|
21 МАЯ - ПАМЯТЬ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА.
Святой
апостол и евангелист Иоанн Богослов, ныне ублажаемый, был ближайшим и любимейшим
учеником Господа нашего Иисуса Христа, - по выражению церковной песни, он был
другом и наперсником Христовым. Чем же особенно отличался этот апостол от других
учеников Господа, и чем заслужил он особенное благоволение и расположение Иисуса
Христа? Будучи образцом целомудрия и кротости и имея мягкое и нежное сердце,
расположенное любить Бога и ближних, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
всей душой прилепился к Господу, Учителю своему, и полюбил Его с нежностью детского
сердца, за что и был ближе других апостолов и доступнее к Спасителю. Эта любовь
к Божественному Учителю выражалась не на словах только, но и на деле. Так, в
то время, когда Иисус Христос был распят на кресте, и когда все ученики Его,
«страха ради иудейска», разбежались, - стояли при кресте только Божия Матерь
и ученик Иоанн. Вот тут-то, в минуту величайшего уничижения Божественного Учителя,
в минуты всеобщего опасения за самую жизнь, апостол Иоанн и доказал на деле
свою любовь и глубокую привязанность к Господу Иисусу Христу. Видя столь великую
любовь и полную преданность к Себе Иоанна, Иисус Христос здесь же отличает его
от других Своих учеников. Он усыновляет Иоанна Своей Матери, и с той поры Пресвятая
Богородица пребывала в доме его до славного успения Своего.
Но помимо
любви к Богу, этой первой и самой главной обязанности каждого человека, святой
апостол и евангелист Иоанн Богослов любил также и ближних своих. Так, он постоянно
увещевал людей жить в мире и любви, повторяя до последних дней своей жизни все
одни и те же слова: «Братия, любите друг друга». Увещевая же любить ближних,
апостол Иоанн в то же время поучал, что нужно любить не словом, ниже языком,
но делом и истиною (Ин. 3, 18). Это он доказал примером из собственной жизни.
Однажды, когда святой апостол Иоанн Богослов проходил города Малой Азии для
проповеди Евангелия, в одном из них увидел юношу, способного на дело благое,
поучал его много и затем сподобил его святого крещения. Оставляя этот город,
чтобы отправиться далее на проповедь Евангелия, апостол Иоанн, в присутствии
всей Церкви, поручил юношу епископу того города, чтобы он научил новообращенного
всему доброму. Епископ научил юношу Священному Писанию, но не наблюдал за ним,
а оставил его жить на своей воле, и вскоре юноша стал вести дурную жизнь: стал
предаваться пьянству, заниматься кражей, потом свел дружбу с разбойниками, которые
увлекли его в горы и пустыни, выбрав его своим главою, и разбойничали по дорогам.
По прошествии
некоторого времени апостол Иоанн возвратился в тот город и, услышав, что юноша
развратился и стал разбойничать, сказал епископу: «Возврати мне сокровище, которое
я дал тебе на хранение, как в верные руки; возврати мне юношу, которого я поручил
тебе, чтобы ты научил его страху Божию!» - «Погиб юноша, - отвечал со слезами
епископ, - умер душою, а телом разбойничает по дорогам». - «Так ли следовало
блюсти душу брата? - сказал апостол Иоанн. - Но дай мне проводника, я поищу
того, которого ты погубил».
Апостол Иоанн
пришел к разбойникам и просил их, чтобы они привели его к старшине своему. Разбойники
повиновались. Увидев святого, юноша от стыда убежал в пустыню, апостол же Иоанн,
забыв старость свою, погнался за ним, говоря: «Обратись, сын мой, к отцу твоему!
Не отчаивайся: я грехи твои приму на себя, только остановись и подожди меня,
ибо Господь послал меня к тебе!». Юноша с трепетом и стыдом пал к ногам святого,
не смея взглянуть на лицо его. Апостол же Иоанн, как нежно любящий отец, обнял,
обласкал его, привел в город, с великой радостью, что нашел заблудшую овцу,
много поучал его, наставляя на покаяние. Юноша, совершая трудные подвиги покаяния,
угодил Господу и, получив прощение грехов, с миром перешел в жизнь вечную.
Подражая
примеру святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и желая заслужить любовь
Божию, и мы должны, братия, любить Бога всем сердцем и всею душою и всем помышлением
нашим... Нужно любить не словом, ниже языком, но делом и истиною. Доказать же
на деле свою любовь к Богу мы можем только в том случае, если во всем станем
исполнять волю Божию. Спаситель сказал: имеяй Заповеди Моя и соблюдаяй их,
той есть любяй Мя: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 21, 23);
а святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: сия бо есть любы Божия,
да Заповеди Его соблюдаем (1 Ин. 5, 3).
По примеру
святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова нам должно любить ближних своих,
- любить не на словах только, а на самом деле, от всей души, оказывать им в
жизни потребные услуги, а при случае даже не щадить и жизни своей для спасения
ближних. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други
своя (Ин. 15, 13), - говорит Господь Иисус Христос.
Если мы,
братия христиане, искренно станем любить друг друга, будем расположены друг
к другу и будем друзьями между собою, то Бог мира будет всегда с нами, и наша
жизнь на земле будет счастливой и мирной. В первые времена христианства «у всего
общества верующих было, по слову Писания, одно сердце и одна душа». Давно были
те блаженные времена. Теперь же, когда вражда и ненависть, ссоры и раздоры,
споры и несогласия царят между людьми, нам почаще нужно обращаться с молитвой
к святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и у него просить и поучаться
истинной христианской любви. Он оставил для нас неоцененное сокровище - свои
святые послания, где на каждой почти странице он повторяет: «будем любить Бога,
потому что Он прежде возлюбил нас», «кто любит Бога, тот пусть любит и ближнего
своего, потому что, кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и
Бога»; «как Христос положил за нас жизнь Свою, так и мы должны полагать жизнь
свою за близких»... Имеяй уши слышати, да слышит. Аминь.
|
|