|   | 
     
 ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ПРИХОДСКОГО ЖУРНАЛА. НАСТОЯТЕЛЬ СВЯТО-ИЛИИНСКОГО 
  ХРАМА Г.ЕКАТЕРИНБУРГА СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ ВОГУЛКИН.
           Я листаю страницы 
  журнала прихода во имя Пророка Божия Илии в Госпитале ветеранов войн. Успел 
  просмотреть всего несколько первых страниц, а перед мысленным взором каждая 
  короткая строчка вызывает события и лица, которые нельзя забыть, которые я буду 
  помнить и в этой жизни и в последующей. 
             Журнал начинается 
  19 ноября 1999 года, когда был отслужен первый молебен о недужных в Областном 
  госпитале ветеранов войн. Не случайно именно в госпитале нашлось достаточно 
  места, нашлись православные люди, на скромные средства которых на месте бывшей 
  панорамы Великой Отечественной войны был своими силами построен алтарь, а потом 
  оборудован и Храм во имя Пророка Божия Илии. Опытный врач и душевный человек 
  Семен Спектор, начальник госпиталя, дал добро на благое дело духовного окормления 
  больных. Можно ли помочь одними лекарствами тем пожилым людям, кто перенес ужасы 
  войны, плена, блокады и никак не может найти своё достойное место в этом нынешнем 
  странном мире? Можно ли помочь операциями и капельницами тем молодым, по груди, 
  по самому сердцу которых тяжким колесом прокатились Афганистан и Чечня? Им просто 
  необходимо духовное лекарство, и они его получили благодаря Православному Храму. 
   
             Следующая запись 
  от 16 декабря этого же года: освящение Храма Архиепископом Екатеринбургским 
  и Верхотурским Викентием. Этого дня мы ждали, к этому дню готовились, но волнение 
  всех было необыкновенным, ведь это – точка отсчета, начало жизни нового Храма, 
  начало жизни его прихода и новая ступень в жизни настоятеля. Всё совершается 
  по воле Божией, всё не случайно в этом мире, не случаен был мой приход к Господу, 
  не случайно именно в этом Храме началось моё самостоятельное служение. И хотя 
  уже почти два года в священническом сане были позади, но именно в этот день 
  я со всей ясностью ощутил ту огромную ответственность, которая лежит на священнике. 
  Не за себя, а за людей, за их душевное здоровье мне придется ответить перед 
  Богом, так же, как раньше я отвечал перед ним за их здоровье телесное.  
             Как же мало я 
  знал тогда! Тридцать лет посвятить научной работе, защитить две диссертации, 
  написать сотню научных статей и вдруг понять, что ты неразумен, как младенец. 
  Эта удивительная жажда высшего знания, эти вдруг открывшиеся просторы духовного 
  мира, где нет ограничений и неприступных стен мира материального, потрясали 
  душу, захватывали дух. Каждая исповедь становилась уроком, каждая служба была 
  событием, каждое слово в трудах Святых отцов было откровением. Вот и первая 
  Литургия 19 декабря 1999 года запомнилась на всю жизнь. Да и как её было не 
  запомнить? На мне было облачение, сшитое руками моей мамы, она и покровцы вышила, 
  а ведь ей было тогда уже за восемьдесят. И хор ещё пел кое-где нестройно, да 
  и я сам от волнения не всегда вступал вовремя. Но это была Божественная Литургия 
  в новом Храме, и первые восемнадцать человек приняли Причастие. Потом причастников 
  будет и тридцать, и пятьдесят, а в праздничные дни и девяносто, и более, но 
  первых было именно восемнадцать.  
             Через четыре 
  дня ещё одна запись: освящение Каменск-Уральского медицинского колледжа. Четырехэтажное 
  здание, десятки комнат и аудиторий, но в них учатся те, кто потом придут к постели 
  больного, и поэтому после духовной беседы со студентами и преподавателями я 
  иду по этим бесконечным комнатам с кадилом и кропилом, и вслед за мной меняется, 
  кажется, сам воздух, само освещение становится иным в аудиториях. Потом именно 
  в этом колледже студентами и преподавателями будет собран уникальный материал 
  о жизни Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – выдающегося хирурга и архиепископа, 
  будут сняты фильмы о его жизни, будут проведены научные конференции. 
             2 января 2000 
  года – первое Крещение в Храме, первые имена крещаемых: Олег, Сергий, Татьяна. 
  С них начались те десятки и сотни принявших Крещение, которые приняли на себя 
  и обязательство жить по-православному. Сколько из них остались верными своему 
  обещанию? Скольких снова увлекла жизнь в неумолимый водоворот греха? Но у них 
  есть православное имя, за них молится Церковь, у них есть надежда на спасение. 
             Акафисты, молебны, 
  Всенощные бдения, Литургии и беседы, беседы с больными, сотрудниками, студентами. 
  Уже через месяц после первой Литургии причастников стало более двадцати, крестим 
  по 5-7 больных, на полиелее помазываем более пятидесяти прихожан. Постепенно 
  украшается Храм, появились новые иконы, сотрудники госпиталя помогают в ремонте. 
             23 января 2000 
  года первый раз едем с хором в Первоуральск, в реабилитационном центре “Снежинка” 
  служим молебен о начале доброго дела и акафист Блаженной Ксении Петербуржской. 
  Так зарождается ещё один приход, ещё один Храм во славу Божию. Помещение дают 
  небольшое, но и здесь устраиваем алтарь и начинаем служить молебны и Литургии. 
  Как всё-таки близки Православие и медицина! Какую ошибку совершили те, кто оторвал 
  эти два служения друг от друга! А может быть не ошибка, а злое и намеренное 
  дело было совершено? Так или иначе, но необходимо срочно и как можно полнее 
  восстановить это единство. Пусть это будут небольшие “домашние” больничные храмы, 
  пусть в них лишь акафисты читаются православными прихожанами из числа сотрудников, 
  и то будет великая польза. Каждый день общения с больными убеждает меня в этом. 
             А те, кто готовится 
  стать врачом, фельдшером или медицинской сестрой? Неужели они придут в больницы 
  без духовного горения, без благословения, милосердия и ангельского терпения? 
  Им-то это нужно в первую очередь. И вот раз за разом приходской журнал отмечает 
  лекции, беседы, факультативы, семинары в медицинских колледжах и училищах: Екатеринбург, 
  Каменск-Уральский, Новоуральск, Алапаевск, Серов. Удивление, сомнение, вопросы, 
  интерес, откровение, разговор с глазу на глаз, импровизированная исповедь, но 
  нигде в студенческих аудиториях я не встречал безразличия или враждебности. 
  Молодежь готова открыть глаза, главное - она увидит перед собой, что мы ей покажем. 
  Поражает почти полное незнание истории России, истории русской Церкви, русской 
  культуры, Православной культуры. К сожалению, отравление языческо-атеистической 
  смесью продолжается и в школах и в средних и высших учебных заведениях. Духовная 
  всеядность и неразборчивость большинства преподающих и воспитывающих не просто 
  поразительны, но и крайне опасны. Воспитатель, ограниченный в своём духовном 
  видении, а тем более, пораженный языческим или эклектическим духовным суррогатом, 
  может воспитать только такого же ограниченного и зависимого ученика. Нужно просвещать 
  и воспитывать воспитателей. 
             2 февраля 2000 
  года – первое венчание в Храме Пророка Илии. Чудное Таинство, молодые прекрасные 
  лица. Всех помнишь по именам, да и в Храме они теперь бывают постоянно, стали 
  своими, родными, и детей уже крестили у нас. Но ведь за все три года всего чуть 
  более тридцати венчаний! Конечно, Храм больничный, не все его знают, да и здоровый 
  человек нечасто сюда попадает. Но думаю, причина не только в этом. Боятся молодые 
  венчаться, да и взрослые, по неразумению духовному, убеждают их не торопиться 
  с венчанием: а вдруг совместная жизнь не заладится. А почему такой страх? Просто 
  с легкостью люди начали сходиться и расходиться, превратив брак в разврат, не 
  доверяя друг другу и, самое главное, не понимая, для чего они соединяют свои 
  судьбы. Знали бы твердо с самого начала, что брак совершается для рождения и 
  воспитания детей, что в этом его предназначение и оправдание, сколько бы легкомыслия 
  удалось избежать, сколько прочных семей удалось бы создать. Но не этому учат 
  молодежь, - а “защищенному сексу” и “планированию семьи”, учат те, кто не заинтересован 
  ни в преумножении российского населения, ни в возрождении прочных семейных уз. 
             10 марта 2000 
  года – первый молебен отслужен в оздоровительном центре “Символ М”. Здесь лечатся 
  те, от кого “официальная” медицина отказалась, для них духовное возрождение 
  иногда – последняя надежда. Не просто шли сотрудники центра к духовному становлению, 
  были заблуждения и ошибки, которые в последствии пришлось исправлять, применялись 
  методы лечения противные Православной медицине, от которых необходимо было отказаться. 
  Сомнения и у меня были, как у настоятеля ещё недостаточно опытного, но я твердо 
  знал одно: нельзя оставлять больных без духовной помощи, нас Господь поправит, 
  а они нуждаются в спасении. И раз за разом беседы с больными и сотрудниками, 
  молебны и акафисты, исповедь и соборование ставили всё на свои места. Сначала 
  – молельная комната, а потом и Храм во имя Священномученика Ермогена, и вот 
  уже более двух лет идёт здесь воцерковление тех, кто до тяжкой болезни и не 
  думал о необходимости спасения души. 
  Теперь уже три места служения кочуют со страницы на страницу, изо дня в день 
  в приходском журнале: Храм Пророка Илии, приход во имя Блаженной Ксении Петербуржской, 
  Храм во имя Священномученика Ермогена. Потом к ним прибавится и приход во имя 
  иконы Божией Матери “Всецарица” в Областном онкологическом центре. Что бы я 
  делал без своих помощников, без своих певчих, во главе с Ксенией Евгеньевной? 
  Что бы я делал без прихожан, на которых держатся и растут приходы? Слава Богу, 
  и семья меня поддерживала всё это непростое время. Ведь и мирские заботы не 
  оставляли ни на минуту: заведовал кафедрой психологии и педагогики в медицинской 
  академии, вёл семинары и читал лекции, выезжал в медицинские училища и колледжи 
  области, читал лекции главным и старшим сестрам в Областном медицинском колледже, 
  проводил духовные беседы с социальными работникам и студентами. Пять дней в 
  неделю - работе в академии, чтению лекций, встречам и беседам, два дня – службе 
  в храмах. И так день за днем, месяц за месяцем. Сейчас себе и не представляю 
  другой жизни, чуть нарушишь этот распорядок, сразу появляются тоска, беспокойство, 
  болезни.  
             Ещё одна запись: 
  24 марта 2000 года – госпиталь МВД, крестились 12 человек. Сразу вспоминается 
  это время: бои в Чечне, большое поступление тяжелораненых в госпиталь, который 
  тоже находится на Широкой Речке, напротив госпиталя для ветеранов войн. Как 
  только была возможность, шли туда: молебны, крещение, концерты для раненых. 
  С какой теплотой и благодарностью принимали всё это молодые парни, побывавшие 
  на краю жизни и смерти.  
             Снова Всенощные 
  бдения, Литургии, акафисты, молебны. И, наконец, Пасхальное Богослужение в реабилитационном 
  центре “Снежинка” под Первоуральском в приходе Блаженной Ксении Петербуржской. 
  Более сотни человек в двух небольших помещениях молельной комнаты, незабываемый 
  Крестный ход по темным аллеям под кронами сосен, под огромным звездным небом. 
  Длинная светящаяся свечами лента в полной темноте весенней ночи и торжественное 
  пение десятков голосов. Кто не смог из больных выйти из корпусов, прильнули 
  к окнам, ловя слова песнопений и вглядываясь в лица, освещенные трепетным светом 
  свечей. 
             Сейчас записи 
  в журнале выглядят сухо, кратко, но сколько за ними кроется переживаний! Короткая 
  запись: 18 августа 2000 года – молебен о спасении моряков, и тут же вскоре: 
  23 августа – панихида об усопших моряках. Всего несколько дней отделяют надежду 
  на спасение от вести о гибели. За этими скупыми строчками – одна из тяжелейших 
  трагедий России.  
  Ещё одна запись этого же года: 18 ноября 2000 года – молебен в реабилитационном 
  центре для социальных сирот “Каравелла”, крещение 17 детей и 2 взрослых. И это 
  – трагедия России, сироты при живых родителях, дети с растерянностью и отчаянием 
  в глазах, дети, живущие без дома и родительской ласки. Почти каждое воскресенье 
  в госпиталь на Богослужения приходят несколько детей из приюта, исповедуются, 
  причащаются, запасаются душевным теплом, нашим участием и Божией помощью в своём 
  недетском пути. 
             18 марта 2001 
  года – концерт православной музыки в госпитале ветеранов войн. Как-то так получилось, 
  что в приходе Пророка Илии оказалось много музыкантов, вообще людей творческих, 
  имеющих серьезное образование. Регент Ксения Евгеньевна собрала целых два хора: 
  детский и взрослый, занималась с ними постоянно, а ведь работа доцента консерватории, 
  человека выполняющего докторскую диссертацию, да ещё и занятого на службах в 
  субботу, воскресенье и праздничные дни, не оставляла ей свободного времени. 
  Детский и взрослый хоры, классическая и духовная музыка, чудное молебное пение 
  никого не оставили равнодушными. Больные и сотрудники госпиталя, многие впервые, 
  услышали настоящую музыку, прикоснулись к настоящему искусству. И это только 
  один из концертов. Сколько их будет потом! Детский хор превратится в певческую 
  школу “Октоих”, будут разыгрываться целые музыкальные спектакли, будут меняться 
  залы и площадки, но неизменным останутся успех и восторг слушателей. 
             Кажется, что 
  нет просвета в этой бесконечной череде работы и служения, причем всё идёт по 
  нарастающей. После заведования кафедрой медицинской академии – должность проректора 
  по науке и развитию и декана факультета психологии Уральского гуманитарного 
  института. Всё более и более погружаются в работу в певческой школе мои дорогие 
  певчие. У прихожан тоже жизнь становится всё сложнее, особенно когда появляются 
  дети, внуки, новые заботы. После открытия новых приходов: храма Священномученика 
  Ермогена и прихода во имя иконы Божией Матери “Всецарица” в онкологическом центре, 
  всё больше служим служб, всё больше времени все мы проводим в больничных храмах. 
  Да и больные, раз и два побывав на службе, приходят вновь и вновь, приезжают 
  в храм даже после выписки, да так и остаются его прихожанами. Так вот о просвете 
  в этой жизни. Может быть, и не нужно его искать, может быть, именно такая жизнь 
  и есть один сплошной просвет? Ведь по воле Божией строятся храмы, во славу Божию 
  собираются люди, у Господа мы черпаем свои силы, Господь нас ведет и отечески 
  вразумляет. Что же ещё нужно? А журнал приходской пусть плодит свои страницы, 
  и пусть они походят друг на друга, потому что заполнены они добрыми делами, 
  за каждой датой – день службы, за каждой цифрой, за каждым именем – судьбы людей. 
  Там печаль переходит в радость, там исчезают гордость и зависть, там рождается 
  из безысходности надежда, там нет одиночества, там есть чистые сердца, там есть 
  добрые люди, там сам Господь с нами. И место это – Храм Божий. 
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите научитесь, 
  что значит:  
  «милости хочу, а не жертвы»! ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников 
  к покаянию»  
  (Матф. 9, 12-13). 
    
           Эти слова Евангельские 
  особенно близки тебе, отец Сергий, по мирским трудам твоим. На поприще духовное 
  ты вступил уже зрелым мужем, отмеченным и известностью среди врачей - коллег 
  и учеников, и званиями доктора наук и профессора. По милости Божией добро подвизался 
  ты на этой стезе человеколюбия и самопожертвования. Мне рассказывали, что профессору 
  кафедры оперативной хирургии Вогулкину всегда удавалось убедить в необходимости 
  прилежного учения даже самых нерадивых, что умение и готовность спасти жизнь 
  человеческую в любых самых трудных и безнадежных условиях были главными критериями 
  при разборе всякого медицинского случая. И ныне, уже в качестве заведующего 
  кафедрой медицинской психологии, немало сил отдаешь ты, возлюбленный собрат, 
  педагогической деятельности. Да будет опыт, тобой обретенный на этом поприще, 
  подспорьем в трудах, к которым ныне призывает тебя Господь. 
             Давно прошло 
  время спокойствия в нашей церковно-общественной жизни, когда внешние наблюдатели 
  полагали, что священнический сан несет с собою лишь величие и всеобщее почитание. 
  Ныне же даже на ступени диаконского служения столкнулся ты с непониманием, а 
  то и озлоблением некоторых своих коллег, не принимающих твоего стремления в 
  зрелые годы послужить Церкви Православной. Твои успешные труды по созданию епархиального 
  Общества православных работников вызвали радостный отклик одних и глухое недовольство 
  других. Не скрою от тебя в этот высокоторжественный и страшный час, что должно 
  тебе приуготовлять себя и к еще большим испытаниям. 
             Именно потому, 
  что священство Русской Православной Церкви есть именно активная сила, есть непрестанная 
  деятельность, и потому около него всегда закипает ожесточенная борьба, вражда, 
  ведется битва за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога... Ныне 
  как никогда враги Церкви сильны, коварны, злобны, вооружены оружием клеветы, 
  поношения, прикрываются высокими словами: то о культуре и цивилизации, то о 
  гуманности и добродетели, то о свободе, терпимости и человеколюбии. И самый 
  верный испытанный способ борьбы их с Церковью состоит в том, чтобы запугать 
  пастырей ревностным шумом и криками злобы, угроз, преследований, позора, заставить 
  их покориться миру, обратить их из силы активной в силу пассивную, покорно ждущую 
  приказа тех, кто вместо Духа Святаго хотел бы силами человеческими править Церковью 
  и обратить ее в послушное орудие для достижения целей земных, государственных, 
  общественных, культурных или каких-либо иных... Поймем ныне, возлюбленный брат, 
  страшное знамение времени: весь современный шум разговоров о значении и положении 
  Православной Церкви в Отечестве нашем чаще поднимается людьми от Церкви далекими, 
  - относящимися к Церкви не как к Матери, у которой ищут защиты и руководства, 
  - но мудрецами века сего, считающими нас бессильными, пытающимися опекать нас 
  и снисходительно руководить нами. 
             Поистине мы живем 
  ныне во время, о котором можно сказать словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: 
  «Не в мирное, а в беспокойное время мы живем, время безначалия и безбожия, время 
  дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания 
  умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо 
  знание кичится, по слову Божию, а любовь назидает». Спасение от этой напасти 
  духовной только одно: верность учению Матери-Церкви, верность писаниям святоотеческим, 
  верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В том перед 
  Престолом Господним и здесь стоящим народом Божиим принес ты Присягу священническую. 
  Помни ее ежечасно и следуй ей неуклонно. 
Из наставительного слова Преосвященного епископа Никона, 
  сказанного 8 марта 1998 года в храме во имя Всех Святых  
  г. Екатеринбурга 
  
        | 
      |