ПРОТОИЕРЕЙ АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ: "ПРАВИТЕЛЬСТВА МЕНЯЮТСЯ, А ОТЕЧЕСТВО, РОДИНА ОСТАЕТСЯ НЕЗЫБЛЕМОЙ…".

Беседа в прямом эфире Православной телекомпании «Союз». (Екатеринбург, 6 декабря 2006 года)

          - Здравствуйте, дорогие телезрители!
          6 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Всю свою жизнь он служил Отечеству. Как воспитать в своем ребенке чувство патриотизма и нужно ли оно в современном обществе, – на эту тему мы пригласили побеседовать преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета, члена Союза писателей России, настоятеля храма Всех Святых, что в Красном Селе города Москвы, протоиерея Артемия Владимирова.

          Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, что такое чувство патриотизма, и нужно ли оно сегодня, когда, по большому счету, его государство просто использует? Может быть, я ошибаюсь.
          - Вы знаете, правительства меняются, а Отечество, Родина остается незыблемой. Меняются политические установки, концепции, которые никак не выработают единую здравую линию державного мышления, а дети наши растут, и должно взращивать их в тех началах, воплощением которых был герой жизни, герой Cвятой Руси, благоверный князь Александр. Если рассматривать Россию как какую-то «банановую республику», как полигон для захоронения чужих ядерных отбросов, тогда нам не нужны государственники, те, кто любит свою землю, но нужны какие-то манкурты, иваны, не помнящие родства.
          - Этот процесс сейчас и происходит…
          - Ну, не будем, может быть, так обобщать. Вот, к примеру, московские батюшки. Они похожи на гоголевского Чичикова. Тот, вы знаете, ездил по России в поисках мертвых душ, а батюшки ездят по России в поисках живых душ, и находят их. Я, например, каждый год езжу сюда, в Екатеринбург, и жду этого часа, чтобы в день святой Екатерины послужить в вашем величественном Троицком соборе, посетить школы, педагогические университеты. И взору, поверьте, открывается много светлого и оптимистичного.
          Итак, взращивание любви к Родине, с чего оно начинается? Например, для горожанина, спрятавшегося от необозримых просторов родной земли в бетонных коробках? Очень важно для маленьких наших детей соприкосновение с красотой родной земли. Мы должны научиться любить ее не виртуально, но щупать ее собственными пальцами. И, в этом отношении, любовь начинается с родного дома, с березы, «принакрывшейся снегом, словно серебром»…
          - Для нас обычно сейчас больше детям показывают природу Турции, Египта, других курортов...
          - Да, мы, русские, – путешественники, мы хотим все знать. Еще Гончаров на фрегате «Паллада» путешествовал, еще Афанасий Никитин удивлялся алмазам в каменных пещерах Индии, но это не мешало ему любить тверскую землю, а, напротив, вернувшись из этого путешествия, – по крайней мере, в фильме советском показано, – он пал на нее и слился с нею, как дитя, прижавшись к матери. И можно, можно посещать курорты. Однако кто чем увлекается, тот тем и искушается. Обидно за наших детей, которые все каникулы проводят в заморских странах, но ни разу не были в Ферапонтовом монастыре, лишь понаслышке знают о Соловках и не бродили по седым холмам Урала.
          - Несовременным считается путешествовать по России, непрестижным. Ребенок, который пишет в летних сочинениях про летние каникулы, что он побывал у бабушки в саду, выглядит достаточно бледным по сравнению с тем, кто рассказывает о пирамидах, увиденных в Египте.
          - Все зависит от взрослых, окружающих детей, от их вкусов и их привычек.
          - Как убедить ребенка, что собственная природа, природа родного края не менее красива, не менее богата?..
          - Его не нужно долго убеждать, но какому-нибудь физруку, или бывшему офицеру Советской Армии, папе, еще не утратившему пороха в пороховницах, нужно взять рюкзак, свернуть палатку, в один прекрасный день выйти вместе с тремя-четырьмя подростками и уйти на весь день в поход.
          Я знаю священников, в этом отношении удивляющих весь мир. Некий батюшка, у нас там, поближе к Москве, отец Андрей (он из штурмовиков, из десантников) нашел «золотой ключ» к сердцам подростков-сирот, столкнувшихся уже с преступным миром, но затем вошедших в светлую орбиту Матери-Церкви. Как он научил их полюбить не только Родину, но и друг друга, мало-помалу возвел их мысли к Богу? Он вместе с ними совершал восхождение на Ай-Петри в Крыму, затем забрался на Памир, а теперь чуть ли не готовится к покорению Эвереста.
          Вот, бард советского времени Высоцкий был не так уж неправ, когда говорил, что в связке познается, кто рядом, – друг или враг или «так». И, оказывается, что экстремальные обстоятельства, суровая борьба со стихией, стремление выжить, чувство локтя, чувство долга – это уже как бы отжившие категории для современных молодчиков. Все это приходит и становится на свое место, когда рядом есть взрослый, с крестом на груди, с любовью в сердце, умеющий быть и строгим, и справедливым, а главное, – не жалеющий времени для того, чтобы водиться с подростками и ненавязчиво в этих братских трудах созидать душу живую.
          Думаю, что все эти поездки в Арабские Эмираты (они хороши, конечно, если средства есть, красиво жить не запретишь) часто скрывают у взрослых недостаток желания действительно глубоко общаться со своими детьми и взращивать в них те бойцовские качества, которые всегда характеризовали русского человека. Но я как раз не склонен придерживаться такой пессимистической ноты, потому что вижу сейчас очень много интересного и в школах. Скажем, в Рязанской губернии сегодня очень модной и современной является установка на то, чтобы старшие школьники общались с воинскими частями, там есть у нас и танковые, мотострелковые дивизии. Мальчишки с горящими глазами примеряют униформу, дотрагиваются до современных видов вооружения, «нюхают порох» и, действительно, вспоминают суворовскую эпоху, когда наш прославленный генералиссимус и ел, и пил с солдатами, и совершал чудеса, преодолевая вместе с ними Альпы. Вот это патриотизм.
          - У нас есть звонок из Пскова: «Батюшка, скажите, пожалуйста, на Божественной литургии священник произносит слова: «Оглашенные, главы ваши Господу преклоните». Кто должен преклонять главу? Крещеные или же не крещеные? Либо все, стоящие в храме? Как правильно себя вести при этих словах? Спасибо, батюшка!»
          - Благодарим вас за глубокомысленный вопрос. Этот же вопрос, между прочим, некогда задавал Николай Васильевич Гоголь, оставив замечательное произведение, которое, убежден, скоро будут преподавать в средней школе, «Размышления о Божественной литургии». Не только «Вечера на хуторе близь Диканьки», и не только содержание «Вия», – я не убежден, что нужно семиклассникам подробно вчитываться в подвиги главного героя последнего произведения. Вот в «Размышлениях о Литургии» Николай Васильевич говорит: «Да, конечно, мы с детства крещеные люди, и когда мы стоим на службе, слыша слова дьякона «преклоните главы, оглашенные». Кто суть оглашенные? Те, кто еще не крещен, но оглашается, просвещается словом, исходящим из уст пастыря, и готовится к Крещению. Да, мы крещены, но внутрь себя посмотрев, мы увидим, что нам много не достает. Мы с детства крещены, но не просвещены. Еще много нужно нам трудиться, дабы в сердцах крещеных людей возросли подлинная, живая, а не слепая, вера, нелицемерная любовь. И поэтому, конечно же, осознавая свое недостоинство, мы, крещеные, преклоняем нашу главу, но не исходим, потому что благодать службы зовет нас вперед, к таинству Святого Причащения. Что касается людей некрещеных, если они находятся в данный момент на службе, то, услышав слова «изыдите», они призваны покорно выйти за церковные двери, потому что таинство Причащения еще невозможно усвоить умом, покуда Крещением не просвещено сердце.
          - Продолжим беседу о патриотическом воспитании. Сейчас, может быть, опять это будет звучать пессимистично, но, тем не менее, юноши все еще не хотят идти в армию, не считают это своим долгом, не считают долгом защиту своей Родины. Как правило, слышится: «Вот если что-то случится, тогда я пойду, а сейчас вроде это как-то ни к чему, это не нужно».
          - Без вины виноватые подростки и юноши сегодня стали жертвами определенной контрпропаганды, за которую раньше можно было получить статью «измена Родине», «вредительство». Сегодня – пожалуйста: в тех или иных передачах можно услышать такое, что у нормального человека, патриота, волосы дыбом встают. И, думаю, что нам, родителям, есть о чем подумать. И, прежде всего, наверно, среднему воинскому составу, офицерам. Ибо, на первый план сегодня должно, мне кажется, выйти следующее: необходимо в армейских подразделениях, на «учебке», как говорят, создавать человеческие условия для наших юношей. Должно уйти в небытие то, что называется дедовщиной, то, что называется попранием всех норм, когда человеческая личность загоняется в угол, словно затравленный волчонок. И, с одной стороны, мы должны взращивать в наших юношах стремление получить закалку, физическую подготовку, и свой долг священный исполнить, но при этом должны уметь и принять этих детей, у которых еще молоко на губах не обсохло. Должны не покалечить, а защитить их жизнь, должны помочь раскрыться их нравственным, бойцовским качествам, закалить, сделать из них настоящих мужчин, а не неврастеников.
          Это общая задача. И, не случайно, сегодня так бурно дискутируется, обсуждается вопрос о допуске священника в армию. Потому что слово «батюшка», оно у вас фигурирует в самом названии передачи, – теплое, родное. И если будет священник рядом, он поддержит, утешит, укрепит «маменькиного сыночка», выросшего на всем готовом, потребителя, который не привык ни служить другим, ни заботиться о других, смотрел всегда не в глаза маме, а на сумку, которую она приносила в натруженных руках. И, конечно, мы должны всем миром над нашей молодежью трудиться и пестовать ее. Вопрос этот непростой. Но, дай Бог, потихонечку нам пережить наше «бестальковое» время, как выражался один бард, безвременно ушедший, и возродить те начала национальной, духовной, политической, государственной жизни. Ибо сегодня в нашем обществе только две партии. Ни «Яблоко», ни «Любители пива», но две партии: разрушителей и созидателей. И это не формальное разделение – оно проходит в глубинах человеческой совести. Но каждый на своем месте либо созидает, либо за пятак готов продать и собственную мать. И, поэтому, я думаю, что Бог спросит с каждого из нас: со священника – свое, с телеведущего – свое. Но, слава Богу, и времени, в котором мы живем, что сегодня действительно личная инициатива может очень многое. Нам даны все условия для того, чтобы сплотиться. Я имею в виду людей искусства, служителей средств массовой информации, учителей, военных. И потихонечку, единым фронтом начать наступление против культа чувственных удовольствий, против засилья пошлых шоу, где взрослых превращают, не хочу произносить грубых слов, в недоразвитых детей, в каких-то духовных олигофренов. Многое зависит от личной, активной жизненной позиции каждого из тех, кто смотрит нашу передачу.
          - «Здравствуйте! Батюшка, у меня такой вопрос. У нас в 37-й гимназии сегодня отмечали день Николаса. Я так понимаю, что это день святого Николая в католическом летоисчислении. Как православным родителям относиться к католическим праздникам, отмечаемым в наших гимназиях и школах?»
          - Я бы не поверил, если бы Вы мне по телевидению не задали такой вопрос. Действительно, смеху подобно! День Николаса! Хорошо, что не Карлсона, и не Петерсона. Скоро, 19 декабря, будет праздноваться память святителя Николая, когда и стар и млад, и простецы и мудрецы будут ожидать от него подарков. Он действительно умеет каждому преподнести свой подарок. И славить этого милостивого угодника Божия, учащего помогать нуждающемуся бескорыстно, во славу Божию.
Меня действительно и удивляет и обижает эта рабская зависимость некоторых государственных школ от западных стандартов и каких-то дешевых установок. Чего стоит упомянутый «Хеллоуин» – «день всех святых» в кавычках, а на самом деле, день шабаша и нечистой силы, который утвердили было даже в столице Первопрестольной. Но, попраздновав два года и убедившись, что потом школьные здания остаются разрушенными, а дети выбиваются на всю четверть из нормального ритма учения, был запрещен этот день. То же самое и с сексуальным пресловутым просвещением в Москве, которое, как водородная бомба... Не буду сейчас упоминать этих деятелей, Бог шельму метит, несколько лет тому назад пытались протащить в средние учебные заведения «секспросвет». Думаю, что это просто недомыслие. Это тупое рабское подражание, свидетельствующее об атрофировании не только патриотического, духовного чувства, но и культуры.
          - А как родителям быть, что им делать в этой ситуации?
          - А родители должны понимать, что они налогоплательщики, и они заказывают, так сказать, пакет содержимого в школы. Школа нынче должна выполнять волю родительского комитета. Родители платят налоги и, стало быть, они должны контролировать происходящее в школе и вырабатывать стратегию, тактику, концепцию учебного заведения, по крайней мере, следить за ней с тем, чтобы дети праздновали память Александра Невского, и был бы проведен урок мужества, боевой славы. У нас в свое время был праздник антифашиста, сейчас же ничего подобного нет.
Родители не должны быть пассивными. Ведь не с неба свалился на них «праздник карлсона», но за неделю же сдавали деньги по 300 рублей, дабы преподать в этот день, как это называется, фуршет для бедных учеников. Я думаю, что директору нужно скорее прийти в епархию, здесь же у нас открыты курсы повышения квалификации «Основы обучения духовной культуры». Сколько можно быть на буксире у Сороса и американской программы по, даже не скажешь воспитанию детей, но приуготовлению иностранцев из русских детишек.
          - Здравствуйте! Батюшка, благословите.
          - Сколько вам лет?
          - Одиннадцать.
          - Очень приятно! Слушаем. Бог благословит! Вопрос, пожалуйста.
          - Это Александр звонит из Екатеринбурга, хочу задать вопрос. Моя молодая учительница еще не определилась, в кого ей верить: в Аллаха, или Иисуса. Как мне за нее нужно молиться, чтобы приняла правильное решение? И еще один маленький вопрос: чем отличаются херувимы от серафимов?
          - Прекрасно! Какие вопросы, просто заслушаешься! Московские школьники нам таких вопросов не задают. Для того, чтобы понять, кто такой серафим, нужно изучить программное произведение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», где тот пишет о том, как духовной жаждою томим, в пустыне мрачной он влачился, на перепутье дорог ему явился шестокрылатый серафим. Херувимы изображаются иначе. Они именуются в Церкви многоочитыми. Это духи Божественной мудрости, и символ их мудрости – очи, глаза, которыми испещрены их крылья. Серафимы – духи пламенеющей любви. И если кому не хватает любви, нужно молиться серафимам, а кому мудрости – херувимам.
          Что касается вашей учительницы, дай Бог ей и мудрости и любви, то за нее нужно молиться простыми словами: «Господи, просвети Нателлу Ицхаковну, или, как ее там зовут, Клавдию Петровну. Дай, Господи, ей уверовать в Тебя, единого, истинного Бога». Думаю, вы не согрешите, если поближе к Рождеству Христову преподнесете ей, в складчину собравшись, издание Библии, сказав: «Мы, ваши дети, нежно вас любящие, преподносим вам эту Книгу книг, дабы, вникая в нее, вы возрастали в премудрости, вере и любви». И вопрос будет решен. Когда всем миром вы преподнесете эту святыню, сердце ее, конечно, дрогнет.
          - Есть хорошая пословица: «Устами младенца глаголет истина». Я думаю, учительница на это поддастся.
          - Да, но перед нами уже смышленые подростки.
          - Но, тем не менее, все равно ребенок.
          - Между прочим, недавно я прочитал, что одна школьница из Санкт-Петербурга, которая уже начала изучать биологию, антропологию, встретилась с такой проблемой: учительница навязывала ей дарвиновскую теорию происхождения человека из обезьяны как нечто непререкаемое. Милая девочка воспользовалась услугами юриспруденции, подала в суд на учительницу за то, что она нарушает, так сказать, закон толерантности. По крайней мере, не предлагая вариативности вот этих теорий. Да, иногда и в нашу пользу нынче служат установки общества на толерантность.
          - А как оградить ребенка от разрушающего действия СМИ? От разрушающих программ, от растлевающих программ. Даже реклама сейчас, в принципе, основана на физиологии, на совершено недопустимых вещах, которые как раз разрушают все достоинство, понятие о чести, патриотизме.
          - Да, превращает человека просто в какую-то лягушку, какой-то экземпляр из бассейна. Доверяй, да проверяй. Недавно одна мама, имеющая нежное и чистое дитя, ходящее в храм, говорит: «Батюшка, я сделала открытие, после которого не могу спать. Оказывается, мой ребенок уже полгода вместе с другими одноклассниками играет в одну игру, современный диск, вставив который в компьютер, Вы можете моделировать семейные отношения, знакомиться, жениться, расписывать детей, расходиться, притом, что чуть ли не до постельных сцен может дойти в этой игре». А дети-то семи-, восьми-, девятилетнего возраста! Мама не могла предположить, что тихой сапой, в бочку меда войдет ложка дегтя. Это к вопросу о том, насколько мы должны быть внимательными и просматривать сами. Здесь, знаете ли, не будет греха взглянуть в детский дневничок. Это же мама родная, у которой ребенок сидел под сердцем. И, таким образом, выявлять вовремя эти «водородные бомбы», как мы их назвали в нашей передаче. С другой стороны, конечно же, в наш электронный век очень опасно ограничить досуг ребенка виртуальными удовольствиями. Но, думаю, гораздо более правы те родители, которые, для этого они и деньги зарабатывают, стремятся максимально наполнить свободное время ребенка какими-то созидательными и полезными занятиями. Это спорт, это музыкальные инструменты, это туризм, о котором мы сегодня говорили, – так, чтобы с ребенком было по слову: «Лучший отдых – это перемена занятия». Организовать сегодня не легко такой режим. Тем паче, что, наверное, очень важной является проблема общения.
          В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Иногда не проследишь, что ребенку подсунут в кассетке или в мобильном телефончике. Но, все-таки, мы видим: там, где сами родители ведут правильный образ жизни, если они не превратились в потребителей этой сомнительной видеопродукции, если в семье культивируются подлинные духовные, нравственные, эстетические ценности, если отец и мать являются действительно носителями культуры, то дети в большой степени ограждены от деструктивного влияния вот этой пресловутой виртуальной сферы. И, конечно, сегодня очень важно общение с природой. Я говорю об этом с такой болью, потому что наш мегаполис, Москва, как бы съедает полностью детство. И я готов ставить памятник тому педагогу, который, всем смертям назло, старается чаще вывозить детей куда-нибудь в Архангельское, в Нескучный Сад, давать им глотнуть свежего воздуха, ну и, конечно, наши замечательные музей.
          Я, может быть, немножко разговорился для прямого эфира, но совсем недавно был причастен к поистине историческому событию. Получил приглашение прочитать публичную лекцию в историческом музее при входе на Красную площадь. Этот исторический музей был в течение всего XX века цитаделью революции, марксизма, чего угодно. Только до семнадцатого года там священники собирали народ и просвещали его. И вот, в начале XXI столетия, не без страха, не без трепета, я вошел в эту аудиторию, и первую лекцию (это была не лекция, а беседа), которую я провел, была посвящена семейной тематике, именно влюбленности: «Очей очарованье». Вышли потом на морозный воздух, прошлись, как в детстве, по Красной площади, и вдруг я увидел еще нечто, что меня приятно поразило. Напротив мрачного мавзолея, который теперь никто не охраняет, находится здание ГУМа. Я вижу, что в старинном этом красивом, отреставрированном здании, прямо напротив мавзолея, вмонтирована большая икона Господа Иисуса Христа, которая прямо смотрит на мавзолей, сквозь него! – Возвращаются святыни, и будем надеяться, что и наших детей, дорогие друзья, мы не отдадим в обиду, но будем пестовать их не менее прилежно, чем Арина Родионовна своего замечательного питомца.
          - Спасибо Вам за беседу! Благословите, пожалуйста, наших зрителей.
          - И я благодарю вас за возможность появиться здесь, в прямом эфире. Я особенно люблю уральских телезрителей, которых как бы вижу сейчас. Вижу, насколько они радостны, благоговейны, как они все схватывают налету. Бог да благословит на мир наших семей.
          - Всего Вам доброго!
          - До свидания.

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН.
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.