РАДОСТЬ ПРАЗДНИКА.

          «И рече им ангел: не бойтеся, се бо
          благовествую вам радость велию,
          яже будет всем людем: яко родися вам днесь
          Спас, Иже есть Христос Господь».

                                                                                (Лк. 2, 10-11)

          Почти двадцать веков прошло с тех пор, как эту радостную весть принес пастырям Небожитель, но и сегодня радость ее не померкла. Пройдут и еще сотни, тысячи лет, а радость о рождестве Христовом не ослабнет, не потеряет своей силы, ибо событие это есть величайшее в истории домостроительства нашего спасения явление милости Божией к грешному чело-вечеству. Истинно великую радость возвещает Ангел. Эта радость, по его предвещанию, будет не одному семейству и даже не одному народу, а всем людям Божиим в мире — сколько их есть, было и будет, — всем, кто только не закроет своих духовных очей, чтобы увидеть ее, кто не ожесточит своего сердца, чтобы почувствовать ее и познать.
          Наступает время явления чудес любви и благоволения Божия сидящим во тьме и сени смертной (Мф. 4, 16). Рождается Тот, Который был обетован прародителям еще в раю как сокрушающее главу змия Семя Жены, Которого с радостью ожидали лучшие люди Ветхого Завета. Рождается Спаситель мира, Который соединит небо с землей, приведет Правду вечную, созиждет на земле благодатное царство мира и радости о Духе Святом, направит наши ноги на путь любви, благочестия — на путь, ведущий в вечность. Поэтому-то святые отцы считают праздник Рождества Христова «более всех праздников достойным почитания и благоговения», «матерью всех праздников». А святая Церковь призывает «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют... прииде бо Чаяние языков».
          Бедственна и тяжела была участь человека после грехопадения. С того дня вся история человечества была подобна виденному пророком Иезекиилем свитку, в котором было написано: «Плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10). Томимый совестью, человек искал путей примирения с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал, а зло и развращение возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие мучения.
          Многое требовалось, чтобы вывести людей из такого состояния — и Господь это совершил.
          С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. «Оправдание закона (по слав.: «Не едино убо ныне осуждение...»), — говорит апостол Павел, — исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 4). Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя все бремя наших грехов и все наказание за них. Он добровольно страдает за нас и переносит все тяжести мучений, что в совокупности должны были перенести люди (см. Ис. 53). «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», — учит святая Церковь.
          Христос Господь принес людям и высочайшую истину. В Нем воссиял «мирови свет разума». Пришел Господь — и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии. Теперь мы знаем, что Бог наш, сотворивший небо и землю, есть един по существу, но троичен в лицах, есть Дух, вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, есть Бог святости и любви. Все это открыл нам Сам Господь наш Иисус Христос. Возьмите в руки святое Евангелие, почитайте его — и свет Христов, доступный и мудрецу и простецу, озарит ваши сердца.
          Нужно было сообщить людям новую жизнь — и Он сообщил ее. Он дал нам в снедь Свое честное Тело и Свою пречистую Кровь как источник воскресения и вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, — учит Он, — имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 54-55, 53).
          Нужно было дать человеку для новой жизни и новые силы — и Он дал их. В пятидесятый день Своего славного воскресения Он ниспослал на святых апостолов Духа Святого, Который с тех пор живет в святой Церкви и укрепляет верующих Божественной благодатью.
          С сегодняшнего дня сама телесная смерть не страшит нас, не ужасает, а возбуждает к упованию, к радости, потому что Спаситель для того и приобщился нашей плоти и крови, чтобы «смертью лишить силы имеющего державу смерти» (Евр. 2, 14). Даже воздыхания окружающей нас твари, подвергнутой преступлением человека суете, отныне не так тяжки и болезненны, ибо она будет освобождена «от рабства тлению» (Рим. 8, 21).
          «Слыша это, оставь уныние, — призывает святитель Иоанн Златоуст. — Выше всякой надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если это совершилось, то и все последует затем с разумной последовательностью. Он не унизил бы Себя так безрассудно и так напрасно, если бы не имел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу... Итак возрадуемся и возвеселимся, с радостью вспоминая наши блага. Если патриарх Авраам был рад видеть день Господень, и видел, и возрадовался, — тем более нам, когда мы видим Бога в пеленах — это страшное и изумительное зрелище — следует радоваться и веселиться, удивляться и приходить в изумление от величия такого благодеяния». Но, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы радость наша была чистой, духовной, святой, необходимо, чтобы она выражалась в делах, ведущих нас к Богу, приближающих к Нему. Господь пришел к нам во плоти для нашего исцеления. Как Небесный Врач Он дал нам лекарства — святые таинства. — И нам нужно их принимать с живой верой в их спасительное действие. Господь принес новый закон — и нам должно исполнить его со всей любовью и усердием. Только при таком условии мы можем надеяться на исцеление. Хотя Спаситель наш и всемогущ, но не спасет нас без нас, без нашего свободного участия в деле спасения и, тем более, вопреки нашему желанию. Преподобный Антоний Великий так говорил своему ученику: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться. Духовная жизнь подобна дереву, телесный подвиг — листьям, а душевное делание плоду».
          Итак, православные христиане, если мы желаем по-настоящему почувствовать радость сегодняшнего праздника, если желаем радоваться по-христиански, то мы должны чаще посещать храм Божий, усилить и домашнюю молитву, больше читать святое Евангелие и, конечно, проявить деятельную любовь к нашим ближним.
          Будьте истинными христианами — православными христианами — вот тот великий урок, который дал Сам Господь исполнение которого доставит истинную радость!
          «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся!». И да проникнет эта радость о Христе рождшемся вглубь самой нашей жизни, чтобы никакие земные невзгоды или скорби не могли ее ослабить или погасить!
Аминь.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.