|
ПРОТОИЕРЕЙ ФОМА АБЕЛЬ: "НАШ ПРИЮТ НЕ СТОЛЬКО ДЕТСКОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ, СКОЛЬКО БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ ДУХОВНО БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ".
Утро
В девять
часов утра звон колокольчика созывает всех на молебен. Одновременно открываются
двери комнат, и воспитатели вместе со своими маленькими воспитанницами направляются
в домовый храм. Ни шума, ни суеты: хотя девочкам всего-то от 3-х до 8 лет, каждая
из них хорошо знает, как вести себя на богослужении. Все сестренки похожи друг
на друга: одинаковые платьица, косички, шапочки. Вчера их объединила общая беда
– они стали лишними в родных семьях, сегодня их породнил православный приют,
где все взрослые поставили перед собой главную цель: спасение этих детей в вечности.
Возрождение
- В 2001
году, когда открылся наш приют, исполнилось бы 135 лет монастырскому приюту
для девочек-сирот духовного звания, если бы в 20-х годах он не был закрыт богоборцами
вместе с монастырем, - рассказывает священник Фома Абель. – Возрождение произошло
благодаря доброй воле неравнодушных людей, в первую очередь супругов Алтушкиных,
без чьих благотворительных пожертвований приют просто бы не смог существовать.
Татьяна Анатольевна Алтушкина, сама мать четверых детей, буквально настояла
на возрождении приюта при монастыре. Она и стала его директором. Имея родительский
опыт, она хочет, чтобы дети-сироты имели такие же возможности для своего развития,
как и в семье. Ее супруг Игорь Алексеевич Алтушкин является главным благодетелем.
Помогают и многие другие люди, которым мы глубоко благодарны. Духовное же руководство
осуществляет Ново-Тихвинский женский монастырь. Необходимо вырастить девочек
благочестивыми, богобоязненными, добродетельными и в то же время дать им свободу
выбора – обеспечить хорошее образование и все, что нужно для того, чтобы они
стали полноценными гражданами своей страны.
Откуда они?...
Глядя на
этих милых девчушек, усердно молящихся, с живым блеском в глазах, трудно представить
себе, что все они страдают тяжелыми заболеваниями. Чаще всего это задержка психического
развития.
- Все девочки
– социальные сироты. Всех их пришлось спасать, - поясняет отец Фома. Обстановка
дома не дала им получить в раннем возрасте самого необходимого, чтобы развитие
шло нормальным путем.
Но приют
как общественная организация не имеет права заниматься поиском таких детей.
Эту задачу выполняет государственная служба опеки и попечительства. Именно органы
опеки по месту выявления детей являются гарантами того, что помещение ребенка
в приют не противоречит его интересам. Девочек привозили из тех городов, с которыми
были подписаны соглашения, – из Серова, Верхотурья, Тавды, Кировграда…
Были случаи,
когда обращались из больниц, где дети находились длительное время и никак не
удавалось устроить их судьбу. Но и тогда вопрос определения в приют решался
органами опеки и попечительства.
Без помощи
специалистов 1-й Областной детской больницы тяжело было бы восстанавливать здоровье
детишек. Некоторые из них больны хроническими заболеваниями, кому-то в будущем
предстоит тяжелая операция. Другим приходилось проходить очень серьезные обследования,
чтобы поставить диагноз: были обнаружены чрезвычайно редкие патологии. Но благодаря
врачам здоровье детей улучшается. В самом же приюте девочки находятся под постоянным
медицинским наблюдением опытных медсестер и нянь.
Храм
Сердце приюта – уютная домовая церковь во имя преподобномученицы Великой Княгини
Елиcаветы.
- Покровительница
приюта выбрана не случайно, - поясняет батюшка, - и не только потому, что она
является покровительницей нашего края, приняла мученический конец под Алапаевском.
Но именно она как никто из новых святых просияла своей помощью ближним, в том
числе и брошенным детям. Сознавая необыкновенную трудность взятой на себя задачи,
руководители приюта уповают конечно же не на свои слабые силы и бедный опыт,
а на помощь Божию, заступничество святых.
На молебен
собираются все сотрудники и воспитанницы приюта. Каждое утро в храме святой
Елизаветы возносятся молитвы за болящих, призывается помощь Божия на предстоящий
день. Здесь поминают по именам всех благодетелей приюта, настоятельницу монастыря
с сестрами, воспитанниц, сотрудников и даже тех, кто в приюте уже не работает.
Девочки в храме выполняют вечернее и утреннее правило. За Литургией они обязательно
причащаются, старшие – исповедуются. Есть в храме маленький хор воспитанниц,
который поет во время молебнов и готовится к тому, чтобы через некоторое время
петь за Божественной литургией. Распев – знаменный, каким поют сестры монастыря.
Так подчеркивается духовная близость к монастырю, любовь и уважение к традициям
обители.
День. Большая
семья
- С окончанием
Божественной литургии мы все вместе, взрослые и дети, идем в трапезную, - продолжает
свой рассказ отец Фома. – В день Литургии трапеза всегда праздничная. Это значит,
что мы меняем клеенки на скатерти, составляем праздничное меню, включаем музыку
и трапезничаем как одна большая семья. Этот подход – наш главный воспитательный
принцип. Мы стараемся все значимые мероприятия делать общими. Это очень важно
для детей – чувствовать себя частью большого целого, объединяющего их со взрослым
миром.
И в самом
деле, малышки очень любят трудиться вместе со взрослыми. Они с радостью ждут
своей очереди на послушание. Здесь их общение со старшими становится еще более
близким и домашним. Девочки помогают в трапезной и в прачечной, наводят порядок
в живом уголке, игровых комнатах, спальне. Учатся они пока на дому, под руководством
православной гимназии. С дошкольниками занимаются приезжие воспитатели. Вообще
в приют приезжает много специалистов. Детей обучают игре на фортепиано (одна
воспитанница даже зачислена в музыкальную школу №11), игре на скрипке, есть
преподаватель ИЗО, руководитель хора, тренер по физкультуре. Занимаются малышки
и рукоделием. Большое значение воспитатели придают искусству плетения кружев
на коклюшках. Ведь в приюте по уставу девочки будут жить до 18 лет. Потом наступит
день их выпуска. К этому времени они смогут овладеть ремеслом профессионально
и у них всегда будет кусок хлеба, - убежден батюшка. - Ведь в любом уголке можно
сплести из копеечных ниток замечательное изделие ручной работы, которое всегда
будет востребовано. К тому же этот труд всегда можно совместить с молитвой.
Православный
образ жизни нельзя назвать тепличным
На огороженной территории приюта стоит красивый добротный жилой корпус. В нем
сделано все, чтобы маленьким сиротам жилось как в семье. Вокруг лес, тишина…
Но что будет дальше, когда подросших девочек встретит совсем другой мир?
- Мне часто
приходится слышать, что вырастив детей в тепличных условиях, оградив их от пошлости
современного мира, мы делаем их неприспособленными к дальнейшей жизни, - делится
своими размышлениями священник. - Но ведь православный образ жизнь нельзя назвать
тепличным. Наоборот, он требует от человека внутренних усилий, постоянного напряжения
всех сил личности.
Православный
человек осознанно удаляется от скверны. Поэтому я надеюсь, что наши девочки
вырастут закаленными в нравственном отношении, и когда они неизбежно столкнутся
с морем греховного соблазна, может быть, сумеют сделать достойный человека выбор
в пользу подлинной жизни. В этом им помогут благодать и молитва всех тех, кто
никогда не перестанет считать их родными и близкими. Подлинная глубокая вера
никогда не мешает человеку состояться в земной жизни. Наоборот, она помогает
ему, содействует в повседневном труде. Примером могут послужить труды сестер
Ново-Тихвинского монастыря. Часто не имея багажа знаний, они ставят перед собой
и решают такие творческие задачи, которые не могут не вызывать восхищения. В
прошлом году швейная мастерская монастыря обшивала Саровские торжества; иконописицы
монастыря расписывали иконостас Храма-на-Крови. Детский молитвослов, изданный
в монастыре, получил первую премию в Санкт-Петербурге. Все это доказывает, что
человек с верой и молитвой всегда добьется поставленной цели, если, конечно,
она не противоречит воле Божией.
Спасение
наших девочек воле Божией не может противоречить.
В православном приюте побывала Людмила Косовская.
|
|