ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ПРИХОДСКОГО ЖУРНАЛА. НАСТОЯТЕЛЬ СВЯТО-ИЛИИНСКОГО ХРАМА Г.ЕКАТЕРИНБУРГА СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ ВОГУЛКИН.

          Я листаю страницы журнала прихода во имя Пророка Божия Илии в Госпитале ветеранов войн. Успел просмотреть всего несколько первых страниц, а перед мысленным взором каждая короткая строчка вызывает события и лица, которые нельзя забыть, которые я буду помнить и в этой жизни и в последующей.
          Журнал начинается 19 ноября 1999 года, когда был отслужен первый молебен о недужных в Областном госпитале ветеранов войн. Не случайно именно в госпитале нашлось достаточно места, нашлись православные люди, на скромные средства которых на месте бывшей панорамы Великой Отечественной войны был своими силами построен алтарь, а потом оборудован и Храм во имя Пророка Божия Илии. Опытный врач и душевный человек Семен Спектор, начальник госпиталя, дал добро на благое дело духовного окормления больных. Можно ли помочь одними лекарствами тем пожилым людям, кто перенес ужасы войны, плена, блокады и никак не может найти своё достойное место в этом нынешнем странном мире? Можно ли помочь операциями и капельницами тем молодым, по груди, по самому сердцу которых тяжким колесом прокатились Афганистан и Чечня? Им просто необходимо духовное лекарство, и они его получили благодаря Православному Храму.
          Следующая запись от 16 декабря этого же года: освящение Храма Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Этого дня мы ждали, к этому дню готовились, но волнение всех было необыкновенным, ведь это – точка отсчета, начало жизни нового Храма, начало жизни его прихода и новая ступень в жизни настоятеля. Всё совершается по воле Божией, всё не случайно в этом мире, не случаен был мой приход к Господу, не случайно именно в этом Храме началось моё самостоятельное служение. И хотя уже почти два года в священническом сане были позади, но именно в этот день я со всей ясностью ощутил ту огромную ответственность, которая лежит на священнике. Не за себя, а за людей, за их душевное здоровье мне придется ответить перед Богом, так же, как раньше я отвечал перед ним за их здоровье телесное.
          Как же мало я знал тогда! Тридцать лет посвятить научной работе, защитить две диссертации, написать сотню научных статей и вдруг понять, что ты неразумен, как младенец. Эта удивительная жажда высшего знания, эти вдруг открывшиеся просторы духовного мира, где нет ограничений и неприступных стен мира материального, потрясали душу, захватывали дух. Каждая исповедь становилась уроком, каждая служба была событием, каждое слово в трудах Святых отцов было откровением. Вот и первая Литургия 19 декабря 1999 года запомнилась на всю жизнь. Да и как её было не запомнить? На мне было облачение, сшитое руками моей мамы, она и покровцы вышила, а ведь ей было тогда уже за восемьдесят. И хор ещё пел кое-где нестройно, да и я сам от волнения не всегда вступал вовремя. Но это была Божественная Литургия в новом Храме, и первые восемнадцать человек приняли Причастие. Потом причастников будет и тридцать, и пятьдесят, а в праздничные дни и девяносто, и более, но первых было именно восемнадцать.
          Через четыре дня ещё одна запись: освящение Каменск-Уральского медицинского колледжа. Четырехэтажное здание, десятки комнат и аудиторий, но в них учатся те, кто потом придут к постели больного, и поэтому после духовной беседы со студентами и преподавателями я иду по этим бесконечным комнатам с кадилом и кропилом, и вслед за мной меняется, кажется, сам воздух, само освещение становится иным в аудиториях. Потом именно в этом колледже студентами и преподавателями будет собран уникальный материал о жизни Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – выдающегося хирурга и архиепископа, будут сняты фильмы о его жизни, будут проведены научные конференции.
          2 января 2000 года – первое Крещение в Храме, первые имена крещаемых: Олег, Сергий, Татьяна. С них начались те десятки и сотни принявших Крещение, которые приняли на себя и обязательство жить по-православному. Сколько из них остались верными своему обещанию? Скольких снова увлекла жизнь в неумолимый водоворот греха? Но у них есть православное имя, за них молится Церковь, у них есть надежда на спасение.
          Акафисты, молебны, Всенощные бдения, Литургии и беседы, беседы с больными, сотрудниками, студентами. Уже через месяц после первой Литургии причастников стало более двадцати, крестим по 5-7 больных, на полиелее помазываем более пятидесяти прихожан. Постепенно украшается Храм, появились новые иконы, сотрудники госпиталя помогают в ремонте.
          23 января 2000 года первый раз едем с хором в Первоуральск, в реабилитационном центре “Снежинка” служим молебен о начале доброго дела и акафист Блаженной Ксении Петербуржской. Так зарождается ещё один приход, ещё один Храм во славу Божию. Помещение дают небольшое, но и здесь устраиваем алтарь и начинаем служить молебны и Литургии. Как всё-таки близки Православие и медицина! Какую ошибку совершили те, кто оторвал эти два служения друг от друга! А может быть не ошибка, а злое и намеренное дело было совершено? Так или иначе, но необходимо срочно и как можно полнее восстановить это единство. Пусть это будут небольшие “домашние” больничные храмы, пусть в них лишь акафисты читаются православными прихожанами из числа сотрудников, и то будет великая польза. Каждый день общения с больными убеждает меня в этом.
          А те, кто готовится стать врачом, фельдшером или медицинской сестрой? Неужели они придут в больницы без духовного горения, без благословения, милосердия и ангельского терпения? Им-то это нужно в первую очередь. И вот раз за разом приходской журнал отмечает лекции, беседы, факультативы, семинары в медицинских колледжах и училищах: Екатеринбург, Каменск-Уральский, Новоуральск, Алапаевск, Серов. Удивление, сомнение, вопросы, интерес, откровение, разговор с глазу на глаз, импровизированная исповедь, но нигде в студенческих аудиториях я не встречал безразличия или враждебности. Молодежь готова открыть глаза, главное - она увидит перед собой, что мы ей покажем. Поражает почти полное незнание истории России, истории русской Церкви, русской культуры, Православной культуры. К сожалению, отравление языческо-атеистической смесью продолжается и в школах и в средних и высших учебных заведениях. Духовная всеядность и неразборчивость большинства преподающих и воспитывающих не просто поразительны, но и крайне опасны. Воспитатель, ограниченный в своём духовном видении, а тем более, пораженный языческим или эклектическим духовным суррогатом, может воспитать только такого же ограниченного и зависимого ученика. Нужно просвещать и воспитывать воспитателей.
          2 февраля 2000 года – первое венчание в Храме Пророка Илии. Чудное Таинство, молодые прекрасные лица. Всех помнишь по именам, да и в Храме они теперь бывают постоянно, стали своими, родными, и детей уже крестили у нас. Но ведь за все три года всего чуть более тридцати венчаний! Конечно, Храм больничный, не все его знают, да и здоровый человек нечасто сюда попадает. Но думаю, причина не только в этом. Боятся молодые венчаться, да и взрослые, по неразумению духовному, убеждают их не торопиться с венчанием: а вдруг совместная жизнь не заладится. А почему такой страх? Просто с легкостью люди начали сходиться и расходиться, превратив брак в разврат, не доверяя друг другу и, самое главное, не понимая, для чего они соединяют свои судьбы. Знали бы твердо с самого начала, что брак совершается для рождения и воспитания детей, что в этом его предназначение и оправдание, сколько бы легкомыслия удалось избежать, сколько прочных семей удалось бы создать. Но не этому учат молодежь, - а “защищенному сексу” и “планированию семьи”, учат те, кто не заинтересован ни в преумножении российского населения, ни в возрождении прочных семейных уз.
          10 марта 2000 года – первый молебен отслужен в оздоровительном центре “Символ М”. Здесь лечатся те, от кого “официальная” медицина отказалась, для них духовное возрождение иногда – последняя надежда. Не просто шли сотрудники центра к духовному становлению, были заблуждения и ошибки, которые в последствии пришлось исправлять, применялись методы лечения противные Православной медицине, от которых необходимо было отказаться. Сомнения и у меня были, как у настоятеля ещё недостаточно опытного, но я твердо знал одно: нельзя оставлять больных без духовной помощи, нас Господь поправит, а они нуждаются в спасении. И раз за разом беседы с больными и сотрудниками, молебны и акафисты, исповедь и соборование ставили всё на свои места. Сначала – молельная комната, а потом и Храм во имя Священномученика Ермогена, и вот уже более двух лет идёт здесь воцерковление тех, кто до тяжкой болезни и не думал о необходимости спасения души.
Теперь уже три места служения кочуют со страницы на страницу, изо дня в день в приходском журнале: Храм Пророка Илии, приход во имя Блаженной Ксении Петербуржской, Храм во имя Священномученика Ермогена. Потом к ним прибавится и приход во имя иконы Божией Матери “Всецарица” в Областном онкологическом центре. Что бы я делал без своих помощников, без своих певчих, во главе с Ксенией Евгеньевной? Что бы я делал без прихожан, на которых держатся и растут приходы? Слава Богу, и семья меня поддерживала всё это непростое время. Ведь и мирские заботы не оставляли ни на минуту: заведовал кафедрой психологии и педагогики в медицинской академии, вёл семинары и читал лекции, выезжал в медицинские училища и колледжи области, читал лекции главным и старшим сестрам в Областном медицинском колледже, проводил духовные беседы с социальными работникам и студентами. Пять дней в неделю - работе в академии, чтению лекций, встречам и беседам, два дня – службе в храмах. И так день за днем, месяц за месяцем. Сейчас себе и не представляю другой жизни, чуть нарушишь этот распорядок, сразу появляются тоска, беспокойство, болезни.
          Ещё одна запись: 24 марта 2000 года – госпиталь МВД, крестились 12 человек. Сразу вспоминается это время: бои в Чечне, большое поступление тяжелораненых в госпиталь, который тоже находится на Широкой Речке, напротив госпиталя для ветеранов войн. Как только была возможность, шли туда: молебны, крещение, концерты для раненых. С какой теплотой и благодарностью принимали всё это молодые парни, побывавшие на краю жизни и смерти.
          Снова Всенощные бдения, Литургии, акафисты, молебны. И, наконец, Пасхальное Богослужение в реабилитационном центре “Снежинка” под Первоуральском в приходе Блаженной Ксении Петербуржской. Более сотни человек в двух небольших помещениях молельной комнаты, незабываемый Крестный ход по темным аллеям под кронами сосен, под огромным звездным небом. Длинная светящаяся свечами лента в полной темноте весенней ночи и торжественное пение десятков голосов. Кто не смог из больных выйти из корпусов, прильнули к окнам, ловя слова песнопений и вглядываясь в лица, освещенные трепетным светом свечей.
          Сейчас записи в журнале выглядят сухо, кратко, но сколько за ними кроется переживаний! Короткая запись: 18 августа 2000 года – молебен о спасении моряков, и тут же вскоре: 23 августа – панихида об усопших моряках. Всего несколько дней отделяют надежду на спасение от вести о гибели. За этими скупыми строчками – одна из тяжелейших трагедий России.
Ещё одна запись этого же года: 18 ноября 2000 года – молебен в реабилитационном центре для социальных сирот “Каравелла”, крещение 17 детей и 2 взрослых. И это – трагедия России, сироты при живых родителях, дети с растерянностью и отчаянием в глазах, дети, живущие без дома и родительской ласки. Почти каждое воскресенье в госпиталь на Богослужения приходят несколько детей из приюта, исповедуются, причащаются, запасаются душевным теплом, нашим участием и Божией помощью в своём недетском пути.
          18 марта 2001 года – концерт православной музыки в госпитале ветеранов войн. Как-то так получилось, что в приходе Пророка Илии оказалось много музыкантов, вообще людей творческих, имеющих серьезное образование. Регент Ксения Евгеньевна собрала целых два хора: детский и взрослый, занималась с ними постоянно, а ведь работа доцента консерватории, человека выполняющего докторскую диссертацию, да ещё и занятого на службах в субботу, воскресенье и праздничные дни, не оставляла ей свободного времени. Детский и взрослый хоры, классическая и духовная музыка, чудное молебное пение никого не оставили равнодушными. Больные и сотрудники госпиталя, многие впервые, услышали настоящую музыку, прикоснулись к настоящему искусству. И это только один из концертов. Сколько их будет потом! Детский хор превратится в певческую школу “Октоих”, будут разыгрываться целые музыкальные спектакли, будут меняться залы и площадки, но неизменным останутся успех и восторг слушателей.
          Кажется, что нет просвета в этой бесконечной череде работы и служения, причем всё идёт по нарастающей. После заведования кафедрой медицинской академии – должность проректора по науке и развитию и декана факультета психологии Уральского гуманитарного института. Всё более и более погружаются в работу в певческой школе мои дорогие певчие. У прихожан тоже жизнь становится всё сложнее, особенно когда появляются дети, внуки, новые заботы. После открытия новых приходов: храма Священномученика Ермогена и прихода во имя иконы Божией Матери “Всецарица” в онкологическом центре, всё больше служим служб, всё больше времени все мы проводим в больничных храмах. Да и больные, раз и два побывав на службе, приходят вновь и вновь, приезжают в храм даже после выписки, да так и остаются его прихожанами. Так вот о просвете в этой жизни. Может быть, и не нужно его искать, может быть, именно такая жизнь и есть один сплошной просвет? Ведь по воле Божией строятся храмы, во славу Божию собираются люди, у Господа мы черпаем свои силы, Господь нас ведет и отечески вразумляет. Что же ещё нужно? А журнал приходской пусть плодит свои страницы, и пусть они походят друг на друга, потому что заполнены они добрыми делами, за каждой датой – день службы, за каждой цифрой, за каждым именем – судьбы людей. Там печаль переходит в радость, там исчезают гордость и зависть, там рождается из безысходности надежда, там нет одиночества, там есть чистые сердца, там есть добрые люди, там сам Господь с нами. И место это – Храм Божий.

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите научитесь, что значит:
«милости хочу, а не жертвы»! ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
(Матф. 9, 12-13).

          Эти слова Евангельские особенно близки тебе, отец Сергий, по мирским трудам твоим. На поприще духовное ты вступил уже зрелым мужем, отмеченным и известностью среди врачей - коллег и учеников, и званиями доктора наук и профессора. По милости Божией добро подвизался ты на этой стезе человеколюбия и самопожертвования. Мне рассказывали, что профессору кафедры оперативной хирургии Вогулкину всегда удавалось убедить в необходимости прилежного учения даже самых нерадивых, что умение и готовность спасти жизнь человеческую в любых самых трудных и безнадежных условиях были главными критериями при разборе всякого медицинского случая. И ныне, уже в качестве заведующего кафедрой медицинской психологии, немало сил отдаешь ты, возлюбленный собрат, педагогической деятельности. Да будет опыт, тобой обретенный на этом поприще, подспорьем в трудах, к которым ныне призывает тебя Господь.
          Давно прошло время спокойствия в нашей церковно-общественной жизни, когда внешние наблюдатели полагали, что священнический сан несет с собою лишь величие и всеобщее почитание. Ныне же даже на ступени диаконского служения столкнулся ты с непониманием, а то и озлоблением некоторых своих коллег, не принимающих твоего стремления в зрелые годы послужить Церкви Православной. Твои успешные труды по созданию епархиального Общества православных работников вызвали радостный отклик одних и глухое недовольство других. Не скрою от тебя в этот высокоторжественный и страшный час, что должно тебе приуготовлять себя и к еще большим испытаниям.
          Именно потому, что священство Русской Православной Церкви есть именно активная сила, есть непрестанная деятельность, и потому около него всегда закипает ожесточенная борьба, вражда, ведется битва за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога... Ныне как никогда враги Церкви сильны, коварны, злобны, вооружены оружием клеветы, поношения, прикрываются высокими словами: то о культуре и цивилизации, то о гуманности и добродетели, то о свободе, терпимости и человеколюбии. И самый верный испытанный способ борьбы их с Церковью состоит в том, чтобы запугать пастырей ревностным шумом и криками злобы, угроз, преследований, позора, заставить их покориться миру, обратить их из силы активной в силу пассивную, покорно ждущую приказа тех, кто вместо Духа Святаго хотел бы силами человеческими править Церковью и обратить ее в послушное орудие для достижения целей земных, государственных, общественных, культурных или каких-либо иных... Поймем ныне, возлюбленный брат, страшное знамение времени: весь современный шум разговоров о значении и положении Православной Церкви в Отечестве нашем чаще поднимается людьми от Церкви далекими, - относящимися к Церкви не как к Матери, у которой ищут защиты и руководства, - но мудрецами века сего, считающими нас бессильными, пытающимися опекать нас и снисходительно руководить нами.
          Поистине мы живем ныне во время, о котором можно сказать словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Не в мирное, а в беспокойное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо знание кичится, по слову Божию, а любовь назидает». Спасение от этой напасти духовной только одно: верность учению Матери-Церкви, верность писаниям святоотеческим, верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В том перед Престолом Господним и здесь стоящим народом Божиим принес ты Присягу священническую. Помни ее ежечасно и следуй ей неуклонно.

Из наставительного слова Преосвященного епископа Никона,
сказанного 8 марта 1998 года в храме во имя Всех Святых
г. Екатеринбурга

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.