|
14 НОЯБРЯ - ПАМЯТЬ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА
АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОТИИИ.
Святые Косма
и Дамиан, память коих совершается ныне, были родные братья; отец их, грек, был
язычник; а мать, Феодотия, исповедовала веру хри-стианскую. Она овдовела в молодости
и вела жизнь благочестивую, по словам апостола Павла: «истинная вдовица, – говорит
он, – надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Феодотия
приучила к богоугодной жизни и детей своих, строго наблюдала за ними, наставляла
их в добродетели и поучала божественным писаниям.
Косма и Дамиан
с младенчества старались исполнять Закон Божий и, пришедши в возраст, как два
светильника, просияли добрыми делами. Чтобы более приносить пользы ближним,
они занялись врачебною наукою, узнавали целебные свойства трав и растений и
сделались искусными врачами. Господь благословил добрых врачей и даровал им
целебную чудотворную силу. Братья не искали ни славы земной, ни богатства, никогда
не брали от больных денег, или даров, строго следуя словам Спасителя, Который
сказал апостолам: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, даром получили,
даром и давайте» (Мф. 10, 8). За такое бескорыстие Церковь назвала их бессребрениками.
Пожив мирно
и трудолюбиво, они спокойно отошли ко Господу, и по смерти были прославлены
чудесами.
Церковь чтит
их память, как добрых врачей душевных и телесных болезней, теплых заступников
наших пред Господом Богом.
В наш век
расчета и корысти пример святых бессребреников Космы и Дамиана, ныне празднуемых,
особенно знаменателен. Святые бессребреники Косма и Дамиан, безмездно врачевавшие
больных, научают нас избегать страсти сребролюбия, которая, овладев нашею душою,
может окончательно погасить у нас любовь к Богу и ближним и лишить нас вечной
жизни.
Святые отцы
сильно обличают порок сребролюбия. Так, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сребролюбие
ужасный зверь, великое зло. Оно сделало Иуду святотатцем и предателем, несмотря
на то, что он творил чудеса, находился со Христом, Который не имел, где главы
приклонить; несмотря на то, что ежедневно был научаем делами и словами тому,
что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд». И еще тот же святитель
говорит: «Сребролюбие есть страсть, ужаснейшая всех страстей. Отселе гробокопатели
(раскапывающие могилы, чтобы обобрать покойника); отселе убийцы; отселе войны
и битвы; отселе всякое зло». «Медведи и волки, насытившись, отступают от пищи,
а сребролюбцы не насыщаются никогда. Они исполнены крайней жестокости и вражды
к ближним; ни страха геенны, ни стыда пред людьми, ни милосердия, ни сострадания
нет в них, но бесстыдство, наглость и презрение ко всему будущему. Корыстолюбцы
внутри демоны, а извне – звери и даже хуже зверей. Демон враждует против человека,
а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить
зло и ближнему и родному, не стыдясь самой природы».
Вот какими
мрачными красками описал святитель Иоанн Златоуст жажду к богатству, или корыстолюбие!..
Послушайте,
какое сказание помещено в житии святого Андрея, Христа ради юродивого. Один
подвижник наставлял людей в благочестии и собирал от них сокровища. Святой Андрей
подошел к нему. Инок, думая, что это какой-нибудь из нищих, сказал: «Бог, брате,
да помилует тя, не имею бо, что ти дати». Андрей отошел от него и увидел на
шее у него обвившегося страшного змия, с надписью: «змий сребролюбия, корень
всякому беззаконию». Осмотревшись, Андрей увидел двух юношей, между собой спорящих.
Один черный, с темными очами, другой белый, как свет небесный. Первый говорит:
«Мой чернец, потому что волю мою творит: он и не милостив, и сребролюбец, и
с Богом части не имеет, но, как второй идолослужитель, мне работает». Светлый
же юноша говорит: «Нет, он мой, потому что постится и молится, смирен и кроток».
При сем послышался голос с неба к светлому ангелу: «Нет тебе части в этом чернеце,
– оставь его, ибо он работает мамоне, а не Богу». И тотчас отступил от него
ангел, и овдадел им диавол, хотя, по неизреченной благости Божией, сребролюбивый
старец скоро по молитвам и наставлениям святого Андрея и освободился от своей
пагубной страсти и перестал работать диаволу сребролюбия.
Помните это,
братия, и не желайте богатства, не давайте овладеть собою змию сребролюбия.
Мы наги явились на этот свет, наги явимся и на тот свет; ничего с собой не возьмем
туда; одни дела пойдут с нами. Помните, что сказал Спаситель во святом Евангелии:
удобее вельбуду сквозе иглины уши пройти, нежели богату в Царствие Божие внити.
Наконец, не тот счастлив, кто богат, а тот, кто малым доволен. Аминь.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО
|
|