|
19 АВГУСТА - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА
ХРИСТА.
Святая
Церковь празднует ныне пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской
и прославления нашего человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Повторим
русской речью Евангелие, или всенародное благовестие евангелиста Матфея о нынешнем
дне, повествующее о событии Преображения. «В то время взял Иисус Петра, Иакова
и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред
ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу:
«Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи – Тебе
одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, се, облако светлое
осенило их, и се, глас, из облака глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный,
в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И услышав, ученики пали на лица свои
и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: «Встаньте, и
не бойтесь». Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: «Никому не сказывайте
о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17, 1-9).
Здесь конец евангельской истории.
Итак, преображение
Господа Иисуса Христа состояло в том, что во время молитвы Его на Фаворской
горе, как дополняет это сказание другой евангелист, лицо Его вдруг просияло,
как солнце, и одежды Его сделались белы, как снег (Лк. 9, 29). В это время
явились ученикам древний пророк и законодатель еврейского народа Моисей и пророк
Илия, взятый некогда живым на небо на колеснице огненной и на конях огненных;
явились они в славе, т.е. в небесном свете, и беседовали с Господом о наступающих
страданиях и о крестной смерти Его в Иерусалиме, как дополняет это сказание
евангелист Лука.
Для чего
Господь показал апостолам небесную славу Свою, светлость Божества Своего настолько,
насколько они могли вместить, не больше, — потому что иначе они не остались
бы в живых? Не может человек увидеть лица Моего, — говорил Бог в Ветхом
Завете Моисею, и остаться живым (Исх. 33, 20). Для того, чтобы и еще,
после бесчисленных чудес, показать им очевиднейшим образом Божество Свое и Свое
единосущие с Отцем, дабы они не поколебались в вере во время страданий Его и
смерти, но разумели и понимали, что Он страдал и умирал добровольно, за грехи
мира и с дерзновением проповедали о Нем людям, что Он истинно Единородный Сын
Божий, вечный, Творец мира видимого и невидимого, или ангельского.
Для чего
явились пророки, Моисей, живший ранее Иисуса Христа за полторы тысячи лет, и
Илия – почти за тысячу лет? И для чего в славе? – Явились для засвидетельствования
апостолам, что Иисус Христос есть предсказанный издревле пророками истинный
Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми, и для вразумления учеников
в настоятельной нужде страданий и смерти Его для искупления мира. Явились в
славе для того, чтобы уверить учеников, что их ожидает за подвиги на земле такая
же или еще большая слава как учеников и друзей Христовых.
Пророки беседовали
с Господом о страшных страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Петр, не ведавший,
что говорит, хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в присутствии Господа:
«Хорошо нам здесь быть, – говорит, – Господи! Сделаем три кущи, т.е. палатки
из зеленых ветвей – Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». Нет, святой и всехвальный
апостол Петр, не место и не время тебе тут блаженствовать; а настоит тебе претерпеть
тяжкие страдания и смерть ужаснейшую. Разве ты не слышал, о чем говорили Моисей
и Илия с Господом во время преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании
и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Но сам апостол Петр не знал, как
сказано, от великой радости и счастья, что говорил. Надо было вразумить свыше
его и прочих учеников; и еще не кончил Петр своих слов, как с неба послышался
глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте
(Мф. 17, 5); т.е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно: а слушайте Его,
Сына Моего возлюбленного. А Он что говорил еще так недавно? — Если кто хочет
идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк.
9, 23). Вот в чем надобно слушаться Его.
И нам, братия
и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства: здесь место и время
не для блаженства, но для слезного покаяния и скорбей очистительных. Блаженство
будет там, на небе, во веки бесконечные для всех истинно веровавших и подвизавшихся
здесь.
Ученики испугались
гласа Божия, потому что были еще несовершенны и земны. Господь отъял от них
страх прикосновением Своим и словом: не бойтесь. Открыв глаза, они увидели одного
Господа, и уже в обыкновенном виде. При схождении с горы Он не позволил им сказывать
народу об этом видении дотоле, пока Он не воскреснет из мертвых; почему? Потому
что Господу надлежало пострадать и умереть для спасения мира и нас с вами, братия,
и Он не хотел, чтобы прежде страданий и окончания дела искупления прославили
Его Божественную славу, и чтобы нам дать пример смирения, чтобы и мы не искали
у людей славы, — а у Бога.
Итак, возлюбленные
во Христе братия и сестры, не будем на земле искать себе радостей и блаженства
или суетной славы, а будем непрестанно изменяться на лучшее покаянием глубоким
и нелицемерным, твердым и непрестанным, и усердным деланием добрых дел, — будем
с терпением и упованием переносить посылаемые скорби, напасти, страдания. Если
будем жить так, то настанет и для нас чудное преображение, когда Господь преобразит
смиренное тело наше так, что оно будет сообразно святому телу Иисуса Христа
(Флп. 3, 21), как говорит слово Божие.
|
|