21 МАЯ - ПАМЯТЬ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА.

          Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, ныне ублажаемый, был ближайшим и любимейшим учеником Господа нашего Иисуса Христа, - по выражению церковной песни, он был другом и наперсником Христовым. Чем же особенно отличался этот апостол от других учеников Господа, и чем заслужил он особенное благоволение и расположение Иисуса Христа? Будучи образцом целомудрия и кротости и имея мягкое и нежное сердце, расположенное любить Бога и ближних, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов всей душой прилепился к Господу, Учителю своему, и полюбил Его с нежностью детского сердца, за что и был ближе других апостолов и доступнее к Спасителю. Эта любовь к Божественному Учителю выражалась не на словах только, но и на деле. Так, в то время, когда Иисус Христос был распят на кресте, и когда все ученики Его, «страха ради иудейска», разбежались, - стояли при кресте только Божия Матерь и ученик Иоанн. Вот тут-то, в минуту величайшего уничижения Божественного Учителя, в минуты всеобщего опасения за самую жизнь, апостол Иоанн и доказал на деле свою любовь и глубокую привязанность к Господу Иисусу Христу. Видя столь великую любовь и полную преданность к Себе Иоанна, Иисус Христос здесь же отличает его от других Своих учеников. Он усыновляет Иоанна Своей Матери, и с той поры Пресвятая Богородица пребывала в доме его до славного успения Своего.
          Но помимо любви к Богу, этой первой и самой главной обязанности каждого человека, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов любил также и ближних своих. Так, он постоянно увещевал людей жить в мире и любви, повторяя до последних дней своей жизни все одни и те же слова: «Братия, любите друг друга». Увещевая же любить ближних, апостол Иоанн в то же время поучал, что нужно любить не словом, ниже языком, но делом и истиною (Ин. 3, 18). Это он доказал примером из собственной жизни. Однажды, когда святой апостол Иоанн Богослов проходил города Малой Азии для проповеди Евангелия, в одном из них увидел юношу, способного на дело благое, поучал его много и затем сподобил его святого крещения. Оставляя этот город, чтобы отправиться далее на проповедь Евангелия, апостол Иоанн, в присутствии всей Церкви, поручил юношу епископу того города, чтобы он научил новообращенного всему доброму. Епископ научил юношу Священному Писанию, но не наблюдал за ним, а оставил его жить на своей воле, и вскоре юноша стал вести дурную жизнь: стал предаваться пьянству, заниматься кражей, потом свел дружбу с разбойниками, которые увлекли его в горы и пустыни, выбрав его своим главою, и разбойничали по дорогам.
          По прошествии некоторого времени апостол Иоанн возвратился в тот город и, услышав, что юноша развратился и стал разбойничать, сказал епископу: «Возврати мне сокровище, которое я дал тебе на хранение, как в верные руки; возврати мне юношу, которого я поручил тебе, чтобы ты научил его страху Божию!» - «Погиб юноша, - отвечал со слезами епископ, - умер душою, а телом разбойничает по дорогам». - «Так ли следовало блюсти душу брата? - сказал апостол Иоанн. - Но дай мне проводника, я поищу того, которого ты погубил».
          Апостол Иоанн пришел к разбойникам и просил их, чтобы они привели его к старшине своему. Разбойники повиновались. Увидев святого, юноша от стыда убежал в пустыню, апостол же Иоанн, забыв старость свою, погнался за ним, говоря: «Обратись, сын мой, к отцу твоему! Не отчаивайся: я грехи твои приму на себя, только остановись и подожди меня, ибо Господь послал меня к тебе!». Юноша с трепетом и стыдом пал к ногам святого, не смея взглянуть на лицо его. Апостол же Иоанн, как нежно любящий отец, обнял, обласкал его, привел в город, с великой радостью, что нашел заблудшую овцу, много поучал его, наставляя на покаяние. Юноша, совершая трудные подвиги покаяния, угодил Господу и, получив прощение грехов, с миром перешел в жизнь вечную.
          Подражая примеру святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и желая заслужить любовь Божию, и мы должны, братия, любить Бога всем сердцем и всею душою и всем помышлением нашим... Нужно любить не словом, ниже языком, но делом и истиною. Доказать же на деле свою любовь к Богу мы можем только в том случае, если во всем станем исполнять волю Божию. Спаситель сказал: имеяй Заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 21, 23); а святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: сия бо есть любы Божия, да Заповеди Его соблюдаем (1 Ин. 5, 3).
          По примеру святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова нам должно любить ближних своих, - любить не на словах только, а на самом деле, от всей души, оказывать им в жизни потребные услуги, а при случае даже не щадить и жизни своей для спасения ближних. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13), - говорит Господь Иисус Христос.
          Если мы, братия христиане, искренно станем любить друг друга, будем расположены друг к другу и будем друзьями между собою, то Бог мира будет всегда с нами, и наша жизнь на земле будет счастливой и мирной. В первые времена христианства «у всего общества верующих было, по слову Писания, одно сердце и одна душа». Давно были те блаженные времена. Теперь же, когда вражда и ненависть, ссоры и раздоры, споры и несогласия царят между людьми, нам почаще нужно обращаться с молитвой к святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и у него просить и поучаться истинной христианской любви. Он оставил для нас неоцененное сокровище - свои святые послания, где на каждой почти странице он повторяет: «будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас», «кто любит Бога, тот пусть любит и ближнего своего, потому что, кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и Бога»; «как Христос положил за нас жизнь Свою, так и мы должны полагать жизнь свою за близких»... Имеяй уши слышати, да слышит. Аминь.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.