|
ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО.
В
самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся
великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон
св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием,
вечером, в первые четыре дня поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий
нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием
и надеждой.
С великим
искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение,
патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь
– с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события
моей жизни, дела Божии в прошлом – как дела, касающиеся меня и моего спасения,
трагедия греха и измены – как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как
часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают
на Него.
Канон начинается
с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни?
Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?
Одним за
другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией
отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история:
я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога
и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары.
Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по
подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал
первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…
Итак, в течение
четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории
мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня
к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых
вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит
тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей
и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит,
чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет
нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской
истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает
в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.
Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда
не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной
жизни… - мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая
в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в
самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как
приношения и дара, как жертвы Богу. Или, другими словами, отказ от жизни для
Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести
слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат
глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости,
и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня,
кающегося.
Вот почему
постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению,
искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где
все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек
находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.
|
|