|
МУЧЕНИЧЕСКИЙ ВЕНЕЦ ОТЦА КОНСТАНТИНА. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
КОНСТАНТИНА МЕРКУШИНСКОГО.
В 1896 году
в семье дьякона Успенской церкви г. Екатеринбурга Стефана Богоявленского родился
сын, который в крещении был назван Константином.
Как и многие
дети из семей духовного сословия, Константин пошел по стопам отца: в десятилетнем
возрасте он был отдан для обучения в Екатеринбургское духовное училище. Правда,
учеба сначала ему не давалась. Сегодня нам трудно судить о причинах его неуспеваемости:
было ли виной слабое здоровье или что-то другое, но в списке учащихся духовного
училища, составленного после годичных испытаний за 1907-1908 учебный год, значится,
что учащийся 2 класса Богоявленский Константин имеет держать после каникул переэкзаменовку
по русскому языку (письменно), латинскому языку и арифметике. Переэкзаменовка
прошла успешно, учеба продолжалась, и в 1911 году, окончив курс училища, Константин
был переведен в 1 класс Пермской семинарии, во 2 разряд. Проходя обучение, он
жил в общежитии Духовной Семинарии, которое находилось на Монастырской улице.
Весной 1917 года обучение Константина подошло к концу, причем, если при поступлении
он числился во 2 разряде, то из Cеминарии вышел в числе учеников 1 разряда и
был удостоен звания студента Cеминарии. К этому времени он уже был рукоположен
в сан пресвитера и определен на священническое место при церкви села Меркушино
(возможно другое написание: Меркушинское), Верхотурского уезда.
Во всем православном
мире это село известно как место явления нетленных мощей одного из дивных русских
святых - праведного Симеона Верхотурского, чудотворца, имя которого почитается
далеко за пределами Урала и Сибири. Село было основано в 1620 году как перевалочный
пункт на Сибирском торговом пути. Благодаря прекрасному природному ландшафту,
в который гармонично вписался храмовый комплекс, в начале XX века Меркушино
можно было назвать одним из красивейших сел Урала. (В селе было построено 2
церкви: одна небольшая в честь св. прав. Симеона, под алтарем которой находилась
гробница праведника с цельбоносным источником, другая - величественная, трехпрестольная
в честь Архистратига Божия Михаила; храмы были соединены крытой кирпичной галереей).
Окончив Cеминарию
в апреле 1917г., отец Константин немедленно отправился к месту своего служения.
В мае этого года в метрической книге Михаило-Архангельской церкви с. Меркушино
уже появляются записи, сделанные рукой молодого батюшки (например, о совершении
крещения младенцев).
В неспокойное
время началось служение отца Константина, страна находилась на грани революции.
После прихода новой власти для всей России наступило время тяжких испытаний,
в разных местах вспыхивали народные бунты. В 1918 году в Верхотурском уезде
велось серьезное сопротивление устанавливающемуся строю. В воспоминаниях участников
гражданской войны говорится, что крестьяне и помещики «собирали оружие, в кузницах
ковали копья, пики, лили пули для охотничьих ружей. Объявили мобилизацию лошадей,
людей, проводили военные учения». В июле 1918 года «было организовано восстание
против советской власти. Восстанием было охвачено семь волостей: Меркушинская,
Красногорская, Дерябинская, Отрадновская и три волости Махневские. А третьего
июля организовали поход на Верхотурье, в котором участвовало все население,
кто с топором кто просто безо всего». В воспоминаниях иногда упоминается и о
том, что повстанцы находили поддержку у духовенства.
После подавления
бунта по всему Верхотурскому уезду прошла волна расправ. В том числе в с. Меркушино
был совершен «показательный» (по словам местных жителей) расстрел священника
и старосты храма. Когда их вели из церкви к месту казни, за сельское кладбище,
о. Константин шел и всю дорогу сам себя отпевал. Их заставили рыть себе могилу,
а затем на виду у насильно собранных сельчан расстреляли.
Как и при
любой другой церкви, в Меркушино было две метрические книги - в одну заносились
сведения о совершении таких Таинств как Крещение, венчание, в другую - сведения
об отпеваниях, литиях, панихидах. Еще 5 июля 1918 года в первой из этих книг
была сделана запись отцом Константином. А уже 17 июля во второй книге появляется
запись о том, что «местной церкви священник Константин Стефанов Богоявленский»
отпет и захоронен в церковной ограде. Причина смерти - «разстрел». Указан и
день смерти - 14 июля, в графе «лета умершего» стоит цифра «22». Отпевание новомученика
совершали священник Алексей Хлынов, диакон Феодор Алексеев и псаломщик Александр
Гашев. 14 июля 1918 года было воскресным днем.
Сохранился
помянник тех лет с именами убиенных рабов Божиих, среди которых большинство
- иереи, диаконы, монахи. Сегодня они прославлены в лике святых новомучеников
и исповедников Российских. Так как помянник напечатан типографским способом,
есть все основания предполагать, что составлялся он для распространения по всем
уральским, а возможно, и не только уральским церквям. Под № 31 в нем значится:
«Константин Богоявленский, с. Меркушинское, Верхот. разстреленъ 14 июля, с.
Меркуш.».
Но церквей,
где бы могло совершаться поминовение новомученика, с каждым годом в стране становилось
все меньше и меньше. В Меркушино за годы советской власти стройный архитектурный
ансамбль из двух храмов и соединявшей их галереи был уничтожен: Михаило-Архангельский
собор был взорван, галерея разобрана на кирпичи, Свято-Симеоновская церковь
сначала служила спортзалом, а затем была заброшена и постепенно разрушалась.
Да и само село, будучи лишено духовной опоры, стало пустеть и медленно умирать.
Жители, захваченные вихрем «ударных пятилеток», также забыли об убиенном священнике.
Но Господу
было угодно явить Свою милость к Сибирской земле, и открыть еще одного Своего
угодника. В 1996 году в с. Меркушино было основано подворье Ново-Тихвинского
женского монастыря, постепенно отреставрирован Свято-Симеоновский храм, в мае
2001 года совершена повторная закладка Михаило-Архангельской церкви на сохранившемся
фундаменте. А через год после закладки, 31 мая 2002 года, при проведении строительных
работ, у левого, Дмитриевского придела восстанавливаемого храма были обретены
нетленные останки неизвестного священника. Как выяснилось впоследствии, он был
убит выстрелом в голову. Здесь же было найдено небольшое Евангелие в металлическом
окладе, напечатанное в Московской синодальной типографии в 1893 году. На первой
странице стояла надпись: «4/V 1917г., г.Пермь», «Свящ. Константин Богоявленск».
В результате графологического исследования удалось установить, что запись сделана
священником Константином Богоявленским. Тогда-то и начался сбор сведений, позволивших
узнать об этом новом угоднике Божием.
Для проведения
исследования были приглашены судебно-медицинские эксперты: начальник областного
бюро судебно-медицинской экспертизы Н.И. Неволин и заведующий медико-криминалистическим
отделением бюро А.В. Никитин. Согласно заключению экспертов, захоронение было
сделано не менее 40 и не более 85 лет назад, останки принадлежат священнику,
убитому выстрелом в голову. Отсутствие значительных разрушений костей черепа
дало возможность предположить, что выстрел был совершен из пистолета системы
«Маузер» или револьвера системы «Наган». Рост убиенного - 176-178 см, у него
были длинные русые, слегка волнистые волосы, небольшая борода.
Нужно отметить,
что при проведении работ по восстановлению Михаило-Архангельского храма было
обнаружено несколько десятков захоронений, в том числе у алтаря - несколько
священнических. Однако ни в одном из них останки не находились в такой степени
сохранности, и зачастую представляли из себя только кости. Среди захороненных
священников ни один не был убит выстрелом в голову.
Примечательно,
что нетленные останки священномученика Константина Богоявленского были обретены
за полтора месяца до канонизации его в лике Новомучеников. На основании решения
Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Определением Священного Синода
от 17.07.2002г священномученик Константин был причислен к лику святых.
|
|