|
ПРАВОСЛАВНЫЙ БАРД ЕВГЕНИЙ БУНТОВ: "ЧЕРЕЗ ТРУДНОСТИ БОЛЬШЕ
ЛЮДЕЙ ПРИХОДИТ К ВЕРЕ, ЧЕМ К БЕЗВЕРИЮ…"
Евгений
Владимирович Бунтов – автор-исполнитель песен, поэт, музыкант, владеющий многими
инструментами – от классических до редких народных. Он не только знаток и ценитель,
но и бережный хранитель народных традиций. Бывший воин-десантник, принимавший
участие в военных действиях на территории Демократической республики Афганистан,
а ныне – казак Оренбургского казачьего войска.
Учитывая время и
место нашей встречи, которая состоялась в дни, когда в области проходил месячник
Защитников Отечества, в нашем разговоре с Евгением преобладала, так сказать,
военная тематика.
-
Евгений Владимирович, первый вопрос: как Вы пришли в казачество?
- Наверное,
страсть к военной службе, к казацкой вольнице была у меня в корнях. Хотя мои
предки напрямую и не передавали мне наши традиции, потому что все мы были «обычными
советскими людьми» и не хотели выделяться из общей массы своими особыми взглядами
на жизнь, историю и культуру страны.
- Но, видимо,
то, что заложено «с молоком матери», когда-нибудь, да и дает о себе знать.
- Случилось
так, что служить я попал в Афганистан, в разведку воздушно-десантных войск,
и с тех пор интересуюсь воинской культурой вообще и русской в частности. Этот
интерес к нашим корням, к народной культуре и привел меня к традициям лучших
российских воинов. А это, конечно, казаки.
Думаю, что
не открою большой военной тайны, если скажу, что казачьи методы выживания в
экстремальных условиях, способы ведения разведки, рукопашного боя и другие навыки
служивой жизни до сих пор применяются в российских войсках. Причем, в таких
элитных, как отряды специального назначения, разведка, десантные дивизии.
И основные
солдатские заповеди на войне сохраняются те же самые – казачьи. «Нет больше
чести, чем живот положить за други своя» – то есть сам погибай, а товарища выручай.
Я не раз сталкивался с такими ситуациями во время боевых действий в Афганистане,
немало о подобных случаях самопожертвования наших солдат рассказывали знакомые
ребята, которые проходили службу на территории Чечни.
- Какой образ
казака представлялся Вам прежде чем Вы сами стали казаком, и насколько он соответствует
Вашему сегодняшнему представлению о казачестве?
- Для меня
казак всегда являлся и является образом самого крепкого русского воина, всегда
стоявшего за веру, за царя-батюшку до конца. А нам надо брать из истории своего
народа все самое лучшее.
К тому же у меня подрастают два сына – казака, и я хочу воспитать их в лучших
народных и боевых традициях. А это опять же – традиции казачества.
- Вы считаете,
что традиции казачества, в том числе и культура, намного отличаются от русской
народной культуры?
- Нет, что
Вы! Традиционная русская народная и казачья культура это – единое целое. У нас
на Урале это особенно заметно. Здесь издревле перемешаны не только кровь людей
многих национальностей, но и их самобытный уклад, этнические традиции, культура.
Я повторюсь, но считаю, что у всех наших предков нужно брать все самое лучшее.
И если это лучшее, веками создаваемое и возделываемое, есть в казачьей культуре
– мы должны брать у казаков; в крестьянской культуре – у крестьян. Хотя строгих
разграничений этих понятий не существует. Например, наши уральские казаки умели
и землю хорошо пахать, и станичное хозяйство вести, умели и хорошо воевать.
- Евгений Владимирович,
Вас нередко называют православным бардом. Действительно, в Ваших песнях имеется
немало обращений к Богу, размышлений о смысле жизни, о человеческой миссии на
земле, много говорится о любви друг к другу, о раскаянии и умении прощать… Как
Вы сами пришли к вере?
- Через беду
пришел. На войне. Беда – ведь она одних приводит к вере, других – к безверию,
одним дает надежду, а другим – полную апатию ко всему происходящему. Хотя к
вере, к надежде через беду приходит, наверное, большее количество людей, чем
к безверию.
То, что есть
у человека, что заложено внутри, то и раскрывается в сложных, тяжелых обстоятельствах,
особенно на войне. Вот говорят: «Война калечит» – но это не совсем так. Просто
на войне каждый становится тем, кем он должен был стать. И никаких чудес! Если
в тебе было одно зернышко хорошего, оно взрастало огромным полем. Если была
маленькая червоточина – превращалась в огромную язву. Что было заложено в человеке
Богом, родителями, обществом, – то и всходило. Но поскольку в мире больше людей
хороших, то и на войне в людях больше раскрывались хорошие качества.
Вот и ко
мне так вера пришла. Не совсем естественным путем, а через беду. А когда после
Афганистана я начал интересоваться традиционной русской культурой, в том числе
и воинской, то без труда обнаружил, что и пост, и молитва издревле входили в
систему боевой подготовки русских ратников. Без веры нет православного воина,
нет русского человека.
- Евгений, многим
известно, что сейчас Вы более занимаетесь народной музыкой, фольклором, казачьими
песнями и танцами, нежели боевыми искусствами.
- А одно
от другого неотделимо. Мужской пляс – это боевой пляс. Про казачий и говорить
нечего – это совершенно боевой пляс. Еще раз особо отмечу, что здесь нельзя
ничего разделять. Песня, пляска, молитва, бой – все единое целое. Нельзя из
целого вытащить что-то одно, иначе рассыплется и все остальное.
Казак все
должен уметь делать: и плясать, и петь, и воевать, и работать. Если вернуться
к этой полноте жизни, к народной нашей гармонии взаимоотношения между людьми
и людьми с природой – можно еще выжить.
Возьмем,
например, песню. Нашу казачью песню. Это же такое сплочение людей, такое взаимодействие!..
Еще до боя. Сплетающаяся многоголосица – как раз та самая боевая слаженность,
и отрабатывается она в песне на очень тонком уровне. У нас великие корни и огромное
наследство! Нам это еще не поздно подобрать и взять на вооружение, сохранить
и приумножить. Иначе нам не выдержать в нынешней войне. Культурной войне, которая
давно ведется против России. И только наши традиции способны привить человеку
культурный иммунитет, которого просто нет у современной молодежи.
Добавим,
что сам Евгений Владимирович Бунтов давно находится на переднем крае этой необъявленной
войны и прививает детям и подросткам этот «иммунитет». Прививает своей любовью
к Родине, своим искусством, своим желанием поделиться с людьми самыми светлыми
и чистыми помыслами и делами. Его нередко можно увидеть в школах, летних лагерях,
на концертных площадках и в небольших залах, в больничных палатах и православных
храмах.
Большое количество
различных инструментов, которые Евгений Бунтов непременно привозит на каждый
свой концерт, вызывают живой интерес у зрителей. После выступления и ребята,
и взрослые всегда с восхищением разглядывают невиданные ими доселе народные
инструменты. К примеру, казачью колесную лиру (рылю), под которую Евгений исполняет
многие казачьи песни. О ней и о цикле казачьих песен Бунтова можно особый материал
писать. Окарина (или свистулька), варган, кугиклы, гусли – это далеко не полный
набор инструментов. Виртуозную игру на которых демонстрирует зрителям музыкант-фольклорист.
В прошлом
году Евгений принимал участие в фестивале русской старины в Ярославле. Вернулся
оттуда с противоречивыми чувствами. «Мы многое потеряли из русской народной
культуры, – но не безвозвратно, – говорит автор-исполнитель. – У нас у всех
должно быть чувство принадлежности к русской культуре. Я на своих концертах
хорошо вижу положительное воздействие народных инструментов на людей: живой
огонек у них в глазах зажигается. Душа встречает свое – то, чего была лишена
много лет».
Конечно,
отдельные люди, даже такие инициативные и деятельные, как Евгений Владимирович
Бунтов, решить проблему с возрождением и сохранением народной культуры не могут.
Это – совместное дело педагогов детских дошкольных учреждений, школ, родителей.
Особенно родителей, потому что большая часть духовно-нравственного воспитания
ребенка проходит именно в семье.
«Когда вся
семья живет по одним законам, традициям, тогда и возникают в ней хорошие и крепкие
взаимоотношения. Если на праздник – то всей семьей, на молитву – всей семьей,
на трапезу или на работу по хозяйству – тоже всем вместе. В этом и зарождается
наша русская соборность, – говорит Евгений Бунтов. – Поэтому-то и стараются
наши духовные враги уничтожить традиционную семью, а также веру и культурное
наследие русских людей. Вынуть частицу из целого, и все – народа нет! Рассыпался
народ, получилась толпа, с которой потом можно делать все, что хочешь».
Евгений убежден,
что именно Православие играет огромную роль в укреплении семьи. «Что же это
за семья, если муж, скажем, православный казак, а жена – какая-нибудь кришнаитка?
Что же тогда достанется детям? Каша какая-то получится. В семье нужно всей душой
стремиться к христианским ценностям. Даст Бог, не даст такое единство в вере,
но стремиться к этому нужно».
У Бунтовых
настоящая русская казачья семья. Такие крепкие православные семьи составили
основу народного фольклорного ансамбля «Перезвон», который хорошо известен жителям
нашей области своим православным репертуаром и многочисленными выступлениями
в разных городах и селах на многих православных праздниках. Несколько лет занимаются
в ансамбле вместе с детьми и внуками семьи Паркулаб, Новоселовых, Шестоперовых,
Бунтовых. И каждый их концерт – подтверждение всему, о чем было сказано выше.
Материал подготовила Лидия Ежкова
|
|