|
ПРОТОИЕРЕЙ АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ: "ПРАВИТЕЛЬСТВА МЕНЯЮТСЯ,
А ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА ОСТАЕТСЯ НЕЗЫБЛЕМОЙ…".
Беседа в прямом эфире Православной телекомпании «Союз». (Екатеринбург,
6 декабря 2006 года)
- Здравствуйте,
дорогие телезрители!
6 декабря Русская
Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского.
Всю свою жизнь он служил Отечеству. Как воспитать в своем ребенке чувство патриотизма
и нужно ли оно в современном обществе, – на эту тему мы пригласили побеседовать
преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета, члена Союза писателей
России, настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе города Москвы, протоиерея
Артемия Владимирова.
Здравствуйте,
батюшка! Скажите, пожалуйста, что такое чувство патриотизма, и нужно ли оно
сегодня, когда, по большому счету, его государство просто использует? Может
быть, я ошибаюсь.
- Вы знаете,
правительства меняются, а Отечество, Родина остается незыблемой. Меняются политические
установки, концепции, которые никак не выработают единую здравую линию державного
мышления, а дети наши растут, и должно взращивать их в тех началах, воплощением
которых был герой жизни, герой Cвятой Руси, благоверный князь Александр. Если
рассматривать Россию как какую-то «банановую республику», как полигон для захоронения
чужих ядерных отбросов, тогда нам не нужны государственники, те, кто любит свою
землю, но нужны какие-то манкурты, иваны, не помнящие родства.
- Этот процесс
сейчас и происходит…
- Ну, не
будем, может быть, так обобщать. Вот, к примеру, московские батюшки. Они похожи
на гоголевского Чичикова. Тот, вы знаете, ездил по России в поисках мертвых
душ, а батюшки ездят по России в поисках живых душ, и находят их. Я, например,
каждый год езжу сюда, в Екатеринбург, и жду этого часа, чтобы в день святой
Екатерины послужить в вашем величественном Троицком соборе, посетить школы,
педагогические университеты. И взору, поверьте, открывается много светлого и
оптимистичного.
Итак, взращивание
любви к Родине, с чего оно начинается? Например, для горожанина, спрятавшегося
от необозримых просторов родной земли в бетонных коробках? Очень важно для маленьких
наших детей соприкосновение с красотой родной земли. Мы должны научиться любить
ее не виртуально, но щупать ее собственными пальцами. И, в этом отношении, любовь
начинается с родного дома, с березы, «принакрывшейся снегом, словно серебром»…
- Для нас обычно
сейчас больше детям показывают природу Турции, Египта, других курортов...
- Да, мы,
русские, – путешественники, мы хотим все знать. Еще Гончаров на фрегате «Паллада»
путешествовал, еще Афанасий Никитин удивлялся алмазам в каменных пещерах Индии,
но это не мешало ему любить тверскую землю, а, напротив, вернувшись из этого
путешествия, – по крайней мере, в фильме советском показано, – он пал на нее
и слился с нею, как дитя, прижавшись к матери. И можно, можно посещать курорты.
Однако кто чем увлекается, тот тем и искушается. Обидно за наших детей, которые
все каникулы проводят в заморских странах, но ни разу не были в Ферапонтовом
монастыре, лишь понаслышке знают о Соловках и не бродили по седым холмам Урала.
- Несовременным
считается путешествовать по России, непрестижным. Ребенок, который пишет в летних
сочинениях про летние каникулы, что он побывал у бабушки в саду, выглядит достаточно
бледным по сравнению с тем, кто рассказывает о пирамидах, увиденных в Египте.
- Все зависит
от взрослых, окружающих детей, от их вкусов и их привычек.
- Как убедить
ребенка, что собственная природа, природа родного края не менее красива, не
менее богата?..
- Его не
нужно долго убеждать, но какому-нибудь физруку, или бывшему офицеру Советской
Армии, папе, еще не утратившему пороха в пороховницах, нужно взять рюкзак, свернуть
палатку, в один прекрасный день выйти вместе с тремя-четырьмя подростками и
уйти на весь день в поход.
Я знаю священников,
в этом отношении удивляющих весь мир. Некий батюшка, у нас там, поближе к Москве,
отец Андрей (он из штурмовиков, из десантников) нашел «золотой ключ» к сердцам
подростков-сирот, столкнувшихся уже с преступным миром, но затем вошедших в
светлую орбиту Матери-Церкви. Как он научил их полюбить не только Родину, но
и друг друга, мало-помалу возвел их мысли к Богу? Он вместе с ними совершал
восхождение на Ай-Петри в Крыму, затем забрался на Памир, а теперь чуть ли не
готовится к покорению Эвереста.
Вот, бард
советского времени Высоцкий был не так уж неправ, когда говорил, что в связке
познается, кто рядом, – друг или враг или «так». И, оказывается, что экстремальные
обстоятельства, суровая борьба со стихией, стремление выжить, чувство локтя,
чувство долга – это уже как бы отжившие категории для современных молодчиков.
Все это приходит и становится на свое место, когда рядом есть взрослый, с крестом
на груди, с любовью в сердце, умеющий быть и строгим, и справедливым, а главное,
– не жалеющий времени для того, чтобы водиться с подростками и ненавязчиво в
этих братских трудах созидать душу живую.
Думаю, что
все эти поездки в Арабские Эмираты (они хороши, конечно, если средства есть,
красиво жить не запретишь) часто скрывают у взрослых недостаток желания действительно
глубоко общаться со своими детьми и взращивать в них те бойцовские качества,
которые всегда характеризовали русского человека. Но я как раз не склонен придерживаться
такой пессимистической ноты, потому что вижу сейчас очень много интересного
и в школах. Скажем, в Рязанской губернии сегодня очень модной и современной
является установка на то, чтобы старшие школьники общались с воинскими частями,
там есть у нас и танковые, мотострелковые дивизии. Мальчишки с горящими глазами
примеряют униформу, дотрагиваются до современных видов вооружения, «нюхают порох»
и, действительно, вспоминают суворовскую эпоху, когда наш прославленный генералиссимус
и ел, и пил с солдатами, и совершал чудеса, преодолевая вместе с ними Альпы.
Вот это патриотизм.
- У нас есть
звонок из Пскова: «Батюшка, скажите, пожалуйста, на Божественной литургии священник
произносит слова: «Оглашенные, главы ваши Господу преклоните». Кто должен преклонять
главу? Крещеные или же не крещеные? Либо все, стоящие в храме? Как правильно
себя вести при этих словах? Спасибо, батюшка!»
- Благодарим
вас за глубокомысленный вопрос. Этот же вопрос, между прочим, некогда задавал
Николай Васильевич Гоголь, оставив замечательное произведение, которое, убежден,
скоро будут преподавать в средней школе, «Размышления о Божественной литургии».
Не только «Вечера на хуторе близь Диканьки», и не только содержание «Вия», –
я не убежден, что нужно семиклассникам подробно вчитываться в подвиги главного
героя последнего произведения. Вот в «Размышлениях о Литургии» Николай Васильевич
говорит: «Да, конечно, мы с детства крещеные люди, и когда мы стоим на службе,
слыша слова дьякона «преклоните главы, оглашенные». Кто суть оглашенные? Те,
кто еще не крещен, но оглашается, просвещается словом, исходящим из уст пастыря,
и готовится к Крещению. Да, мы крещены, но внутрь себя посмотрев, мы увидим,
что нам много не достает. Мы с детства крещены, но не просвещены. Еще много
нужно нам трудиться, дабы в сердцах крещеных людей возросли подлинная, живая,
а не слепая, вера, нелицемерная любовь. И поэтому, конечно же, осознавая свое
недостоинство, мы, крещеные, преклоняем нашу главу, но не исходим, потому что
благодать службы зовет нас вперед, к таинству Святого Причащения. Что касается
людей некрещеных, если они находятся в данный момент на службе, то, услышав
слова «изыдите», они призваны покорно выйти за церковные двери, потому что таинство
Причащения еще невозможно усвоить умом, покуда Крещением не просвещено сердце.
- Продолжим беседу
о патриотическом воспитании. Сейчас, может быть, опять это будет звучать пессимистично,
но, тем не менее, юноши все еще не хотят идти в армию, не считают это своим
долгом, не считают долгом защиту своей Родины. Как правило, слышится: «Вот если
что-то случится, тогда я пойду, а сейчас вроде это как-то ни к чему, это не
нужно».
- Без вины
виноватые подростки и юноши сегодня стали жертвами определенной контрпропаганды,
за которую раньше можно было получить статью «измена Родине», «вредительство».
Сегодня – пожалуйста: в тех или иных передачах можно услышать такое, что у нормального
человека, патриота, волосы дыбом встают. И, думаю, что нам, родителям, есть
о чем подумать. И, прежде всего, наверно, среднему воинскому составу, офицерам.
Ибо, на первый план сегодня должно, мне кажется, выйти следующее: необходимо
в армейских подразделениях, на «учебке», как говорят, создавать человеческие
условия для наших юношей. Должно уйти в небытие то, что называется дедовщиной,
то, что называется попранием всех норм, когда человеческая личность загоняется
в угол, словно затравленный волчонок. И, с одной стороны, мы должны взращивать
в наших юношах стремление получить закалку, физическую подготовку, и свой долг
священный исполнить, но при этом должны уметь и принять этих детей, у которых
еще молоко на губах не обсохло. Должны не покалечить, а защитить их жизнь, должны
помочь раскрыться их нравственным, бойцовским качествам, закалить, сделать из
них настоящих мужчин, а не неврастеников.
Это общая
задача. И, не случайно, сегодня так бурно дискутируется, обсуждается вопрос
о допуске священника в армию. Потому что слово «батюшка», оно у вас фигурирует
в самом названии передачи, – теплое, родное. И если будет священник рядом, он
поддержит, утешит, укрепит «маменькиного сыночка», выросшего на всем готовом,
потребителя, который не привык ни служить другим, ни заботиться о других, смотрел
всегда не в глаза маме, а на сумку, которую она приносила в натруженных руках.
И, конечно, мы должны всем миром над нашей молодежью трудиться и пестовать ее.
Вопрос этот непростой. Но, дай Бог, потихонечку нам пережить наше «бестальковое»
время, как выражался один бард, безвременно ушедший, и возродить те начала национальной,
духовной, политической, государственной жизни. Ибо сегодня в нашем обществе
только две партии. Ни «Яблоко», ни «Любители пива», но две партии: разрушителей
и созидателей. И это не формальное разделение – оно проходит в глубинах человеческой
совести. Но каждый на своем месте либо созидает, либо за пятак готов продать
и собственную мать. И, поэтому, я думаю, что Бог спросит с каждого из нас: со
священника – свое, с телеведущего – свое. Но, слава Богу, и времени, в котором
мы живем, что сегодня действительно личная инициатива может очень многое. Нам
даны все условия для того, чтобы сплотиться. Я имею в виду людей искусства,
служителей средств массовой информации, учителей, военных. И потихонечку, единым
фронтом начать наступление против культа чувственных удовольствий, против засилья
пошлых шоу, где взрослых превращают, не хочу произносить грубых слов, в недоразвитых
детей, в каких-то духовных олигофренов. Многое зависит от личной, активной жизненной
позиции каждого из тех, кто смотрит нашу передачу.
- «Здравствуйте!
Батюшка, у меня такой вопрос. У нас в 37-й гимназии сегодня отмечали день Николаса.
Я так понимаю, что это день святого Николая в католическом летоисчислении. Как
православным родителям относиться к католическим праздникам, отмечаемым в наших
гимназиях и школах?»
- Я бы не
поверил, если бы Вы мне по телевидению не задали такой вопрос. Действительно,
смеху подобно! День Николаса! Хорошо, что не Карлсона, и не Петерсона. Скоро,
19 декабря, будет праздноваться память святителя Николая, когда и стар и млад,
и простецы и мудрецы будут ожидать от него подарков. Он действительно умеет
каждому преподнести свой подарок. И славить этого милостивого угодника Божия,
учащего помогать нуждающемуся бескорыстно, во славу Божию.
Меня действительно и удивляет и обижает эта рабская зависимость некоторых государственных
школ от западных стандартов и каких-то дешевых установок. Чего стоит упомянутый
«Хеллоуин» – «день всех святых» в кавычках, а на самом деле, день шабаша и нечистой
силы, который утвердили было даже в столице Первопрестольной. Но, попраздновав
два года и убедившись, что потом школьные здания остаются разрушенными, а дети
выбиваются на всю четверть из нормального ритма учения, был запрещен этот день.
То же самое и с сексуальным пресловутым просвещением в Москве, которое, как
водородная бомба... Не буду сейчас упоминать этих деятелей, Бог шельму метит,
несколько лет тому назад пытались протащить в средние учебные заведения «секспросвет».
Думаю, что это просто недомыслие. Это тупое рабское подражание, свидетельствующее
об атрофировании не только патриотического, духовного чувства, но и культуры.
- А как родителям
быть, что им делать в этой ситуации?
- А родители
должны понимать, что они налогоплательщики, и они заказывают, так сказать, пакет
содержимого в школы. Школа нынче должна выполнять волю родительского комитета.
Родители платят налоги и, стало быть, они должны контролировать происходящее
в школе и вырабатывать стратегию, тактику, концепцию учебного заведения, по
крайней мере, следить за ней с тем, чтобы дети праздновали память Александра
Невского, и был бы проведен урок мужества, боевой славы. У нас в свое время
был праздник антифашиста, сейчас же ничего подобного нет.
Родители не должны быть пассивными. Ведь не с неба свалился на них «праздник
карлсона», но за неделю же сдавали деньги по 300 рублей, дабы преподать в этот
день, как это называется, фуршет для бедных учеников. Я думаю, что директору
нужно скорее прийти в епархию, здесь же у нас открыты курсы повышения квалификации
«Основы обучения духовной культуры». Сколько можно быть на буксире у Сороса
и американской программы по, даже не скажешь воспитанию детей, но приуготовлению
иностранцев из русских детишек.
- Здравствуйте!
Батюшка, благословите.
- Сколько
вам лет?
- Одиннадцать.
- Очень приятно!
Слушаем. Бог благословит! Вопрос, пожалуйста.
- Это Александр
звонит из Екатеринбурга, хочу задать вопрос. Моя молодая учительница еще не
определилась, в кого ей верить: в Аллаха, или Иисуса. Как мне за нее нужно молиться,
чтобы приняла правильное решение? И еще один маленький вопрос: чем отличаются
херувимы от серафимов?
- Прекрасно!
Какие вопросы, просто заслушаешься! Московские школьники нам таких вопросов
не задают. Для того, чтобы понять, кто такой серафим, нужно изучить программное
произведение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», где тот пишет о том, как
духовной жаждою томим, в пустыне мрачной он влачился, на перепутье дорог ему
явился шестокрылатый серафим. Херувимы изображаются иначе. Они именуются в Церкви
многоочитыми. Это духи Божественной мудрости, и символ их мудрости – очи, глаза,
которыми испещрены их крылья. Серафимы – духи пламенеющей любви. И если кому
не хватает любви, нужно молиться серафимам, а кому мудрости – херувимам.
Что касается
вашей учительницы, дай Бог ей и мудрости и любви, то за нее нужно молиться простыми
словами: «Господи, просвети Нателлу Ицхаковну, или, как ее там зовут, Клавдию
Петровну. Дай, Господи, ей уверовать в Тебя, единого, истинного Бога». Думаю,
вы не согрешите, если поближе к Рождеству Христову преподнесете ей, в складчину
собравшись, издание Библии, сказав: «Мы, ваши дети, нежно вас любящие, преподносим
вам эту Книгу книг, дабы, вникая в нее, вы возрастали в премудрости, вере и
любви». И вопрос будет решен. Когда всем миром вы преподнесете эту святыню,
сердце ее, конечно, дрогнет.
- Есть хорошая
пословица: «Устами младенца глаголет истина». Я думаю, учительница на это поддастся.
- Да, но
перед нами уже смышленые подростки.
- Но, тем не
менее, все равно ребенок.
- Между прочим,
недавно я прочитал, что одна школьница из Санкт-Петербурга, которая уже начала
изучать биологию, антропологию, встретилась с такой проблемой: учительница навязывала
ей дарвиновскую теорию происхождения человека из обезьяны как нечто непререкаемое.
Милая девочка воспользовалась услугами юриспруденции, подала в суд на учительницу
за то, что она нарушает, так сказать, закон толерантности. По крайней мере,
не предлагая вариативности вот этих теорий. Да, иногда и в нашу пользу нынче
служат установки общества на толерантность.
- А как оградить
ребенка от разрушающего действия СМИ? От разрушающих программ, от растлевающих
программ. Даже реклама сейчас, в принципе, основана на физиологии, на совершено
недопустимых вещах, которые как раз разрушают все достоинство, понятие о чести,
патриотизме.
- Да, превращает
человека просто в какую-то лягушку, какой-то экземпляр из бассейна. Доверяй,
да проверяй. Недавно одна мама, имеющая нежное и чистое дитя, ходящее в храм,
говорит: «Батюшка, я сделала открытие, после которого не могу спать. Оказывается,
мой ребенок уже полгода вместе с другими одноклассниками играет в одну игру,
современный диск, вставив который в компьютер, Вы можете моделировать семейные
отношения, знакомиться, жениться, расписывать детей, расходиться, притом, что
чуть ли не до постельных сцен может дойти в этой игре». А дети-то семи-, восьми-,
девятилетнего возраста! Мама не могла предположить, что тихой сапой, в бочку
меда войдет ложка дегтя. Это к вопросу о том, насколько мы должны быть внимательными
и просматривать сами. Здесь, знаете ли, не будет греха взглянуть в детский дневничок.
Это же мама родная, у которой ребенок сидел под сердцем. И, таким образом, выявлять
вовремя эти «водородные бомбы», как мы их назвали в нашей передаче. С другой
стороны, конечно же, в наш электронный век очень опасно ограничить досуг ребенка
виртуальными удовольствиями. Но, думаю, гораздо более правы те родители, которые,
для этого они и деньги зарабатывают, стремятся максимально наполнить свободное
время ребенка какими-то созидательными и полезными занятиями. Это спорт, это
музыкальные инструменты, это туризм, о котором мы сегодня говорили, – так, чтобы
с ребенком было по слову: «Лучший отдых – это перемена занятия». Организовать
сегодня не легко такой режим. Тем паче, что, наверное, очень важной является
проблема общения.
В сообщающихся
сосудах уровень жидкости одинаковый. Иногда не проследишь, что ребенку подсунут
в кассетке или в мобильном телефончике. Но, все-таки, мы видим: там, где сами
родители ведут правильный образ жизни, если они не превратились в потребителей
этой сомнительной видеопродукции, если в семье культивируются подлинные духовные,
нравственные, эстетические ценности, если отец и мать являются действительно
носителями культуры, то дети в большой степени ограждены от деструктивного влияния
вот этой пресловутой виртуальной сферы. И, конечно, сегодня очень важно общение
с природой. Я говорю об этом с такой болью, потому что наш мегаполис, Москва,
как бы съедает полностью детство. И я готов ставить памятник тому педагогу,
который, всем смертям назло, старается чаще вывозить детей куда-нибудь в Архангельское,
в Нескучный Сад, давать им глотнуть свежего воздуха, ну и, конечно, наши замечательные
музей.
Я, может
быть, немножко разговорился для прямого эфира, но совсем недавно был причастен
к поистине историческому событию. Получил приглашение прочитать публичную лекцию
в историческом музее при входе на Красную площадь. Этот исторический музей был
в течение всего XX века цитаделью революции, марксизма, чего угодно. Только
до семнадцатого года там священники собирали народ и просвещали его. И вот,
в начале XXI столетия, не без страха, не без трепета, я вошел в эту аудиторию,
и первую лекцию (это была не лекция, а беседа), которую я провел, была посвящена
семейной тематике, именно влюбленности: «Очей очарованье». Вышли потом на морозный
воздух, прошлись, как в детстве, по Красной площади, и вдруг я увидел еще нечто,
что меня приятно поразило. Напротив мрачного мавзолея, который теперь никто
не охраняет, находится здание ГУМа. Я вижу, что в старинном этом красивом, отреставрированном
здании, прямо напротив мавзолея, вмонтирована большая икона Господа Иисуса Христа,
которая прямо смотрит на мавзолей, сквозь него! – Возвращаются святыни, и будем
надеяться, что и наших детей, дорогие друзья, мы не отдадим в обиду, но будем
пестовать их не менее прилежно, чем Арина Родионовна своего замечательного питомца.
- Спасибо Вам
за беседу! Благословите, пожалуйста, наших зрителей.
- И я благодарю
вас за возможность появиться здесь, в прямом эфире. Я особенно люблю уральских
телезрителей, которых как бы вижу сейчас. Вижу, насколько они радостны, благоговейны,
как они все схватывают налету. Бог да благословит на мир наших семей.
- Всего Вам доброго!
- До свидания.
Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН.
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ
|
|