|
270 ЛЕТ СИМЕОНО-АННИНСКОМУ ХРАМУ В СЫСЕРТИ.
«…Построенная казенным коштом церковь в честь Святых Симеона
Богоприимца и Анны Пророчицы»
В
1734 году главный командир Уральских, Сибирских и Казанских заводов Василий
Никитич Татищев, прибыв на Сысертский чугуноплавильный и железоделательный завод
имени царствующей тогда императрицы Анны, «озаботился построением» здесь храма.
Закладка
новой церкви состоялась 12 (25 по н.ст.) октября 1735 года. Благословенные грамоты
на «обложение» и освящение были подписаны Антонием, митрополитом Тобольским
и Сибирским.
Первый храм
при заводе императрицы Анны был освящен во имя Святой Анны Пророчицы. Храм был
деревянный, построен «казенным коштом». Церковь освящена «Успенского Далматова
монастыря архимандритом Сильвестром соборне» 3 (16 по н.ст.) февраля 1736 года.
Первым священником
первого Сысертского храма стал Феодор Феодорович Яковлев, сын священника Арамильской
Свято-Троицкой церкви.
Население
заводского поселения с каждым годом увеличивалось. Храм с трудом вмещал всех
молящихся.
В июне 1748
года из Сысертской заводской конторы поступила «промемория» в Екатеринбургское
духовное правление. В ней отмечалось: «…имеется здесь построенная казенным коштом
церковь во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, рублена из бревен
и то холодная, в коей во время службы …претерпевают немалую нужду …и просили,
чтоб вместо холодной трапезы, другую новую трапезу деревянную и на ней колокольню
построить своим коштом…».
Однако сысертские
жители вынуждены были собираться на молитву в «самую малую церковь» еще 40 лет…
Во время
правления Елизаветы Петровны была создана особая комиссия, которая пришла к
выводу о необходимости продажи государственных заводов частным лицам. Указом
императрицы Елизаветы от 29 июля 1758 года было подтверждено разрешение Сената
о передаче Сысертских заводов «благородному господину, титулярному советнику
Алексию Федоровичу Турчанинову в вечное потомственное владение, с приписными
крестьянами, лесами, землями, на определенных кондициях».
А.Ф.Турчанинов
был одним из первых русских купцов, кому государственная казна продала уральские
заводы, причем на льготных условиях.
К моменту
вступления его во владение заводами (январь 1759 года), в Симеоно-Аннинской
церкви служил отец Никифор Куликов. К этому моменту, за 23 года существования
храма, он был здесь уже пятым по счету священником.
Отец Никифор
Куликов прибыл в Сысерть в ноябре 1754 года. Он оставался на священнослужении
в Симеоно-Аннинском храме до увольнения по старости в 1794-м, причем до 1786-го
он священствовал один, а далее – со священником Димитрием Мухиным.
Батюшка Никифор,
отслуживший в Симеоно-Аннинском храме 40 лет, как вдовый, был направлен в 1797
году в Успенский Далматов монастырь. Однако, в силу ряда обстоятельств, он в
монастыре не жил, а получил в Сысертском заводском селении «достойное пропитание
и приют до самой смерти» от заводовладелицы Филицаты Степановны Турчаниновой,
вдовы покойного заводчика Алексея Федоровича Турчанинова…
Возведение и благоукрашение каменного храма
…В свое
время А.Ф. Ту-рчанинов, по прошествии двенадцати лет активной деятельности в
Сысертском заводском округе, приступил к постройке новой Симеоно-Аннинской церкви
вместо старой, маловместительной.
Благословенная
грамота на заложение каменной церкви гласит: «Божией милостию Варлаам епископ
Тобольский и Сибирский… Сего 1771 года апреля 25 дня титулярный советник А.Ф.Турчанинов
доношением нам представил, что Екатеринбургского ведомства в Сысертском его,
Турчанинова, заводе Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы деревянная
церковь весьма обветшала и погнила, вместо которой желает он, Турчанинов, собственным
своим иждивением построить вновь в то же именование каменную с приделами: первым
– во имя Апостола Петра, Поклонения Честных Вериг; вторым – Алексия, человека
Божия…»
По благословению
Его Преосвященства каменная церковь была заложена в июне 1773 года протоиереем
Власием Коровицким.
Место для
каменного храма Алексей Федорович Турчанинов избрал лично, поблизости деревянной
церкви в западном от нее направлении.
Перед началом
строительства Турчанинов собственноручно проверял качество кирпича, который
шел на постройку храма. Для работы заводчиком были подряжены соликамские и устюжские
каменщики.
К строительству
приступили 17 июня 1773 года. Однако к концу этого года оно было приостановлено.
Причиной тому послужило возникшее в соседней Оренбургской губернии Пугачевское
бунтарство.
…После вынужденного
перерыва возведение каменного здания Симеоно-Аннинского храма возобновилось
в 1777 году. Новый храм строился более 10 лет.
Господь не
удостоил Алексея Турчанинова молиться в построенном по его радению храме. На
87-м году жизни, 21 марта 1787 года уральский заводчик закончил свой земной
путь.
В новопостроенной
каменной церкви к декабрю 1787 года оба придела бы-ли «в готовности и требовано
об освящении оных… благословенной грамоты и святых антиминсов».
По благословенной
грамоте, подписанной Варлаамом, епископом Тобольским и Сибирским, 24 декабря
1787 года, приделы были освящены протоиереем Феодором Карпинским: правый – в
честь Поклонения Честных Вериг Апостола Петра – 29 апреля 1788 года; левый –
во имя Преподобного Алексия, человека Божия – 1 мая 1788 года.
Благословенная
грамота епископа Варлаама на имя того же протоиерея Феодора Карпинского, от
4 августа 1789 года, заключает: «Каменная во имя святых праведных Симеона Богоприимца
и Анны Пророчицы церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми
принадлежащими к благолепию церковному потребностьми удовольствована и ко освящению
состоит в готовности…». По этой благословенной грамоте церковь Симеоно-Аннинская
была освящена протоиереем Феодором Карпинским соборне 9 сентября 1789 года.
Основные
строительные работы были завершены, однако внутренняя отделка и украшения продолжались
до начала ХХ века.
Пожелания
А.Ф.Турчанинова в отношении внешнего облика храма так и не были осуществлены,
тем не менее собор был величественен и богат. Все иконы щедро украшались алмазами,
рубинами, сапфирами. Один образ Пресвятой Богородицы был украшен натуральным
жемчугом. Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам Карла Брюллова.
Заводовладельцы
не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Симеоно-Аннинский
собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом.
Дело своего
деда продолжил Павел Дмитриевич Соломирский – внук А.Ф. Ту-рчанинова, сын Наталии
Колтовской, старшей дочери заводчика. Полковник лейб-гвардии гусарского полка,
а позже генерал-майор П.Д. Соломирский был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. Однако
более близок был другому великому поэту – своему сослуживцу М.Ю. Лермонтову.
Вступив во
владение заводами в 1847 году, П.Д.Соломирский был вынужден подолгу находиться
в Сысерти, ввиду сложного положения заводского хозяйства. Занимаясь заводскими
делами, П.Д.Соломирский не забывал и о благоукрашении Симеоно-Аннинского храма.
Благолепное
существование храма продолжилось и при сыне П.Д.Соломирского Димитрии. Это был
истинный доброделатель, истинный меценат. Дмитрий Павлович был не просто щедрым
благотворителем, но, будучи высокообразованным человеком, он прославился как
орнитолог, музыкант, фотограф, коллекционер.
Архитектурный облик и богослужебные ценности
Симеоно-Аннинский
храм по архитектурной стилистике был выполнен в стиле «позднего Петровского
барокко».
Объемно-пространственная композиция каменного церковного здания представляла
собой каноническую схему, по подобию других греческих и российских церквей.
Предполагается,
что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению,
подбирал в Санкт-Петербурге.
Симеоно-Аннинский
собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию,
в этой короне могли поместиться до семи человек. Шатровый беспотолочный купол
был уникальным в своем роде.
В городе
Жостин (Северная Испания) существует церковь с таким же потолком, какой был
в Симеоно-Аннинском храме: выгнутый бесподпорковый свод является гордостью жителей
этого города. А у нас – о таком же уникальном шатре, который был в Сысерти,
и поныне ничего не знают…
Корона с
золотым крестом венчала и многоярусную 50-метровую колокольню.
В церковной
утвари храма было немало ценностей, которые хранили память о благочестивом усердии
заводовладельцев.
Из церковных
документов известно, что к 1893 году в Симеоно-Аннинском храме было 8 Евангелий,
9 напрестольных крестов, 5 потиров, 5 дискосов, 3 кадила и многое другое.
При этом
наиболее ценными считались: Евангелие в листах, оправленное серебром с позолотой,
чеканной работы, на четырех ножках; Евангелие в листах, оправлено серебром с
позолотой, чеканной работы; крест серебряный, позлащенный, чеканной работы,
украшенный 25-ю крупными стразами и 4-мя зеленого цвета камнями; потир серебряный,
позолоченный под чернедью; дарохранительница серебряная, позолоченная, украшенная
драгоценными камнями.
Имелись также
ценные ризы: риза парчи серебряной с крестами, по оплечью обложена золотым позументом,
крест и звезда вышиты золотом; риза бархата малинового с крестами по серебряному
полю, оплечье и подол обложены золотыми позументами с серебряными крестами,
звезда и крест вышиты золотом…
Церковно-приходская школа
При Симеоно-Аннинском
храме с 1894 года начала действовать церковно-приходская школа. В начале ХХ
века школа помещалась в наемном здании, принадлежавшем бывшей владелице завода
М.А.Турчаниновой. По данным 1912 года, в ней обучалось 58 мальчиков и 22 девочки.
Первым заведующим
и законоучителем церковно-приходской школы был священник Евгений Львов. За весьма
усердную и полезную деятельность в этой должности отец Евгений в марте 1903
года был удостоен награждения епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором.
С 1901 года
отец Евгений исполнял служение благочинного четвертого церковного округа Екатеринбургского
уезда. До 1903 года он был настоятелем Симеоно-Аннинского храма, а затем был
переведен в Екатеринбург. Впоследствии батюшка разделил трагическую участь многих
уральских священнослужителей: в сентябре 1937 года его расстреляли большевистские
палачи.
…Промыслительно,
что через 100 лет вновь открылась церковно-приходская школа при возрождающемся
храме. Новое время, новые обстоятельства поставили и новые задачи перед воскресной
школой. Однако главная задача осталась прежней – это научение добру, истине
и любви.
Воцерковление
детей в современных условиях является очень сложным делом. Ныне важен не только
вероучительный, но и культурологический подход, когда духовные ценности дети
постигают, учась любить родной край, изучая его историю, культуру, многовековые
традиции.
И хочется
верить, что те сысертские ребятишки, которые нынче бегают на занятия церковно-приходской
школы, став взрослыми, продолжат благое дело возрождения родного прихода, родного
Симеоно-Аннинского храма, который уже почти три века украшает уральскую землю.
Материалы подготовила Анна Костарева,
руководитель церковно-приходской школы
храма в честь Святых Симеона и Анны г. Сысерть
|
|