», а потом – пусть вырастут и
сами определятся. Это неправильно. Это очень большая ошибка. Поэтому сейчас
мы имеем такую молодежь, таких детей, которые нам приносят очень много скорбей
и болезней, трудностей, неприятностей. Мы не можем с ними справиться. Они самим
себе преданы, что хотят, то и делают, и никого не слушают.
Это мы их
подводим к тому, чтобы они не слушали нас, то есть нарушили заповедь Божию о
почитании родителей. И родителям самим неприятно, что вырастают дети, но никого
не слушают и делают, что хотят. И дети, которые нарушают заповедь о почитании
родителей, попадают нередко в тяжелые ситуации. Потому что Господь сказал: «Чти
отца твоего и матерь твою, и благо те будет, и долголетен будеши на земли».
Эта заповедь с обетованием, с обещанием: если будешь почитать, – будет тебе
благо, и будешь долго жить на земле. Мы видим, что молодежь не особенно благо
живет на земле. И не особенно долго живет, к сожалению. Очень многие из них
умирают преждевременно, потому что они преданы своим страстям, своим порокам,
наслаждаются в грехах, у них ослабевает сила телесная и душевная, и многие рано
уходят из этой жизни.
Наслаждение
в грехах – это не есть настоящая радость и утешение. Это есть укорочение своей
жизни.
Что мы детям
даем? Даем то, чтобы они меньше жили, потому что неправильно их воспитываем,
даем неправильное направление жизни. Поэтому взрослые очень виноваты в том состоянии,
в котором находится сегодня наша современная молодежь. Мы, взрослые люди, даем
многие соблазны, многие неправильные примеры в жизни, и дети, конечно, вырастают
в таком тяжелом состоянии, в котором потом нелегко их воспитывать и возвратить
назад.
Г осподь очень
милостив и промышляет о каждом, разными путями нас приводит к истине, к правде,
к церковной жизни, Божественной жизни. Многие молодые люди, прошедшие «через
огонь и воду», через всякие страсти и грехи, пороки и развращенности приходят
в Церковь, каются, исправляются и начинают жить по-другому. Но они прошли какие
труды! Зачем это допускать, когда можно с самого детства нучить их правильно
жить, и они бы были настоящими, хорошими людьми, добрыми, добродетельными и
приносили большую пользу всему нашему обществу.
- «101 день назад
у меня умерла дочка. А иконы святой Людмилы, имя которой она носила, остались
у нас в доме. Что нам с ними делать?»
- Пускай
будут в вашем святом уголке. Это святые иконы, молитесь. Ничего страшного, что
они в доме находятся. Не нужно иметь каких-то мыслей, что может что-то случиться.
Господь знает все, Господь милует всех нас. Если мы будем жить благочестиво,
богоугодно, ничего с нами не случится.
Есть разные поверья. Не нужно этим поверьям предаваться и смущаться. Нужно считать
икону святыней и молиться перед ней.
- Вопрос из Чебоксар:
«Можно ли заниматься йогой? Она воспитывает тело и дух. А батюшка мне сказал,
что нельзя. Почему?»
- Потому
что йога воспитывает гордыню большую. А гордость есть грех, большой порок. Из-за
гордыни и ангелы были низложены с неба. Из ангелов света получились ангелы тьмы.
Поэтому жизнь православного христианина заключается в том, чтобы он боролся
со своей гордыней, приобрел смирение, потому что на основе смирения можно спастись.
Господь наш
Иисус Христос показал нам пример смирения с самого раннего детства, то есть
с момента пришествия в мир. Он, Царь Неба и земли, Творец Неба и земли, пришел
к нам в яслях для скота. Вот показатель Его смирения. Он пришел на землю спасти
людей не через гордость, не через Свое могущество славы, а через смирение, через
послушание воле Небесного Отца Своего.
Мы знаем,
что после некоторого времени была угроза смерти Богомладенцу Христу от Ирода.
И Господь наш Иисус Христос опять проявил Свое смирение. Он не воспротивился
этому злу, Он ушел в Египет и там пребывал некоторое время. Конечно, Он как
Бог, имеющий Божественную силу, мог бы поразить Ирода и тем самым сокрушить
все, но Он опять проявил смирение.
И мы, по
примеру Христа Спасителя, весь путь своей жизни должны стремиться ко смирению.
А смирение – это есть твердыня, это крепость, это сила, великая сила, которая
нас укрепляет.
Ведь почему
у нас сейчас очень много нервных стрессов? И люди болеют сердечными заболеваниями
чаще всего? Потому что много есть гордости, а неудовлетворение своей гордыни
приносит нам стрессы. Человек, который научен смирению, может все невзгоды этой
жизни перенести очень легко, свободно, не причиняя себе никакие недовольства,
скорби и страдания. Когда он смирен, когда он послушен, – он понимает и ориентируется
в ситуации и сам себя успокаивает, сам себя удаляет от острых моментов. Он может.
А гордый человек не может. Он приносит себе травму за травмой. Постоянно: «Почему
и почему? Почему так со мной поступили? Почему так сделали?» И так далее. Вот
поэтому воспитывать через йогу тело, дух и душу не совсем верно, потому что
воспитывать какие-то способности телесные – это ничего не дает. Дает только
гордыню – «вот что я могу!» Все могу – по стенке ходить, по потолкам ходить.
Но какой смысл в этом? Никакого смысла нет. Показать себя, что я могу это сделать?
Ну, показал, а дальше что? Аскетика православная как раз в том, чтобы воспитывать
себя в смирении, в послушании, в терпении, в любви к ближнему, к Богу. Поэтому
и не рекомендуется время тратить на то, чтобы упражняться в йоге и ничего не
достигнуть спасительного для себя. А нужно упражняться в тех добродетелях, вырабатывать
те навыки духовной жизни, которые укрепляют душу перед всеми искушениями этого
мира, укрепляют в смирении, в послушании, укрепляют человека в добродетельной
жизни, которую он приобретает кротостью, смирением, и терпением, послушанием
и снисхождением друг к другу, в любви, уважении, и т.д. Любви даже к врагам
своим. Вот цель жизни. Чтобы можно было и врагов своих любить, и за них молиться.
Не проклинать их, а благословлять, как сказано в Священном Писании. Вот наша
задача – путь к совершенству.
- Владыка, а
что это за упражнение ко смирению? Повод для гордыни подстерегает нас на каждом
шагу. Можно ехать в трамвае на работу, тебе кто-то наступил на ногу. Можно,
например, высказать человеку все, что думаешь, а можно проявить смирение. Как
оно тренируется, смирение? Что надо сделать? Стиснуть зубы, чтобы не сказать
ему все, что ты думаешь?
- Нужно разумно
подходить ко всем ситуациям жизни. Если наступили на ногу в трамвае, мы понимаем,
что человек наступил не потому, что так он хочет, а потому, что такая ситуация
в транспорте. Резко затормозил или дернул трамвай... Хочешь - не хочешь, но
это случилось. Что винить человека, который не виноват?
Когда человек
так размышляет и так настраивает свой ум, он оправдывает человека в его поступке,
не дает волю своей гордыне. А если мы себя начинаем изнеживать и оправдывать,
и себя возносить высоко, то, конечно, у нас появится и гнев, и раздражение,
и мы, может быть, даже ударим этого человека. «Боль за боль, зуб за зуб». А
если мы будем правильно относиться к этому и правильно понимать ситуацию, то
мы, конечно, скажем: «Да, больно, неприятно, а вдруг я бы так сделал, и ему
было бы больно? Что я тогда? Конечно, буду просить у него прощения, он простит
меня, и мне будет приятно».
Тем самым
исполняется заповедь: «Что не хочешь себе, не делай ближнему своему». Вот не
хочешь, чтобы тебя ругали, когда ты кому-то нечаянно сделал неприятное, то не
делай и ближнему твоему. В данном случае вот так надо всегда ставить пред собой
заповеди Божии, учение Христово. И тогда мы как бы плаваем в Священном Писании,
в любых ситуациях мы находим выход, ответ из Священного Писания. Что бы Христос
сказал в таком случае? Что делать в таком случае? Он сказал бы, что если ты
не хочешь, чтоб тебя ругали, то не ругай никого и не обижайся. Поэтому человеку
всегда можно упражняться в смирении. Через разум, через разумное рассуждение
и через оправдание своего ближнего и осуждение самого себя. Самоукорение и оправдание
ближнего своего.
С архиепископом
Викентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
Программа «Архи-пастырь»
выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
На телекомпании «Союз»
(в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00,субботам
– в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
Свои вопросы Владыке
Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217-93-38.
|
|