НЕДЕЛИ И СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

          Неделя - принятое в церковном календаре название воскресного дня. В данном случае, например, «Неделя Крестопоклонная» означает 3-е воскресенье Великого поста и седмицу предшествующую этому воскресенью.

- Начало Великого поста.
Чистый понедельник – 14 марта
- Первая пятница Великого поста. Литургия
Преждеосвященных Даров – 18 марта
- Неделя 1-я Великого поста.
Торжество Православия – 20 марта
- Неделя 2-я Великого поста.
Святителя Григория Паламы – 27 марта
- Неделя 3-я Великого поста.
Крестопоклонная – 3 апреля
- Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
- Неделя 4-я Великого поста.
Преподобного Иоанна Лествичника – 10 апреля
- Неделя 5-я Великого поста.
Преподобной Марии Египетской – 17 апреля
- Лазарева суббота.
Воскрешение праведного Лазаря – 23 апреля
- Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень
в Иерусалим (Вербное воскресенье) – 24 апреля
- Страстная седмица
(последняя неделя перед Пасхой) – 25-30 апреля
Пасха – Cветлое Христово
Воскресение – 1 мая

          Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Святого Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение «колива» т. е. отваренной пшеницы с медом, в память великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император Юлиан Отступник в 362 году приказал в г. Антиохии все съестные припасы тайно окропить кровью идоложертвенных животных. Но великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедование Христовой Веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
          В первое воскресенье (неделю) Великого поста совершается так называемое «Торжество Православия», установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е., объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» – живущим.
          Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
          В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!». Эта песня поется и на Литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после «часов», перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
          В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал «лествицу», или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние святой Марии Египетской». Жизнь святой Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. На утрени в этот день читается житие святой Марии Египетской и канон святого Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.
          В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и, для ободрения духовно труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.
          В субботу на 6-й неделе на утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных» : «Благословен еси Господи, научи меня оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя».
          Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот день иначе называется Вербным воскресеньем, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово...», а читается непосредственно 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.