|
НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.
Неделя
- принятое в церковном календаре название воскресного дня. В данном случае,
например, «Неделя Крестопоклонная» означает 3-е воскресенье Великого поста и
седмицу предшествующую этому воскресенью.
- Начало Великого поста.
Чистый понедельник – 14 марта
- Первая пятница Великого поста. Литургия
Преждеосвященных Даров – 18 марта
- Неделя 1-я Великого поста.
Торжество Православия – 20 марта
- Неделя 2-я Великого поста.
Святителя Григория Паламы – 27 марта
- Неделя 3-я Великого поста.
Крестопоклонная – 3 апреля
- Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
- Неделя 4-я Великого поста.
Преподобного Иоанна Лествичника – 10 апреля
- Неделя 5-я Великого поста.
Преподобной Марии Египетской – 17 апреля
- Лазарева суббота.
Воскрешение праведного Лазаря – 23 апреля
- Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень
в Иерусалим (Вербное воскресенье) – 24 апреля
- Страстная седмица
(последняя неделя перед Пасхой) – 25-30 апреля
Пасха – Cветлое Христово
Воскресение – 1 мая
Первая
седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение
особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда
и четверг) на Великом повечерии читается канон Святого Андрея Критского с припевами
к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы Великого
поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива» т.
е. отваренной пшеницы с медом, в память великомученика Феодора Тирона, оказавшего
благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император
Юлиан Отступник в 362 году приказал в г. Антиохии все съестные припасы тайно
окропить кровью идоложертвенных животных. Но великомученик Феодор Тирон, сожженный
в 306 году за исповедование Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому
епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение
всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
В первое
воскресенье (неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество Православия»,
установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания
святых икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на
середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении
в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от
Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е.,
объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной
веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая
лета» – живущим.
Во второе
воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего
в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы
Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.
По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и
установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В третье
воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия
Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь
поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!».
Эта песня поется и на Литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине
Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти
Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой
Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после «часов»,
перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая
седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
В четвертое
воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором
показал «лествицу», или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние святой Марии Египетской».
Жизнь святой Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех
примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.
На утрени в этот день читается житие святой Марии Египетской и канон святого
Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста.
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается
великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность
Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист
«Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную
Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе
с врагами невидимыми.
В пятое воскресенье
Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь
дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и, для ободрения
духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия
к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной
встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.
В субботу
на 6-й неделе на утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом
Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных» : «Благословен
еси Господи, научи меня оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже»
поется «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя».
Шестое воскресенье
Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный
вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот день иначе называется
Вербным воскресеньем, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения
Евангелия не поется «Воскресение Христово...», а читается непосредственно 50-й
псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви
вербы или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми,
при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни
над смертью (воскресение).
|
|