ОТВЕТЫ АРХИЕПИСКОПА ВИКЕНТИЯ НА ВОПРОСЫ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ТЕЛЕКАНАЛА "СОЮЗ" И РАДИОСТАНЦИИ "ВОСКРЕСЕНИЕ".

          - Владыка, первый вопрос сегодня от телезрителей такой. Павел из Перми спрашивает: «Для чего Бог создал человека?»
          - Господь создал человека для вечной блаженной жизни, потому что Господь не хотел один наслаждаться теми благами, в которых Он находится. И поэтому создал человека, чтобы он тоже радовался жизни в общении с Богом, в утешении. Человек создан для вечной блаженной жизни. Но, к сожалению, человек пал, нарушил заповеди Божии, и был изгнан из райского, благодатного состояния.
          И Господь наш Иисус Христос пришел на землю, чтобы вновь возвратить в то первосостояние людей, которое они потеряли вследствие грехопадения.
          Сейчас идут дни Рождественского поста, и мы готовимся своей чистой жизнью, которую принес нам на землю Христос Спаситель, живя евангельскими истинами, учением Христовым, к Рождественским дням. Тем самым мы показываем, что мы являемся последователями Христова учения, Христа, который пришел на землю искупить нас, чтобы возвести нас на небо, чтобы возродить нашу природу после грехопадения наших прародителей.
          И мы, послушные воле Божией, стремимся к тому, чтобы Божией милостью, Божией благодатью, силой Господней очистить, омыть и исцелить нашу падшую природу благодатью, и тем самым возвратиться в благодатное место, откуда люди были низринуты вследствие грехопадения наших прародителей. Мы имеем возможность вновь возвратиться к той жизни, для которой Господь и сотворил человека.
          - «Здравствуйте! Это звонит Александр из Екатеринбурга. Расскажите, пожалуйста, о иконе Божией Матери «Скоропослушница». Какая история связана с этой иконой?
          - Икона «Скоропослушница» прославилась на Афоне. В одном из афонских монастырей – Дохиар, один из монахов, который имел послушание на трапезе, часто проходил мимо этой иконы и как-то небрежно относился к этой святыне. Он просто уже привык к иконе и проходил мимо небрежно, не обращая на святой образ внимания. Бывало, даже проходил со своей свечой, с лучинкой и коптил эту икону. И вот однажды услышал монах голос: «Сколько ты будешь в небрежении по отношению ко Мне?», но не обратил на это внимания. Это было несколько раз ему сказано от иконы, и однажды он, проходя с таким небрежением пред ликом святой иконы, ослеп. Ослеп и не мог дальше двигаться. Тогда он понял, что не послушался воли Божией, воли Божией Матери, и осознал, что он согрешил перед иконой: неблагоговейно относился к святому образу, проходил мимо небрежно, не кланялся, не почитал ее, не лобызал, как это положено православному христианину. И за это Божия Матерь его наказала.
          Но Пресвятая Богородица умилосердилась над этим человеком, и в течение одной ночи он исцелился от болезни. Божия Матерь скоро услышала покаянные вопли этого монаха и исцелила его от от слепоты.
          Поэтому эта икона стала называться «Скоропослушница» – Божия Матерь скоро услышала покаянный вопль согрешившего монаха. Услышала, исцелила и даровала ему радость и утешение.
          Образ Божией Матери «Скоропослушница» стал очень почитаем и на Руси, многие стали писать эту икону, делать списки.
История этой иконы говорит нам о том, что нам необходимо благоговейно относиться к святыням нашей Церкви, особенно к иконам, потому что икона имеет большое значение для нас, потому что она есть проводник благодати Божией, окно в иной мир, мир духовный, мир Божественный. И поэтому к святыне мы должны относиться благоговейно, со страхом Божиим, с любовью и особым почитанием.
          - Звонок из Нижнего Тагила: «Почему Господь, зная, что человек попадет в ад, все равно попускает ему бытие на земле?»
          - Господь всем желает спастись и в разум истины прийти. Но человек по своей свободной воле сам выбирает – или ад, или рай. Господь дал всем путь ко спасению, призывая к нему. Только мы все, к сожалению, избираем путь не ко спасению, а к погибели.
          Господь, конечно, знает о нашей участи, но Он дает нам возможность выбрать путь ко спасению. И сейчас, видите, мы имеем такую возможность всем об этом громогласно говорить, чтобы люди оставили грех, оставили беззаконие, свою греховную волю и жили по воле Божией и, не уклоняясь от нее, стремились выполнять заповеди Христовы. И тогда, конечно, обеспечено всем нам спасение, радость и утешение в Царстве Божием.
          Все от нас зависит, от нашего произволения, потому что нам Господь вручил великий дар свободы, свободного выбора, свободной воли. Поэтому мы должны разумно подходить к своей жизни, смотреть глубоко на ее смысл и избирать путь ко спасению, который нам открыт. Все Господь даровал, особенно в современном мире – мы можем услышать о Божественной истине и по телевидению, и по радио, и в газетах почитать, и литературы у нас много есть духовной, которая может помочь в руководстве ко спасению.
          - Вопрос из Перми: «А что будет с человеком, если он некрещен, но вся его жизнь соответствует десяти заповедям?»
          - Господь говорит, что кто не родится от воды и духа, тот не наследует Царства Божия. Конечно, печально, что человек вроде бы внешне пытается жить нравственно, духовно, но не находится в ограде церковной. К сожалению, такой не может достигнуть спасения, потому что вне Церкви нет спасения. Поэтому необходимо, чтобы человек принял Святое Крещение, стал членом нашей Церкви и имел доступ ко всем Таинствам Церковным, тем самым достигая Царства Божия.
          - Спасибо Владыка!
          Зинаида из Пензы задает такой вопрос: «Что делать, если нашел золотой крестик с цепочкой?»

          - Нужно взять этот крестик, окропить его святой водой, может быть, сохранить его у святого уголка, у икон. Может быть, кому-то подарить, если есть необходимость, или оставить у себя дома и почитать его как святыню.
          - Раба Божия Галина из Челябинска спрашивает: «Как правильно и достойно провожать своих усопших: в доме, в церкви, на кладбище?»
          - Конечно, лучше всего отпевать наших усопших в храме Божием.
          Была раньше такая традиция: человек постоянно ходил в церковь, являлся прихожанином той или иной церкви, и для него церковная жизнь была самым важным в земной жизни. Поэтому после того, как человек умирал, его родственники как бы последний раз провожали его в церковь.
          Таким образом усопший присутствует за вечерним богослужением. Потом, ночью, в церкви близкие, родные читают о нем Псалтирь. А утром усопший христианин пребывает последний раз за Божественной литургией, заупокойной Божественной литургией. После этого совершается чин отпевания. И тогда со всеми прихожанами, с которыми этот человек жил в течение долгого времени, он прощается, прихожане прощаются с ним, родные близкие, его провожают в последний путь, на кладбище. Там еще совершается лития, и запечатывают гроб. Тем самым заканчивается чин погребения.
          Вот такая была у нас традиция, и, конечно, хорошо было бы возродить ее сейчас. Есть эта возможность у нас здесь, в кафедральном Иоанно-Предтеченском соборе. Это практикуется сейчас. Мы предлагаем принести усопшего православного христианина на ночь, есть возможность читать Псалтирь над усопшим в течение всей ночи. Потом, после Божественной литургии, отпевают. Такая практика уже существует, уже возрождается. Это было бы хорошо, если бы было повсюду.
          - Звонит телезритель из Ашхабада: «У меня после операции память какая-то слабая. Не осваиваю материал в полном объеме, а объем большой. Можно ли ради Иисуса просить у Бога, чтобы память улучшалась? Ведь сказано: «Просите во имя Мое».
          - Конечно, можно просить у Бога…
          - «Второй вопрос: Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к батюшке Власию?»
          - Я хорошо отношусь к батюшке Власию. Это духовник, уважаемый и почитаемый духовник монастыря, поэтому отношусь к нему с уважением.
          Что касается вашей проблемы с памятью, то, конечно, мы молимся Господу Богу, чтобы Он исцелил, укрепил нас, даровал то, что мы пожелаем. Нужно полагаться на волю Божию. Если Господь не исполняет то, что мы желаем, то, конечно, нужно смиряться и быть благодарным Богу за то, что Он дал возможность трудиться и исцелил нас от основной болезни. И следствия болезни, – то, что несколько память ослабла, – нужно вот так терпеть. Но в том, чтобы просить у Бога полного исцеления, нет никакого греха.
          - «Если батюшка знает, что будут кремировать, может ли он отпевать усопшего?»
          - Православная Церковь не приветствует кремирования. Конечно, это очень плохо, что мы пришли в такое время, когда усопших сжигают. У нас не принято в Православной Церкви сжигать тело усопшего. У нас принято, чтобы он был предан земле. Как Господь сказал: «Земля еси и в землю отъидеши». И мы должны предавать усопшего земле по нашему православному обычаю.
          Сжигать тело усопшего – это не наша традиция, не русская, не православная традиция, поэтому от этого нужно отказываться, потому что это не по-христиански.
          Конечно, есть некоторые батюшки, которые очень ревниво к этому относятся, и они даже не отпевают человека, которго собираются кремировать. Но, конечно, если человек и поступил не совсем правильно, мы допускаем, чтобы его отпеть за богослужением в нашей Церкви.
          - Вопрос от телезрителя из г. Чебоксары: «Говорят, к нам в Чебоксары привезли установку для вшивания чипов. Что нужно, чтобы защититься от этого? Что нужно делать нам, православным христианам?»
          - Да, конечно, это печально, что мы подходим к этому времени. Мы знаем, что это для здоровья очень опасно, для души и т.д. Поэтому единственное, что мы можем, – это молиться. Мы можем сейчас обратиться к представителям власти, – мы имеем такие права, – к депутатам нашим, которых мы избираем, и высказать свое отношение к этому явлению. И, может быть, даст Бог по нашим молитвам, по нашему старанию избежать этого испытания, искушения.

          С архиепископом Викентием беседовал Илья ЮКОВ. Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

          Программа «Архи-пастырь» выходит на епархиальной радиостанции «Воскресение» – в 14.20 и 20.20 по вторникам.
          На телекомпании «Союз» (в Екатеринбурге – 21 канал) по средам – в 17.30, четвергам – в 12.00,субботам – в 16.30 и воскресеньям – в 12.00 и 19.30.
          Свои вопросы Владыке Викентию вы можете задать, позвонив на телестудию епархии по телефону: (343)217-93-38.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.