|
О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ.
В день
Крещения Господня скажем в наше назидание несколько слов о нашем крещении.
Для чего
мы крещаемся? Во оставление грехов, - ответствует сама Церковь, - крещаемся
для освящения оскверненного грехом естества нашего, для восстановления в нем
образа Божия, для возвращения ему первобытной невинности и способности к добродетели
и блаженству. Но что очищает и освящает нас в крещении? Ужели вода, коею омываемся
в купели? Но водою может очищаться только тело, и то по наружности, а не душа.
Для души, оскверненной грехом, потребно очищение высшее, духовное. Что же производит
его, если не может произвести вода? Производит всеосвящающая Кровь Богочеловека.
Нас очищает купель потому, что в воде сокрыта благодать Святаго Духа, низведенная
на землю воплощением Сына Божия; нам оставляются при крещении грехи потому,
что за эти грехи принесена жертва на кресте: мы выходим из купели чадами Божиими
с правом наследовать жизнь вечную потому, что в купели облеклись верою в заслуги
Искупителя. Таким образом, крещаясь во оставление грехов, мы видимо погружаемся
в воду, а невидимо - в смерть и Кровь Христову, в благодать Духа Святаго. И
сие-то невидимое погружение соделывает так действительным видимое крещение водою,
которое само по себе не имело бы никакого действия на душу. Удалите от купели
веру в Распятого: и вместе с нею удалится благодать; а поэтому не будет никакого
оставления грехов: отнимите крест, и не станет Крещения.
Это-то самое
выражает, братия, апостол, когда говорит, что мы крещаемся в смерть Христову
(Рим. 6, 3). Христианин, погружаясь в смерть Его, сам умирает, или, по выражению
апостола, спогребается Христу. Спогребение это весьма явственно выражается уже
для чувственного ока погружением крещаемого в воде. Погружаясь, мы сокрываемся
от мира, как бы перестаем на некоторое время существовать - погребаемся. А выходя
из воды, мы являемся вновь - начинаем как бы существовать - воскресаем. Это,
говорю, видит самый глаз; но это один символ: на самом деле в крещении, при
видимом, образном, погребении в воде тела происходит погребение невидимое, действительное,
объемлющее всего человека, оставляющее неизгладимые следы на всю жизнь, временную
и вечную. Мы приступаем к купели нечистыми, греховными, ветхими, врагами Божиими;
а выходим из нее оправданными, очищенными, чадами Божиими, людьми новыми. Куда
же девается наш прежний, ветхий человек? Остается в купели. Что с ним там? Он
умирает и исчезает. Как и чьей силою? Силою креста. Искупитель и Господь наш
приемлет в купели нашей на Себя грехи наши, нашу ветхость и греховность, уничтожает
их силою заслуг крестных, всемощною благодатью Духа Святаго; а нам вместо сего
дарует Свою правду, Свою жизнь, Свои силы и права на бессмертие и славу; посему
мы и выходим из купели людьми новыми. Таким образом, в купели, при погружении
нашем, происходит погребение нашего ветхого человека. Верою наши грехи съемлются
с нас и возлагаются на нашего Искупителя; по вере мы умираем и воскресаем пред
судом правды Божией, в лице нашего Ходатая. Удалите веру от Крещения, и не будет
спогребения Христу; а без спогребения не будет и погребения ветхого человека;
а без сего погребения не произойдет и духовного обновления и воскресения. Останется
одно простое погружение - символ для глаз, но не будет силы для души, действия
для сердца, таинства для жизни вечной.
После сего
позвольте вопросить вас, братия, навсегда ли остался погребенным ветхий человек
наш с его страстями и похотями? Не воскрес ли он, и не действует ли в нас самовластно?
И не погребен ли вместо него человек новый, с коим мы вышли из купели? Можем
ли мы сказать людям, неверующим в силу крещения, в благодать обновления, то,
что говорили некогда христиане язычникам: приидите и посмотрите на cue обновление
в жизни крещенных, в их благих делах и непорочности нравов? Помним ли, по крайней
мере, что мы когда-то крещены в смерть Христову? Что же значит наше христианство,
если мы не помним, в Кого и во что мы крестились!
|
|