|   | 
     
 19 АВГУСТА - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА 
  ХРИСТА.
           Святая 
  Церковь празднует ныне пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской 
  и прославления нашего человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Повторим 
  русской речью Евангелие, или всенародное благовестие евангелиста Матфея о нынешнем 
  дне, повествующее о событии Преображения. «В то время взял Иисус Петра, Иакова 
  и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред 
  ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег. 
  И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: 
  «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи – Тебе 
  одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, се, облако светлое 
  осенило их, и се, глас, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, 
  в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И услышав, ученики пали на лица свои 
  и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте, и 
  не бойтесь». Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. 
  И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не сказывайте 
  о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 1-9). 
  Здесь конец евангельской истории. 
            Итак, преображение 
  Господа Иисуса Христа состояло в том, что во время молитвы Его на Фаворской 
  горе, как дополняет это сказание другой евангелист, лицо Его вдруг просияло, 
  как солнце, и одежды Его сделались белы, как снег (Лк. 9, 29). В это время 
  явились ученикам древний пророк и законодатель еврейского народа Моисей и пророк 
  Илия, взятый некогда живым на небо на колеснице огненной и на конях огненных; 
  явились они в славе, т.е. в небесном свете, и беседовали с Господом о наступающих 
  страданиях и о крестной смерти Его в Иерусалиме, как дополняет это сказание 
  евангелист Лука. 
            Для чего 
  Господь показал апостолам небесную славу Свою, светлость Божества Своего настолько, 
  насколько они могли вместить, не больше, — потому что иначе они не остались 
  бы в живых? Не может человек увидеть лица Моего, — говорил Бог в Ветхом 
  Завете Моисею, и остаться живым (Исх. 33, 20). Для того, чтобы и еще, 
  после бесчисленных чудес, показать им очевиднейшим образом Божество Свое и Свое 
  единосущие с Отцем, дабы они не поколебались в вере во время страданий Его и 
  смерти, но разумели и понимали, что Он страдал и умирал добровольно, за грехи 
  мира и с дерзновением проповедали о Нем людям, что Он истинно Единородный Сын 
  Божий, вечный, Творец мира видимого и невидимого, или ангельского. 
            Для чего 
  явились пророки, Моисей, живший ранее Иисуса Христа за полторы тысячи лет, и 
  Илия – почти за тысячу лет? И для чего в славе? – Явились для засвидетельствования 
  апостолам, что Иисус Христос есть предсказанный издревле пророками истинный 
  Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми, и для вразумления учеников 
  в настоятельной нужде страданий и смерти Его для искупления мира. Явились в 
  славе для того, чтобы уверить учеников, что их ожидает за подвиги на земле такая 
  же или еще большая слава как учеников и друзей Христовых. 
            Пророки беседовали 
  с Господом о страшных страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Петр, не ведавший, 
  что говорит, хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в присутствии Господа: 
  «Хорошо нам здесь быть, – говорит, – Господи! Сделаем три кущи, т.е. палатки 
  из зеленых ветвей – Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». Нет, святой и всехвальный 
  апостол Петр, не место и не время тебе тут блаженствовать; а настоит тебе претерпеть 
  тяжкие страдания и смерть ужаснейшую. Разве ты не слышал, о чем говорили Моисей 
  и Илия с Господом во время преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании 
  и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Но сам апостол Петр не знал, как 
  сказано, от великой радости и счастья, что говорил. Надо было вразумить свыше 
  его и прочих учеников; и еще не кончил Петр своих слов, как с неба послышался 
  глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте 
  (Мф. 17, 5); т.е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно: а слушайте Его, 
  Сына Моего возлюбленного. А Он что говорил еще так недавно? — Если кто хочет 
  идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 
  9, 23). Вот в чем надобно слушаться Его. 
            И нам, братия 
  и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства: здесь место и время 
  не для блаженства, но для слезного покаяния и скорбей очистительных. Блаженство 
  будет там, на небе, во веки бесконечные для всех истинно веровавших и подвизавшихся 
  здесь. 
            Ученики испугались 
  гласа Божия, потому что были еще несовершенны и земны. Господь отъял от них 
  страх прикосновением Своим и словом: не бойтесь. Открыв глаза, они увидели одного 
  Господа, и уже в обыкновенном виде. При схождении с горы Он не позволил им сказывать 
  народу об этом видении дотоле, пока Он не воскреснет из мертвых; почему? Потому 
  что Господу надлежало пострадать и умереть для спасения мира и нас с вами, братия, 
  и Он не хотел, чтобы прежде страданий и окончания дела искупления прославили 
  Его Божественную славу, и чтобы нам дать пример смирения, чтобы и мы не искали 
  у людей славы, — а у Бога. 
            Итак, возлюбленные 
  во Христе братия и сестры, не будем на земле искать себе радостей и блаженства 
  или суетной славы, а будем непрестанно изменяться на лучшее покаянием глубоким 
  и нелицемерным, твердым и непрестанным, и усердным деланием добрых дел, — будем 
  с терпением и упованием переносить посылаемые скорби, напасти, страдания. Если 
  будем жить так, то настанет и для нас чудное преображение, когда Господь преобразит 
  смиренное тело наше так, что оно будет сообразно святому телу Иисуса Христа 
  (Флп. 3, 21), как говорит слово Божие.  
        | 
      |