|
ЧЕМУ НАЗИДАЕТ НАС ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
Пришедши
на землю для спасения рода человеческого и для возвещения ему истины, Господь
Иисус Христос до тридцати лет не начинал Своей народной проповеди, потому что
у евреев в то время ранее этого возраста никто не мог выступить в качестве народного
учителя и священника. Как простой, обыкновенный человек, жил Он с Матерью Своей
в Назарете, в доме мнимого отца Своего Иосифа-древодела, разделяя с ним труды
его. Так долго оставался Христос, Сын Божий, в неизвестности по распоряжению
Промысла, чтобы и народ, слухом о Его рождении - лучше приготовить к принятию
Его, и Ему Самому, Христу, - возрасти в полноту премудрости и благодати. Когда
исполнилось Ему тридцать лет и приближалось время божественного Его явления
людям, бысть глагол Божий ко Иоанну, Захариину сыну, в пустыне (Лк. 3, 2), повелевающий
ему идти на Иордан и крестить народ водою; а также и показавший ему знамение,
по которому он мог бы узнать Мессию-Христа. И вот, Предтеча исходит на Иордан,
проповедует всем крещение покаяния, во оставление грехов, говорит, что Царство
Божие приблизилось, времена Мессии настали. Все устремились на Иордан для исповедания
грехов и принимали крещение от Иоанна. Среди народа, идущего к Иоанну креститься,
приходит и Иисус Христос. Хотя Он, будучи безгрешен, и не имел нужды в таком
крещении, но Он идет вместе с другими к Иоанну, требует крещения и принимает
его для того, чтобы Своим примером показать людям нужду покаяния и очищения
их от грехов, а вместе с тем, чтобы прикосновением Своего пречистого тела освятить
водное естество и дать ему дар и силу, как внешнему средству и таинственному
обновлению верующих в Таинстве Крещения, которое Господь установил в Своей Новозаветной
Церкви. При крещении Господа Иисуса Христа произошло великое, необычайное явление:
когда Он, крестившись, выходил из воды, отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа
Божия, Который сходил, как голубь, на Христа, и слышан был глас с неба Бога
Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3, 17).
Вот, братия,
краткая история Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Сколько в ней назидательного
и поучительного!
Господь наш
Иисус Христос, по преданию, с юных лет до Крещения Своего занимался древоделием
с Иосифом, мнимым отцом Своим, или точнее, воспитателем, таким образом, трудами
рук Своих приобретал Себе пищу. Кто же после сего не должен стыдиться и мучиться
совестью, живя на счет других, предаваясь лени и порокам, или считая простой
и так называемый черный труд унизительным для себя?
Далее, Господь
Иисус Христос большую часть Своей земной жизни проводит в безвестности, занимаясь
самыми обыкновенными житейскими делами. Кто же после сего может роптать на малость
своего жребия, жаловаться на свою судьбу? Кому не стыдно, сознавая в себе какие-либо
способности, сетовать, что не может обнаружить всех своих добрых стремлений?
Господь Иисус Христос Своим примером научил нас покоряться водительству Промысла
Божия.
Будучи свят
и безгрешен, Он, однако, крестился, дабы показать нужду Крещения. Установив
Таинство Крещения и освятив его собственным Своим примером, Он этим самым открыл
нам дверь к Небесному Царствию и вечному блаженству, ибо Крещение, по словам
святого Кирилла Иерусалимского, «есть смерть греха, возрождение души, одежда
светлая, колесница на небо, царствия ходатайство» (Поучения, гл. 16). И действительно,
нашим крещением отверзаются небеса, которые до сего времени были совершенно
закрыты для нас, и Дух Святый, хотя не в виде голубя, а невидимо, но все-таки
сошел и на нас; хотя и не слышалось с неба гласа Отца небесного, но, тем не
менее, со времени нашего крещения, Отец наш небесный уготовал нас Себе, и мы,
из чад гнева, сделались чадами Божиими (Еф. 5, 8).
Наконец,
совершая праздник Крещения Господня, Святая Церковь прежде всего утверждает
нашу веру в высочайший и непостижимый догмат Святой Троицы, ясно открытый только
в Новом Завете, и этим указывает нам, что в деле нашего спасения все лица Святой
Троицы принимали и принимают самое живое и деятельное участие.
Видите, братия,
сколько назидательного и утешительного преподает нам Святая Церковь в празднуемом
событии! Мы - тварь, оскорбившая и оскорбляющая Творца своего и Господа тяжкими
грехами, тварь, ничего, кроме наказания, не заслуживающая, а между тем нам дарована
в крещении благодать, очищающая нас от скверн греховных, освобождающая нас от
ответственности за них и усыновляющая нас Отцу небесному. Мы, приняв Крещение,
возродились водою и Духом и сделались сынами и наследниками Царствия Божия.
Но, братия! Чтобы быть вполне сынами и наследниками Царствия Божия, должно принять
не только святое Крещение, родиться водою и Духом, но и облещись, по слову апостола,
во Христа, т.е. жить Христовой жизнью.
|
|