|
О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ ОБЫЧАЯ ДАРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КРАСНЫЕ
ЯЙЦА В ПРАЗДНИК ПАСХИ.
Во дни пасхального
празднования, как известно вам, православные христиане, употребляются у нас
красные яйца. В пасхальные дни без этих яиц не обходится у нас трапеза ни у
богатых, ни у бедных. Этими яйцами мы одаряем друг друга с радостными приветствиями
и лобзаниями. И не только у нас - православных русских - существует такой обычай,
а у всех христиан, во всем христианском мире. Когда же этот обычай явился у
христиан, и какое значение этого обычая?
Известно, что, по чувству
сердечной любви, люди, взаимно сочувствующие друг другу, готовы делиться в случае
нужды последним куском хлеба, по той же любви они и во всякое время рады делиться
друг с другом то тем, то другим, для выражения своих взаимных добрых чувств,
- особенно в случае каких-нибудь торжественных событий в жизни того или другого
из близких сердцу. Вот начало наших взаимных подарков друг другу в дни наших
семейных праздников, по случаю, например, рождения, именин, бракосочетаний и
проч. В день ангела, или рождения детей родители обычно одаряют их разными подарками:
в свою очередь, в подобных случаях, и дети стараются хоть чем-нибудь выразить
свою любовь к родителям. И теперь у нас еще не редкость, что родные и знакомые
являются к своим родным и знакомым во дни праздников с каким-нибудь подарком,
чаще всего с хлебом-солью. Такой обычай был, должно быть, у всех народов в древнейшие
времена; по крайней мере, такой обычай существовал на востоке в глубокой древности,
еще во времена дохристианские. У евреев, равно как и у язычников, в древнейшие
времена был обычай являться и к важным лицам не иначе, как с подарками: богатые
являлись с подарками более ценными, а бедные, по крайней мере, с какими-нибудь
плодами или с яйцом. И в св. Евангелии говорится, что волхвы являлись к новорожденному
Царю иудейскому с дарами - златом, смирной и ливаном (ладаном). Следуя этому-то
обычаю, как говорит древнейшее предание, и Мария Магдалина, когда явилась с
проповедью о Христе к римскому кесарю Тиверию, поднесла ему в подарок красное
яйцо. И по бедности ревностной проповедницы веры Христовой, и по ее мудрости
христианской, - это был самый подходящий подарок для кесаря. Красное яйцо, по
сказанию того же предания, дало равноапостольной Марии Магдалине случай выяснить
наглядно те святые истины, которые она имела возвестить кесарю, а именно - истину
воскресения Христова и нашего всеобщего воскресения. В одной древнейшей книге,
хранящейся у греков, от которых, как известно, мы приняли христианскую веру,
а вместе с ней и обычай в пасхальные дни употреблять красные яйца, пишется,
что у них был такой обычай в монастырях: “В день Пасхи игумен, прочитавши молитву
на благословение яиц и сыра, целует братию и раздает им яйца, говоря: “Христос
воскресе!”. Затем прибавляется в той книге: “Так мы приняли от святых отцев,
которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо св. равноапостольная
Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения”.
И мудрое это дароприношение,
прибавим мы от себя. Не затрудняет оно ни богатого, ни бедного, по своей малозначительности,
а в то же время всегда может быть выражением нашей взаимной, братской, христианской
любви, объединяющей всех. Незначителен, по-видимому, этот общепринятый взаимный
дар между христианами, а между тем как он многознаменателен! “Христос воскресе!”
- начала свою проповедь о главнейшей и малодоступной для язычника истине христианской
св. равноапостольная Мария Магдалина, - и своим многознаменательным подарком
наглядно объяснила кесарю, что несправедливо распятый при Понтии Пилате Иисус
действительно воскрес, - как восстает к жизни из яичной скорлупы, точно из гроба,
живой птенец.
Красный цвет яйца дал
ей повод объяснить, что умерший Божественный Страдалец Своей кровью искупил
грешный род человеческий от греха и смерти и доставил людям величайшую радость
в дарованном им спасении. То же самое красное яйцо в руках мудрой проповедницы
христианства было наглядной проповедью и о радостном воскресении всех верующих
во Христа. Такое же многознаменательное значение красного яйца остается и доселе
для нас, христиан.
Итак, христосуясь друг
с другом и преподнося взаимно друг другу в дар пасхальные яйца, будем, благочестивые
слушатели, и сердцем чувствовать то, что все мы - братья о Христе, обязаны взаимно
любить и уважать друг друга. “Друг друга обымем; рцем: братие, и ненавидящим
нас простим вся воскресением”, как поется и в одной пасхальной песне. Итак,
в употребляемых нами теперь пасхальных красных яйцах будем видеть наглядный
образ всерадостного воскресения Христа, Спасителя нашего, после Его кровавых
страданий и крестной смерти, для нашего спасения. В этом же самом символе воскресения
Христова будем видеть наглядное изображение и нашего воскресения для жизни вечной.
Да, други мои, будет
время, когда, по подобию воскресшего Спасителя нашего, и наши мертвые тела,
заключенные в гробах, как яичных скорлупах, оживут и, соединившись с душами,
воспрянут от земли, и - мы, по милости за нас умершего и воскресшего Господа,
как птенцы небесные, подобно ангелам небесным, воспарим в небеса, для вечного
и блаженного прославления Господа.
Дай, Господи, тогда
всем нам вечно праздновать твою Пасху в невечернем дни Царствия Твоего!
|
|