|
19 СЕНТЯБРЯ - ВОСПОМИНАНИЕ
ЧУДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, БЫВШЕГО В ХОНЕХ.
Празднуемое
сегодня чудесное событие произошло в IV веке. Вблизи Иераполя, над целебным
источником, находился храм святого архистратига Михаила. При храме жил отрок
Архипп. Он вел жизнь подвижническую: питался скудно, носил ветхую одежду, спал
на камнях, и при этом обращал многих язычников ко Христу. Язычники не раз нападали
на Архиппа, оскорбляли, били, а однажды задумали отрока убить и храм разрушить.
Недалеко
от храма протекали две реки, и язычники решили пустить их на храм и источник,
для чего прокопали глубокий, широкий ров. Узнав об этом, святой Архипп стал
молиться архистратигу Михаилу о спасении храма и вдруг услышал голос, внушивший
ему выйти. Отрок вышел и увидел Архистратига Божия, который поднял правую руку
и удержал потоки вод, повелев им идти в расщелину большого камня. Так язычники
были посрамлены, храм сохранен, а святой Архипп прожил еще долгую подвижническую
жизнь и скончался в глубокой старости.
Нынешний
праздник побуждает нас обратиться с благоговейным вниманием к образу святого
архистратига Михаила и воспользоваться уроком, который Церковь преподает все
верующим через него.
На
иконе мы видим святого Михаила в воинском снаряжении. Что это значит? Почему
житель неба, где обитает мир и любовь, представлен вооруженным? Но ведь была
некогда брань и там – в царстве мира и любви. Один из высших духов, обладавший
великими совершенствами – Люцефер, восстал против своего Творца и Владыки и
увлек за собой множество других духов. Тогда-то из среды ангелов явился поборник
славы Божией, святой архистратиг Михаил, вставший во главе все верных Богу ангельских
чинов. Духи злобы были низвержены с неба. Вот почему архангел Михаил, победитель
дьявола, именуется Церковью вождем ангелов, архистратигом небесных чинов и вот
почему она изображает его всегда в воинственном виде, с мечом или копьем в руке,
попирающим ногами дракона, “змия древнего”, духа злобы. Что же внушает нам воинственный
вид Архистратига Божия? Ту же ревность по Боге, готовность всегда встать в ополчение
против нападений дьявольских, внушает, чтобы мы во время нападений обращались
к архангелу Михаилу с молитвой о помощи и заступлении.
Нередко,
святой Михаил изображается с копьем, верх которого украшает белая хоругвь и
крест. Белая хоругвь – это особое отличие архангела и всего его воинства, свидетельство
его доблести. Она означает неизменную чистоту нравственную и непоколебимую верность
ангелов Царю Небесному. Мужественное воинство добрых ангелов от начала своего
бытия сохраняет чистоту в мыслях, желаниях, чувствах и действиях своих; от создания
своего оно остается верным Богу и настолько утвердилось в своей верности, что
никогда не сможет нарушить своего святого служения.
Нам,
земным духовным воинам, следует подражать Архистратигу и всем бесплотным добрым
силам в чистоте и верности Господу, Его святой воле.
Крест,
который венчает копье архистратига Михаила означает, что брань с царством тьмы
и победа над ним совершается во имя креста Христова, притом посредством терпения,
смирения и самоотвержения. Сатана был низвержен с неба, но не сокрушен окончательно.
На земле он создал несокрушимое воинство, которое было побеждено Богочеловеком,
через крестную смерть Его. С этого времени воинство небесное борется против
духов злобы под знаменем Победителя ада и смерти, под знаменем Креста. Ну, а
если и небесные силы совершают победу над древним врагом Бога, ангелов и людей
под знаменем Христа, то тем более нам, слабым и немощным, надлежит как можно
ближе подходить под сень креста и всеми силами стараться никогда не выходить
из-под его спасительного осенения.
Вот
чему учит нас изображение святого архистратига Михаила! Вот какие мысли внушает
нам его святой образ! Будем же внимательней всматриваться в него, чтобы самих
себя преобразовывать в подобие воинов небесных, будем стараться приобрести в
его лице защитника, помощника и поборника против наших врагов.
|
|