|
19 ДЕКАБРЯ - ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ.
В день
святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничные
дни и творившего во время их сугубые дела христианского милосердия и усердные
молитвы, будет благовременно побеседовать о необходимости праздновать воскресные
и другие праздничные дни, что, к сожалению, в наш век неудержимой жажды к наживе
очень часто, к великой скорби всех истинных христиан, забывается.
Слово Божие
в четвертой Заповеди и уставы Церкви обязательно требуют от нас праздновать
по-христиански воскресенье и другие праздники.
С свидетельством
слова Божия и Церкви соединим доводы нашего собственного опыта. Он нам покажет,
братия, что Бог, даруя нам воскресный день, знал, как мы будем нуждаться в нем.
Что плоть
человеческая ежечасно нуждается в отдыхе, это знает каждый; но что наименее
всего признается, так это необходимость правильного возвращения к отдыху. Рассчитывать
на отдых во время остановок работы и предаваться ее гнету неустанно в момент
ее спешности, как это обыкновенно делается, мы не колеблясь назовем самым неудачным
расчетом. Мы ссылаемся в этом на состояние нашего фабричного люда, ослабленного
и зачахнувшего от избытка труда, которому предшествует, по непреодолимому противодействию,
избыток развлечений и грубых удовольствий. Итак, дайте им воскресный в собственном
смысле день - день покоя с его ясным, сладостным утром, с его мирным про- буждением,
не знающим кошмара непосильной работы, и, спасая их тело, кто знает, не спасете
ли вы и их души?
Но физический
покой не есть единственное чествование воскресного дня. Кроме физической природы
у нас есть еще духовная, которую нужно развивать и усовершать, если мы не хотим
жить только одними дикими и низшими инстинктами и не хотим видеть их в основе
общества. Итак, мы не колеблясь скажем теперь, что это развитие невозможно без
воскресного дня. Есть факты, отрицать которые нельзя; таков, например, труд,
становящийся, по требованиям новейшего общества, все более поглощающим. Общество
делается похожим на огромный механизм, захватывающий в свои колеса отдельные
человеческие личности и лишающий их последней свободы. На каждом поприще приходится
завоевывать себе положение силою, не теряя ни мгновения, и горе тем, кто опоздал!
В самых возвышенных стремлениях юности человек уже видит себя окруженным многочисленными
соперниками; приходится приобретать все больше и больше познаний; все больше
и больше обременять память скопившимися результатами работ всех предыдущих поколений.
Ниже, на поприще чернорабочего, можно было думать, что человек, подчиняющий
себе грубую силу природы и употребляющий ее на свои дела, отвоевывает себе более
свободы; но и здесь он становится, если можно так выразиться, рабскою двигательною
силою управляемой им машины. Это чудовище, которым он думал спокойно владеть,
окончательно поработило его в своем роковом движении. Войдите в одну из наших
больших фабрик. Среди ошеломляющего шума вы увидите там, как сотни людей поднимаются
и склоняются каждую секунду, чтобы послушно следовать за движениями станка или
ковальной машины, беспрерывно вертящейся с утра до ночи. Подумайте только, что
так проходит их жизнь каждый день, каждый час, и представьте себе, что сталось
бы с их душами, если бы этот труд не прерывался никогда! Те случайные, неправильные
часы досуга, которые являются следствием усталости, не приносят с собою никакого
отдыха, никакого благотворного успокоения! Но пусть придет воскресный день!
Пусть этот шум остановится! Пусть водворится тишина и молчание, и эти придушенные
люди вздохнут свободно и придут в себя. Они вспомнят, что они не автоматы, не
машины, не мертвые орудия, а люди. В продолжение воскресного дня они вспомнят,
что имеют душу с ее духовными потребностями. Вы нам, может быть, скажете, что
они осквернят этот отдых. Это случится, без сомнения, в силу той же свободы,
могущей употребить во зло даже и этот драгоценный день Божий, и однако мы продолжаем
утверждать, что полная свобода воскресного дня будет для них наилучшей охраной
против грубых увлечений. Только те воскресные дни, значительная часть которых
отдается наживе, оканчиваются чаще всего мотовством и распутством. Но если бы
с утра работник мог мирно находиться в кругу своей семьи, если бы он мог свободно
отдавать первые часы этого дня тем, кого он любит и о которых призван заботиться,
вы думаете, он не почерпнул бы в этом очищающем впечатлении наибольшую силу
против грубых соблазнов? Вы думаете, что мать и дети не почувствовали бы тогда
тесной нравственной связи с ним, сближающей их еще более, и что благородная
жизнь сердца и законных привязанностей снова не заняла бы своего места, которое
она теперь, - увы! - все более и более теряет? Уничтожьте воскресный день -
и вы ослабите семейную жизнь и поколеблете краеугольный камень всего общества!
Но если воскресенье
есть день семьи, то оно, по той же причине, есть день лишенных семьи: бедняков,
больных, неимущих. Мы не говорим пока о том, что вся семья Божия собирается
в этот день на лоно Церкви, где ни один из верующих не может считать себя совершенно
одиноким. Теперь же мы скажем, что в этот день сердце наше, освобожденное от
гнетущего труда и деловых стремлений, может лучше вспомнить о тех, кто страдает.
Но мы не забываем, братия, что обращаемся к христианам. Вот почему нам хотелось
бы побеседовать с вами на почве чисто религиозной, где в особенности мы познаем
значение воскресного дня.
Вы - христиане.
Это значит, что вы желаете служить Богу, искупившему вас, возвещать о Нем на
земле, обращать к Нему души братьев ваших и тем приготовлять Его Царство. Но
можно ли это сделать без воскресного дня, без распространения поучений, без
искреннего исповедания Евангелия, вне общения с Церковью? Ослабляя уважение
к воскресному дню, вы наносите вред всему этому. Как веровать в того, - говорит
апостол, - Кого не слыхали? Как слышать без Проповедующаго? (Рим. 10, 14). Как
поверят они во все это, если они не имеют времени, чтобы слышать провозглашение
Истины?
Для жизни
внутренней и духовной требуется особый день, без этого благочестие идет по ложной
дороге. Нам необходим такой день отдыха, в который земная суета должна смолкнуть,
предо-ставивши доступ голосу Божию.
Православные
христиане! Будем же отныне строго и неуклонно праздновать день воскресный и
все прочие праздничные дни, установленные святой Церковью к нашему земному счастью
и вечному спасению.
|
|