|
19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа
Незадолго
до Своих крестных страданий Господь захотел показать ученикам Своим Божественную
славу. Для этого Он взял Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор,
где стал молиться. Лицо Спасителя засияло, как солнце, а одежды Его сделались
белыми как снег. Охваченные восторгом святые апостолы забыли все земное и хотели,
чтобы это продолжалось как можно дольше.
В
событии Преображения Господь наш Иисус Христос ясным образом проявил Свое Божество,
сокрытое под покровом человеческой плоти, и утвердил апостолов в той истине,
что Он есть истинный Учитель, что все вскоре случившееся с Ним – страдания,
крестная смерть – принимается Им по доброй воле. Своим явлением на горе Фавор
в необыкновенном сиянии и свете, Господь показал, до какой славы возводит Он
в Себе наше человеческое естество. Господь как бы говорит: вот какими вы, Мои
верные последователи, некогда будете. Да, тела всех людей изменятся. Перед кончиной
мира и вторым пришествием Господа для всеобщего суда тела всех умерших воскреснут
и соединятся с душами. Тела части людей получат тогда вид, подобный телу Спасителя
во время Его Преображения. Эти люди получат такие тела, чтобы они могли обитать
в новом мире – в Царствии Небесном.
Конечно,
каждый из нас хотел бы сподобиться такой участи и получить тело света для вечной
жизни. Но для этого одного желания мало, необходимо уже здесь, на земле, твердо
встать на путь нашего внутреннего преображения, позаботиться о том, чтобы душа
наша засияла светом добра. И Святая Церковь напоминает нам в этот день, что
каждый верующий человек может так преобразиться и, более того, должен так преобразиться.
Это необходимо не только для нашего личного спасения, но и для того, чтобы через
нас спаслись и другие.
Прежде
всего в славу преображения нужно возвести свой ум. А это можно совершить наполнением
его Божественной Истиной. Это вера в единого по существу и троичного в Лицах
Бога, Творца всего видимого и невидимого, Вседержителя и Промыслителя. Это исповедание
Христа Спасителя Господом, Сыном Божиим, сошедшим на землю ради нас и нашего
спасения, утвердившего на земле Свою Церковь, пославшего нам Духа Святого. Это
вера в то, что смерть – временное разлучение души с телом, что наступит день
всеобщего воскресения и воздаяния.
Необходимо
также преобразовать свою волю так, чтобы стать послушным святому Евангелию,
с усердием исполнить заповеди Божии. Сердце, холодное к добру и пристрастное
к греховным удовольствиям, надо преобразовать так, чтобы в нем неугасимо горела
любовь к Богу и ближнему.
Если
мы будем вникать в себя, то увидим многое, требующее духовного исправления,
преображения. У каждого из нас найдется своя слабость, своя духовная болезнь
– это-то и нужно изменить, вылечить. Каждый должен искоренить в себе тот порок,
который держал его в плену, и посеять ту добродетель, которой он не имел до
сих пор. Так, изгоняя из себя все плохое и воспитывая себя во всем добром, мы
будем восстанавливать в себе первозданную чистоту, обновляться “в нового человека,
созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Еф. 4, 24). “Будьте святы,
- говорит Господь, - потому что Я свят” (1 Петр. 1, 16). Нам нельзя забывать,
что в Царстве Христовом будут иметь место только души, очищенные от греха и
украшенные добром.
Святая
Церковь указывает нам и средства, помогающие встать на путь духовного изменения,
преображения. Первейшее из них – это молитва. Без молитвы в самоисправлении
сделать что-либо невозможно. Как земля без дождя не принесет плодов, как бы
человек ее не обрабатывал, так и без молитвы мы не сможем стать духовно лучшими.
И это потому, что силы наши слабы, мы нуждаемся в подкреплении свыше, а молитва
и низводит эту небесную помощь. Она привлекает к нам всесильную благодать Божию,
очищающую нас, освящающую и утверждающую в добре. Когда мы молимся с усердием
и вниманием, устремляем к небу ум и сердце, мысли и чувства, тогда все греховное,
нечистое теряет в наших глазах цену, все существо наше освящается Божественной
благодатью. Мы становимся новыми людьми – служителями Христовыми. Внимательные
молитвенники – всегда благочестивые христиане.
Большое
влияние оказывает на духовный рост благоговейное чтение священных книг и святоотеческих
творений. А читая жития святых, мы усваиваем от одного святого одну добродетель,
от другого – другую и так, постепенно, порой даже незаметно для себя, нравственно
совершенствуемся.
Нужно
ли говорить о том, какое огромное значение в духовной жизни имеет святое Причащение?
Вспомним лишь слова Спасителя: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает
во Мне, и Я в нем”, “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 56, 54).
Вот
путь восхождения к нашему преображению. Посмотрим же на себя и подумаем: встали
ли мы на этот путь? Те, которые почувствуют, что у них есть начатки чистоты,
пусть с Божией помощью совершенствуют их. А те, которые увидят образ души своей
неблаголепным, пусть поспешат, как призывает святая Церковь, изменить себя “изменением
добрым”, просветиться светом преобразившегося Господа. Сам же Он пошлет нам
Свою благодать, озарит Своим светом и направит нас к деланию заповедей Его.
|
|