|   | 
     
 ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ.
Отдыхать не умею… 
 
            - Вроде бы 
  так давно при храме, а вспомнить что-то особенное трудно. Оглянешься назад и 
  видишь: труды, труды, - размышляет отец Владимир. – Самая большая радость, когда 
  удается что-то сделать. А вообще время быстро пролетело… 
  Как и многие люди своего времени, он пришел к вере не сразу. Семья была благочестивой, 
  но редко упоминалось тогда имя Бога, не звонили над городом колокола, и лишь 
  в одном-единственном Иоанно-Предтеченском храме совершались богослужения. 
            Однако, Промысел 
  Божий был таков, что встретился на пути человек, который заставил задуматься: 
  кто мы? Зачем живем? В чем истина? Владимир тогда только что вернулся из армии 
  и вместе с Евгением Усольцевым – так звали того удивительного человека – работал 
  в издательстве “Уральский рабочий”. Оба налаживали, ремонтировали оборудование 
  и одновременно искали смысл жизни, ответы на вечные вопросы. 
            - Мы начали 
  ходить в храм, выражая протест против той жизни, политики, где слова сплошь 
  расходились с делами, - продолжает свой рассказ отец Владимир. – Постепенно 
  я почувствовал, что именно здесь, в Церкви, и кроется то неизведанное, что так 
  тревожило наши души. Евгений был намного старше (сейчас он тоже священник), 
  он учил жить, наставлял меня духовно. Конечно, о наших посещениях храма стало 
  известно начальству. Издательство ведь было при обкоме партии. Вызывали, беседовали, 
  но страхов тогда, в молодости, не испытывал. Наоборот, после двух лет знакомства 
  с жизнью Церкви, с духовенством, после поездки в Коуровку пришло желание поступить 
  в духовную семинарию. Но такое учебное заведение было только одно на всю страну 
  – в Троице-Сергиевой Лавре. Поступить туда было крайне сложно. Кроме того, владыка 
  Климент не мог дать рекомендацию. Он был возвращенцем из Шанхая и находился 
  под наблюдением властей. Однако, в те годы рукополагали и без специального духовного 
  образования. На вакантные места предпочитали брать приезжих из чужих краев, 
  - так было легче выживать в условиях того времени. В Лавре посоветовали ехать 
  в город Иваново. Там встретили по-доброму, приветливо. Расспрашивали о жизни, 
  пообещали вызвать, когда сложатся подходящие обстоятельства. Там, в Иваново, 
  и начался мой духовный путь… Рукополагал владыка Амвросий. В мае 1978 года – 
  во диакона, а спустя месяц, 4 июня – во пресвитера. Двадцать пять лет прошло 
  с тех пор. Тогда больше всего хотелось повзрослеть, - с улыбкой вспоминает отец 
  Владимир. 
            Как-то не 
  так воспринимали тогда молодого батюшку. Прихожане были, в основном, пожилые 
  люди, закаленные в вере, которых не смогла сломать безбожная власть. Непросто 
  жилось тогда священникам. Нельзя было появляться в облачении на улице, посещать 
  больницы, места заключения, приюты. Для того, чтобы исповедовать на дому, требовалось 
  собрать подписи всех жильцов подъезда, - только с их согласия священник мог 
  зайти в дом. Проповеди в церкви тайно контролировались представителями органов. 
  Тяжелы были и бытовые условия. Отказывали даже в получении угля… 
            Спустя три 
  года после служения в Свято-Преображенском соборе Иваново молодому священнику 
  суждено было вернуться на родную уральскую землю. Служил в Красноуфимске, Свердловске. 
   
            В памятном 
  1988 году открылся храм Всемилостивого Спаса в поселке Елизавет. Великое множество 
  паломников притекало в те дни к мощам святого праведного Симеона Верхотурского, 
  перенесенным из запасников музея. Отец Владимир Поммер, который был переведен 
  в этот храм вторым священником, не мог, как и другие, не замечать стремительно 
  обновлявшейся жизни, быстрого возрождения православной России. 
            Отдыхать 
  было некогда. 
Возрождение 
 
            Поруганные 
  святыни ждали своего часа. Нужно было вдохнуть жизнь и в небольшой храм, что 
  находился на Михайловском кладбище Екатеринбурга. В 1990 году владыка Мелхиседек 
  предложил отцу Владимиру Поммеру возглавить общину во имя Всех Святых ради восстановления 
  жизнедеятельности храма. Печальное зрелище предстало перед глазами. В алтаре 
  находились душ, туалет. Отдел коммунального хозяйства города, которому принадлежало 
  здание, упорно не сдавал своих позиций. Тогда было решено начать богослужения 
  под открытым небом. С наступлением холодов приобрели деревянный домик и установили 
  его на территории храма. В нем, наряду с молебнами, панихидами, начали совершать 
  крещение. В то же самое время, не щадя сил, расчищали, благоустраивали территорию. 
  “Энтузиазма тогда у людей было много”, - вспоминает отец Владимир. Но время 
  шло и надо было принимать твердое решение. В назначенный день Уполномоченный 
  по делам религии и руководство коммунального хозяйства были оповещены о том, 
  что верующие готовы занять храм и не пускать больше коммунальщиков на работу. 
  В тот день собралось много прихожан. Вся территория храма была занята народом. 
  Увидев, что дело приобретает нешуточный оборот, начальники пообещали через двадцать 
  дней покинуть храм и слово сдержали. 
            После ремонта 
  (силами все тех же прихожан, спонсоров тогда не было), начались службы. Постепенно 
  выстроили административное здание, создали духовный центр, воскресную школу. 
  Позднее появились и доброхоты. 
            - Мы очень 
  благодарны всем, кто помогал нам в трудные дни, - говорит отец Владимир. – От 
  строительства мы шагнули на качественный духовный уровень. Сейчас в храме служат 
  семь священников и два диакона. На нашем попечении СИЗО, Суворовское и пожарное 
  училища, три воинские части, школы. Священник Виктор Первушин окормляет заключенных, 
  отец Евгений Пестерев возглавляет православную школу “Сирин”. На попечении отца 
  Андрея Шестакова – тринадцать школ. Поддерживаем тесные связи с приютом “Гнездышко”, 
  с “Лювеной”. Есть православный психолог… 
            О том, какая 
  серьезная и душеспасительная работа ведется при храме, знаю не понаслышке. Видела, 
  как в холодные утра выстраиваются к киоску раздачи одежды обездоленные люди. 
  Беседовала я и с библиотекарем, к которой люди приходят порой как на исповедь. 
  Каются, плачут, приносят “стыдные” кассеты с просьбой стереть запись и дать 
  посмотреть или почитать что-нибудь для души. Наконец, сами прихожане рассказывали, 
  как чудесно проходят праздники, паломнические поездки, какие сильные преподаватели 
  в воскресной школе и какие трудолюбивые там ученики. 
Люди, семья 
 
            - Очень важно 
  доверие тем, кто отвечает за определенный участок работы, - делится отец Владимир. 
  - А вместе мы решаем разные вопросы, ставим перед собой новые задачи. Сейчас 
  есть замысел открыть класс прикладного искусства… 
  Постепенно разговор заходит о том, что энтузиазм у людей все же не прежний, 
  и идем мы все по пути довольно опасному: обособления, индивидуализма. Что же 
  произошло за истекшие годы? 
            - Оглядываясь 
  на прошлое, вижу, что люди были более просты, искренни, доступны, - говорит 
  батюшка. – Объясняется это тем, что общество было нравственно чище. Трудности 
  сплачивали, общая идея объединяла. Много внимания уделялось воспитанию молодежи, 
  детей. Сейчас стало больше верующих, но больше и тех, кто приобщился к греховным 
  страстям. Этому во многом способствует открытая пропаганда греха. Многие сейчас 
  возлагают надежды на Церковь, но здесь свои трудности. Нет финансовой, юридической 
  поддержки. Школы и институты в большинстве живут без Церкви. А ведь там – молодежь… 
            Занимается 
  отец Владимир и печальными бракоразводными делами. Почему распадаются семьи, 
  почему оказываются несостоятельными венчанные браки? Причина в том, что нет 
  духовного корня в семье, утверждает батюшка, нет духовного содержания, общих 
  интересов. Проходит мирская любовь – остается пустота. Венчание же зачастую 
  оказывается для супругов красивым обрядом. Сейчас в храме перед венчанием проводятся 
  беседы, которые помогают понять смысл Таинства, относиться к семье бережно и 
  ответственно. 
            У самого 
  батюшки – два сына. Старший – закончил институт, создал семью. Младший еще школьник. 
  Матушка – первый помощник и друг, поддержка в доме и в храме. А совсем недавно 
  Бог даровал внука, и мечтает отец Владимир, чтобы жил малыш в здоровом, спокойном 
  обществе без смут, где царила бы любовь к Богу и ближнему. Ведь что самое главное? 
  Беречь честь смолоду и искать на земле правду Божию. 
 
Людмила Косовская 
        | 
      |