|
РАДОСТЬ ПРАЗДНИКА.
«И
рече им ангел: не бойтеся, се бо
благовествую
вам радость велию,
яже будет
всем людем: яко родися вам днесь
Спас, Иже
есть Христос Господь».
(Лк.
2, 10-11)
Почти
двадцать веков прошло с тех пор, как эту радостную весть принес пастырям Небожитель,
но и сегодня радость ее не померкла. Пройдут и еще сотни, тысячи лет, а радость
о рождестве Христовом не ослабнет, не потеряет своей силы, ибо событие это есть
величайшее в истории домостроительства нашего спасения явление милости Божией
к грешному чело-вечеству. Истинно великую радость возвещает Ангел. Эта радость,
по его предвещанию, будет не одному семейству и даже не одному народу, а всем
людям Божиим в мире — сколько их есть, было и будет, — всем, кто только не закроет
своих духовных очей, чтобы увидеть ее, кто не ожесточит своего сердца, чтобы
почувствовать ее и познать.
Наступает
время явления чудес любви и благоволения Божия сидящим во тьме и сени смертной
(Мф. 4, 16). Рождается Тот, Который был обетован прародителям еще в раю как
сокрушающее главу змия Семя Жены, Которого с радостью ожидали лучшие люди Ветхого
Завета. Рождается Спаситель мира, Который соединит небо с землей, приведет Правду
вечную, созиждет на земле благодатное царство мира и радости о Духе Святом,
направит наши ноги на путь любви, благочестия — на путь, ведущий в вечность.
Поэтому-то святые отцы считают праздник Рождества Христова «более всех праздников
достойным почитания и благоговения», «матерью всех праздников». А святая Церковь
призывает «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы
духовно да торжествуют... прииде бо Чаяние языков».
Бедственна
и тяжела была участь человека после грехопадения. С того дня вся история человечества
была подобна виденному пророком Иезекиилем свитку, в котором было написано:
«Плач, и стон, и горе» (Иез. 2, 10). Томимый совестью, человек искал путей примирения
с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал,
а зло и развращение возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие
мучения.
Многое требовалось,
чтобы вывести людей из такого состояния — и Господь это совершил.
С рождением
Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. «Оправдание закона
(по слав.: «Не едино убо ныне осуждение...»), — говорит апостол Павел, —
исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8, 4). Сошедши
на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя все бремя наших грехов
и все наказание за них. Он добровольно страдает за нас и переносит все тяжести
мучений, что в совокупности должны были перенести люди (см. Ис. 53). «Бог
на землю сниде, да нас на небеса возведет», — учит святая Церковь.
Христос Господь
принес людям и высочайшую истину. В Нем воссиял «мирови свет разума».
Пришел Господь — и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии.
Теперь мы знаем, что Бог наш, сотворивший небо и землю, есть един по существу,
но троичен в лицах, есть Дух, вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий,
вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, есть Бог святости и любви.
Все это открыл нам Сам Господь наш Иисус Христос. Возьмите в руки святое Евангелие,
почитайте его — и свет Христов, доступный и мудрецу и простецу, озарит ваши
сердца.
Нужно было
сообщить людям новую жизнь — и Он сообщил ее. Он дал нам в снедь Свое честное
Тело и Свою пречистую Кровь как источник воскресения и вечной жизни. «Ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, — учит Он, — имеет жизнь вечную, и Я воскрешу
его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть
питие... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не
будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 54-55, 53).
Нужно было
дать человеку для новой жизни и новые силы — и Он дал их. В пятидесятый день
Своего славного воскресения Он ниспослал на святых апостолов Духа Святого, Который
с тех пор живет в святой Церкви и укрепляет верующих Божественной благодатью.
С сегодняшнего
дня сама телесная смерть не страшит нас, не ужасает, а возбуждает к упованию,
к радости, потому что Спаситель для того и приобщился нашей плоти и крови, чтобы
«смертью лишить силы имеющего державу смерти» (Евр. 2, 14). Даже воздыхания
окружающей нас твари, подвергнутой преступлением человека суете, отныне не так
тяжки и болезненны, ибо она будет освобождена «от рабства тлению» (Рим.
8, 21).
«Слыша
это, оставь уныние, — призывает святитель Иоанн Златоуст. — Выше всякой
надежды и ожидания то, что Бог стал человеком. Если это совершилось, то и все
последует затем с разумной последовательностью. Он не унизил бы Себя так безрассудно
и так напрасно, если бы не имел возвысить нас. Он родился по плоти, чтобы тебя
возродить по духу... Итак возрадуемся и возвеселимся, с радостью вспоминая наши
блага. Если патриарх Авраам был рад видеть день Господень, и видел, и возрадовался,
— тем более нам, когда мы видим Бога в пеленах — это страшное и изумительное
зрелище — следует радоваться и веселиться, удивляться и приходить в изумление
от величия такого благодеяния». Но, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы
радость наша была чистой, духовной, святой, необходимо, чтобы она выражалась
в делах, ведущих нас к Богу, приближающих к Нему. Господь пришел к нам во плоти
для нашего исцеления. Как Небесный Врач Он дал нам лекарства — святые таинства.
— И нам нужно их принимать с живой верой в их спасительное действие. Господь
принес новый закон — и нам должно исполнить его со всей любовью и усердием.
Только при таком условии мы можем надеяться на исцеление. Хотя Спаситель наш
и всемогущ, но не спасет нас без нас, без нашего свободного участия в деле спасения
и, тем более, вопреки нашему желанию. Преподобный Антоний Великий так говорил
своему ученику: «Ни Бог, ни я тебе не помогут, если сам не будешь трудиться.
Духовная жизнь подобна дереву, телесный подвиг — листьям, а душевное делание
плоду».
Итак, православные
христиане, если мы желаем по-настоящему почувствовать радость сегодняшнего праздника,
если желаем радоваться по-христиански, то мы должны чаще посещать храм Божий,
усилить и домашнюю молитву, больше читать святое Евангелие и, конечно, проявить
деятельную любовь к нашим ближним.
Будьте истинными
христианами — православными христианами — вот тот великий урок, который дал
Сам Господь исполнение которого доставит истинную радость!
«Небо
и земля днесь пророчески да возвеселятся!». И да проникнет эта радость о
Христе рождшемся вглубь самой нашей жизни, чтобы никакие земные невзгоды или
скорби не могли ее ослабить или погасить!
Аминь.
|
|