ПРОТОИЕРЕЙ ФОМА АБЕЛЬ: "НАШ ПРИЮТ НЕ СТОЛЬКО ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СКОЛЬКО БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ ДУХОВНО БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ".

          Утро

          В девять часов утра звон колокольчика созывает всех на молебен. Одновременно открываются двери комнат, и воспитатели вместе со своими маленькими воспитанницами направляются в домовый храм. Ни шума, ни суеты: хотя девочкам всего-то от 3-х до 8 лет, каждая из них хорошо знает, как вести себя на богослужении. Все сестренки похожи друг на друга: одинаковые платьица, косички, шапочки. Вчера их объединила общая беда – они стали лишними в родных семьях, сегодня их породнил православный приют, где все взрослые поставили перед собой главную цель: спасение этих детей в вечности.

          Возрождение

          - В 2001 году, когда открылся наш приют, исполнилось бы 135 лет монастырскому приюту для девочек-сирот духовного звания, если бы в 20-х годах он не был закрыт богоборцами вместе с монастырем, - рассказывает священник Фома Абель. – Возрождение произошло благодаря доброй воле неравнодушных людей, в первую очередь супругов Алтушкиных, без чьих благотворительных пожертвований приют просто бы не смог существовать. Татьяна Анатольевна Алтушкина, сама мать четверых детей, буквально настояла на возрождении приюта при монастыре. Она и стала его директором. Имея родительский опыт, она хочет, чтобы дети-сироты имели такие же возможности для своего развития, как и в семье. Ее супруг Игорь Алексеевич Алтушкин является главным благодетелем. Помогают и многие другие люди, которым мы глубоко благодарны. Духовное же руководство осуществляет Ново-Тихвинский женский монастырь. Необходимо вырастить девочек благочестивыми, богобоязненными, добродетельными и в то же время дать им свободу выбора – обеспечить хорошее образование и все, что нужно для того, чтобы они стали полноценными гражданами своей страны.

          Откуда они?...

          Глядя на этих милых девчушек, усердно молящихся, с живым блеском в глазах, трудно представить себе, что все они страдают тяжелыми заболеваниями. Чаще всего это задержка психического развития.
          - Все девочки – социальные сироты. Всех их пришлось спасать, - поясняет отец Фома. Обстановка дома не дала им получить в раннем возрасте самого необходимого, чтобы развитие шло нормальным путем.
          Но приют как общественная организация не имеет права заниматься поиском таких детей. Эту задачу выполняет государственная служба опеки и попечительства. Именно органы опеки по месту выявления детей являются гарантами того, что помещение ребенка в приют не противоречит его интересам. Девочек привозили из тех городов, с которыми были подписаны соглашения, – из Серова, Верхотурья, Тавды, Кировграда…
          Были случаи, когда обращались из больниц, где дети находились длительное время и никак не удавалось устроить их судьбу. Но и тогда вопрос определения в приют решался органами опеки и попечительства.
          Без помощи специалистов 1-й Областной детской больницы тяжело было бы восстанавливать здоровье детишек. Некоторые из них больны хроническими заболеваниями, кому-то в будущем предстоит тяжелая операция. Другим приходилось проходить очень серьезные обследования, чтобы поставить диагноз: были обнаружены чрезвычайно редкие патологии. Но благодаря врачам здоровье детей улучшается. В самом же приюте девочки находятся под постоянным медицинским наблюдением опытных медсестер и нянь.

          Храм

Сердце приюта – уютная домовая церковь во имя преподобномученицы Великой Княгини Елиcаветы.
          - Покровительница приюта выбрана не случайно, - поясняет батюшка, - и не только потому, что она является покровительницей нашего края, приняла мученический конец под Алапаевском. Но именно она как никто из новых святых просияла своей помощью ближним, в том числе и брошенным детям. Сознавая необыкновенную трудность взятой на себя задачи, руководители приюта уповают конечно же не на свои слабые силы и бедный опыт, а на помощь Божию, заступничество святых.
          На молебен собираются все сотрудники и воспитанницы приюта. Каждое утро в храме святой Елизаветы возносятся молитвы за болящих, призывается помощь Божия на предстоящий день. Здесь поминают по именам всех благодетелей приюта, настоятельницу монастыря с сестрами, воспитанниц, сотрудников и даже тех, кто в приюте уже не работает. Девочки в храме выполняют вечернее и утреннее правило. За Литургией они обязательно причащаются, старшие – исповедуются. Есть в храме маленький хор воспитанниц, который поет во время молебнов и готовится к тому, чтобы через некоторое время петь за Божественной литургией. Распев – знаменный, каким поют сестры монастыря. Так подчеркивается духовная близость к монастырю, любовь и уважение к традициям обители.

          День. Большая семья

          - С окончанием Божественной литургии мы все вместе, взрослые и дети, идем в трапезную, - продолжает свой рассказ отец Фома. – В день Литургии трапеза всегда праздничная. Это значит, что мы меняем клеенки на скатерти, составляем праздничное меню, включаем музыку и трапезничаем как одна большая семья. Этот подход – наш главный воспитательный принцип. Мы стараемся все значимые мероприятия делать общими. Это очень важно для детей – чувствовать себя частью большого целого, объединяющего их со взрослым миром.
          И в самом деле, малышки очень любят трудиться вместе со взрослыми. Они с радостью ждут своей очереди на послушание. Здесь их общение со старшими становится еще более близким и домашним. Девочки помогают в трапезной и в прачечной, наводят порядок в живом уголке, игровых комнатах, спальне. Учатся они пока на дому, под руководством православной гимназии. С дошкольниками занимаются приезжие воспитатели. Вообще в приют приезжает много специалистов. Детей обучают игре на фортепиано (одна воспитанница даже зачислена в музыкальную школу №11), игре на скрипке, есть преподаватель ИЗО, руководитель хора, тренер по физкультуре. Занимаются малышки и рукоделием. Большое значение воспитатели придают искусству плетения кружев на коклюшках. Ведь в приюте по уставу девочки будут жить до 18 лет. Потом наступит день их выпуска. К этому времени они смогут овладеть ремеслом профессионально и у них всегда будет кусок хлеба, - убежден батюшка. - Ведь в любом уголке можно сплести из копеечных ниток замечательное изделие ручной работы, которое всегда будет востребовано. К тому же этот труд всегда можно совместить с молитвой.

          Православный образ жизни нельзя назвать тепличным

На огороженной территории приюта стоит красивый добротный жилой корпус. В нем сделано все, чтобы маленьким сиротам жилось как в семье. Вокруг лес, тишина… Но что будет дальше, когда подросших девочек встретит совсем другой мир?
          - Мне часто приходится слышать, что вырастив детей в тепличных условиях, оградив их от пошлости современного мира, мы делаем их неприспособленными к дальнейшей жизни, - делится своими размышлениями священник. - Но ведь православный образ жизнь нельзя назвать тепличным. Наоборот, он требует от человека внутренних усилий, постоянного напряжения всех сил личности.
          Православный человек осознанно удаляется от скверны. Поэтому я надеюсь, что наши девочки вырастут закаленными в нравственном отношении, и когда они неизбежно столкнутся с морем греховного соблазна, может быть, сумеют сделать достойный человека выбор в пользу подлинной жизни. В этом им помогут благодать и молитва всех тех, кто никогда не перестанет считать их родными и близкими. Подлинная глубокая вера никогда не мешает человеку состояться в земной жизни. Наоборот, она помогает ему, содействует в повседневном труде. Примером могут послужить труды сестер Ново-Тихвинского монастыря. Часто не имея багажа знаний, они ставят перед собой и решают такие творческие задачи, которые не могут не вызывать восхищения. В прошлом году швейная мастерская монастыря обшивала Саровские торжества; иконописицы монастыря расписывали иконостас Храма-на-Крови. Детский молитвослов, изданный в монастыре, получил первую премию в Санкт-Петербурге. Все это доказывает, что человек с верой и молитвой всегда добьется поставленной цели, если, конечно, она не противоречит воле Божией.
          Спасение наших девочек воле Божией не может противоречить.

В православном приюте побывала Людмила Косовская.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.