|
ПОЛКОВНИК И.К.НОВОЖИЛОВ: "ЗАКОНОДАТЕЛЯМ БЫЛО БЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНО,
ИСПОЛЬЗУЯ МИРОВУЮ ПРАКТИКУ, РАССМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННИКОВ
В ШТАТ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР".
Выступление конференция "Человек, религия, право: история
и современность".
Екатеринбург, 18 апреля.
"Православная газета".
В 1996 году,
30 августа, между Министерством внутренних дел и Русской Православной Церковью
Московского Патриархата было подписано соглашение о сотрудничестве. 10 мая 1997
года подписано соглашение
между епархиями Уральского региона и Уральским округом внутренних войск;
10 сентября 1997 года соглашение о сотрудничестве было подписано между ГУВД
Свердловской области и Екатеринбургской епархией; 11 февраля 2000 года подписано
соглашение о сотрудничестве между Среднеуральским управлением внутренних дел
на транспорте МВД России и Екатеринбургской епархией.
В
рамках подписанных соглашений 171 священник Екатеринбургской епархии духовно
окормляет 393 подразделения силовых структур на территории Свердловской области.
Из них подразделений Министерства внутренних дел: юридический институт МВД РФ
- 1; войсковых частей Уральского округа внутренних войск - 14; подразделений
ГУВД Свердловской области - 81; подразделений СУВДТ - 10.
Воспитание
как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые
объединены для достижения воспитательных целей и задач. Воспитание воинов в
этом контексте является целенаправленным процессом формирования у военнослужащих
необходимых идеологических убеждений, качеств личности, необходимых для боя
и службы.
Воспитание по своим методам есть глубинное проникновение в личность православного
воина, формирование его мировоззрения. Оно способно охватывать не только ум
человека, но и проникать в его чувства, направлять волю. Именно на основании
чувств и воли, подкрепленных ясным видением и пониманием действительности, возникает
у человека возможность активного поведения в обществе, адекватного своему мировоззрению.
Для российского
воинства на протяжении почти 10-ти веков обязательным было благословение священника
и духовное напутствие его на защиту своего Отечества. Следуя историческим традициям
и желанию военнослужащих и сегодня 12-й отряд специального назначения Уральского
округа внутренних войск, выполняющий служебно-боевые задачи на территории Чеченской
республики, духовно окормляется православным священником, который выполняет
задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания воинов. Походный воинский
храм - палатка во имя св. Александра Невского, который сопровождает воинскую
часть с 1997 года, является тем местом единения с Богом, где духовник воинской
части совершает богослужения и Таинства, которые поднимают боевой дух, воинскую
дисциплину, укрепляют их духовно в экстремальных ситуациях. Священник, пребывая
на территории Чеченской республики в качестве духовника 12-го отряда специального
назначения, также выполнял свою духовную миссию и среди милиционеров подразделений
ГУВД Свердловской области, СУВДТ МВД РФ. Ротация священников происходит через
каждые 2 месяца.
Общение екатеринбургских
милиционеров и солдат Уральского округа ВВ с православными священниками в экстремальных
ситуациях еще раз подтверждает мысль о том, что на войне атеистов не бывает.
По мнению командующего войсками Уральского Округа внутренних войск МВД РФ, участие
православных священников в духовно-нравственном воспитании воинов частей УрО
ВВ, дислоцирующихся на канонической территории Екатеринбургской епархии, снизило
случаи суицида в 10 раз. По данным анкетирования, проведенного Екатеринбургской
епархией в 2001-2002гг среди военнослужащих, в частях УрО ВВ считают себя православными
84% опрошенных, 85,3% желают, чтобы их дети исповедывали православную религию.
В подразделениях ГУВД и СУВДТ среди сотрудников православными считают себя 84
%, желаемую исповедываемую религию для своих детей - православие предпочитают
86,9 %. В юридическом институте МВД эти цифры равняются соответственно 79,4
% и 81,4%. По мнению большинства респондентов, статус священника в воинской
части, подразделении должен быть определен, как священника штатного. Удовлетворенность
деятельностью священника в работе по профилактике наркомании и суицида в учебных
заведениях составляет 54,4 %. В УрО ВВ, ГУВД, СУВДТ - 71,2 %. Перспективы развития
взаимоотношений церкви и силовых структур должны расширяться и укрепляться по
мнению 64% респондентов Юридического института. Отношение к пребыванию священников
в горячих точках положительное у 84,1% опрошенных в частях и подразделениях
УрО ВВ. Только в 2002 году на канонической территории Екатеринбургской епархии
в воинских частях и подразделениях силовых структур приняли Таинство Крещения
1426 человек, исповедовались - 2198 человек, причастились Святых Христовых Тайн
- 1698 человек.
Екатеринбургской
епархией разработано и действует положение о стипендии Правящего Архиерея Екатеринбургской
епархии обучающимся в 4-х учебных заведениях Министерства Обороны, Министерства
Внутренних Дел, Министерства по Чрезвычайным Ситуациям РФ, согласно которому
один курсант, слушатель, суворовец по представлению командования учебного заведения
и ходатайству духовника по результатам учебы и воинской дисциплины, награждается
стипендией в размере 1000 рублей, грамотой и ценным подарком.
Было бы целесообразно,
используя мировую практику, законодателям совместно с духовенством и руководителями
силовых министерств и ведомств рассмотреть возможность введения православных
священников в штат воинских частей и подразделений силовых структур на основе
законодательных актов, учитывая опыт департамента военно-морского духовенства
дореволюционной России, а не отвергать эту идею, ссылаясь на многоконфессиональность
в армейских коллективах. Практически во всех армиях мира существуют институты
капелланов, несмотря на многоконфессиональность, имеющую место в этих странах.
Военных священников в армиях иностранных государств приравняли к офицерскому
составу и присвоили воинские звания, т.к. постоянное нахождение капелланов в
армейской среде, их жизнь по воинскому распорядку и участие в боевой подготовке
рассматривается руководством службы как важное звено в деле установления взаимопонимания
между священниками и военнослужащими.
Наглядным
примером сегодняшней действительности является активное участие капелланов в
составе коалиции войск США и Великобритании в агрессии против Ирака. Главная
же задача института военных капелланов вытекает из приоритетов, которые установлены
его руководством и заключены в следующей формуле: "Для капеллана каждый
солдат - это, прежде всего, человек, затем - профессионал и уж потом прихожанин".
Отсутствие
законодательной базы в этом вопросе является серьезным препятствием на пути
духовно-нравственного возрождения Российской армии. Все, что делается и дает
результаты, происходит только благодаря личным взаимоотношениям и энтузиазму,
как представителей епархии, в первую очередь Правящего архиерея, так и командиров
соединений, частей, подразделений и первых лиц силовых структур.
Нравственность
и вера - понятия исторически неразделимые, тесно переплетающиеся между собой.
Наша нравственность тесно связана с религией как основою, почему и может быть
только нравственностью религиозной. Хороший, религиозный человек, по воззрениям
Н. И. Ильминского, должен быть таковым не в одних лишь мыслях и понятиях, не
только на словах, но на деле, в жизни, перед Богом и своею совестью.
На моральный
дух российской армии отрицательно действуют не только средства массовой информации,
постоянно очерняющие нашу армию и милицию, но и представители тоталитарных сект
с их центрами на Западе, проповедующими насилие, секс и искажающие понятие истинных
ценностей. А.С.Пушкин говорил, что "Историю русскую должно преподавать
по Карамзину. Россия слишком мало известна русским".
Великий педагог
К. Д. Ушинский считал, что народ и его культура создали идеал человека, который
нужно создавать в воспитании, а также доказывать, что в народе и его культуре
есть все, чтобы воплотить в жизни такой идеал. "Напрасно мы хотим выдумать
воспитание: оно существует в русском народе столько же веков, сколько существует
сам народ", - писал он.
|
|