|
ВЕЛИКАЯ АГИАСМА (СЛОВО О СВЯТОЙ ВОДЕ).
Вода
занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания, как об
этом повествуется в Святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: «Да
будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 6). И в
третий день изрёк Творческий Глагол: «Да соберётся вода, которая под небом,
в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал
морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 9-10).
Являясь жизненно
необходимой в повседневной жизни, вода имеет более высшее значение, ей свойственна
целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Современник
пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия,
и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился» (4 Цар. 5, 14).
Об этом же говорится в Евангелие от Иоанна относительно купальни у Овечьих ворот,
где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый
входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим
болезнью» (Ин. 5, 4). В купальне Силоам по слову Христа Спасителя, исцелившись,
прозрел слепорождённый (Ин. 9, 2).
В Новозаветное
время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную,
очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно,
истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие
Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка
Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангельское событие ежегодно вспоминается
Церковью 19 января в праздник Крещения Господня. В песнопениях службы этому
празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»;
«Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...».
В этот праздник
в православных храмах совершается Чин освящения воды. Церковь молится: «Сотвори
ю (её) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление,
демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости
исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес,
ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная
в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «Великая агиасма»,
т.е. великая святыня.
В отличие
от великого освящения воды, имеется ещё малое – совершаемое в обычные дни на
молебнах, оно несколько короче. Освящается также вода при совершении таинства
Крещения. Священник Павел Флоренский говорит о всех трёх освящениях: «Обратите
внимание, что в чинопоследованиях Водосвятия – великого и малого, и крещального
освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты,
греховности, скверны и тёмных сил и из облагодатствования её, то есть сообщения
ей духовных энергий».
Кроме того,
с именем многих русских святых связано изведение святых источников, к которым
шли люди как к большой святыне. Описывая время преподобного Сергия Радонежского,
замечательный русский историк В. О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал
своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие
к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение
и, воротясь в свой круг, по каплям делились с другими. Никто тогда не считал
гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной
росы».
Действительно,
в обиходе русского человека святая вода занимала большое место. Это можно показать
также на примере жития канонизованного в 1988 году святителя Макария, митрополита
Московского. В 1528 году, ещё будучи Новгородским архиепископом, он посылает
иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с проповедью Евангелия. При
этом он повелевает уничтожать языческие капища и кропить всё святой водой. В
1551 году, когда обнаружились различные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью,
а также распространились плотские грехи, то он посылает туда священника с обличительным
посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой.
Подобное
осознание значимости святой воды как великой святыни и благоговейное отношение
к святой воде было характерно в Древней Руси для каждого христианина. Об этом
мы узнаём из книги «Домострой», написанной современником Святителя Макария священником
Благовещенского собора – Сильвестром. Он пишет: «Если Бог пошлёт на него болезнь
или какое страдание, – врачеваться ему Божьею милостью да слезами, да молитвою,
да постом, да милостынею, да искренним покаянием... И отцов духовных подвигнуть
на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов и со святых мощей...».
Эти реалии
весьма актуальны в наши дни, когда с одной стороны – эти традиции утрачены,
а с другой стороны – так интенсивно пропагандируется в нашей прессе магия, восхваляются
экстрасенсы, последние «заряжают» газеты, воду и пр. Поэтому мы чаще должны
прибегать к благодатному освящению через действие святой воды.
Обычно верующими
людьми более ценится крещенская вода. Её по утрам, после прочтения утренних
молитв, испивает православный человек и съедает кусочек просфоры, чтобы затем,
благословясь, начать грядущий день. В районах, где нет храмов, верующие люди
стремятся хотя бы таким образом, т. е. через святую воду, прикоснуться к святыне,
не имея возможности принять Святое Причастие. Необходимо также чаще кропить
себя святой водой при различных рационально трудно объяснимых греховных влечениях,
неожиданных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности
и прочем. Необходимо чаще кропить святой водой и своё жилище. Святая вода освящается
священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия
бесовской силы в самых различных формах её проявления. Это хорошо знали и наши
предки, к духовному опыту которых нам необходимо постепенно возвращаться.
Архимандрит МАКАРИЙ
Интернет-страница «Тропинка к храму»
http://tropinka.orthodoxy.ru
|
|