|
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ПРИХОДСКОГО ЖУРНАЛА. НАСТОЯТЕЛЬ СВЯТО-ИЛИИНСКОГО
ХРАМА Г.ЕКАТЕРИНБУРГА СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ ВОГУЛКИН.
Я листаю страницы
журнала прихода во имя Пророка Божия Илии в Госпитале ветеранов войн. Успел
просмотреть всего несколько первых страниц, а перед мысленным взором каждая
короткая строчка вызывает события и лица, которые нельзя забыть, которые я буду
помнить и в этой жизни и в последующей.
Журнал начинается
19 ноября 1999 года, когда был отслужен первый молебен о недужных в Областном
госпитале ветеранов войн. Не случайно именно в госпитале нашлось достаточно
места, нашлись православные люди, на скромные средства которых на месте бывшей
панорамы Великой Отечественной войны был своими силами построен алтарь, а потом
оборудован и Храм во имя Пророка Божия Илии. Опытный врач и душевный человек
Семен Спектор, начальник госпиталя, дал добро на благое дело духовного окормления
больных. Можно ли помочь одними лекарствами тем пожилым людям, кто перенес ужасы
войны, плена, блокады и никак не может найти своё достойное место в этом нынешнем
странном мире? Можно ли помочь операциями и капельницами тем молодым, по груди,
по самому сердцу которых тяжким колесом прокатились Афганистан и Чечня? Им просто
необходимо духовное лекарство, и они его получили благодаря Православному Храму.
Следующая запись
от 16 декабря этого же года: освящение Храма Архиепископом Екатеринбургским
и Верхотурским Викентием. Этого дня мы ждали, к этому дню готовились, но волнение
всех было необыкновенным, ведь это – точка отсчета, начало жизни нового Храма,
начало жизни его прихода и новая ступень в жизни настоятеля. Всё совершается
по воле Божией, всё не случайно в этом мире, не случаен был мой приход к Господу,
не случайно именно в этом Храме началось моё самостоятельное служение. И хотя
уже почти два года в священническом сане были позади, но именно в этот день
я со всей ясностью ощутил ту огромную ответственность, которая лежит на священнике.
Не за себя, а за людей, за их душевное здоровье мне придется ответить перед
Богом, так же, как раньше я отвечал перед ним за их здоровье телесное.
Как же мало я
знал тогда! Тридцать лет посвятить научной работе, защитить две диссертации,
написать сотню научных статей и вдруг понять, что ты неразумен, как младенец.
Эта удивительная жажда высшего знания, эти вдруг открывшиеся просторы духовного
мира, где нет ограничений и неприступных стен мира материального, потрясали
душу, захватывали дух. Каждая исповедь становилась уроком, каждая служба была
событием, каждое слово в трудах Святых отцов было откровением. Вот и первая
Литургия 19 декабря 1999 года запомнилась на всю жизнь. Да и как её было не
запомнить? На мне было облачение, сшитое руками моей мамы, она и покровцы вышила,
а ведь ей было тогда уже за восемьдесят. И хор ещё пел кое-где нестройно, да
и я сам от волнения не всегда вступал вовремя. Но это была Божественная Литургия
в новом Храме, и первые восемнадцать человек приняли Причастие. Потом причастников
будет и тридцать, и пятьдесят, а в праздничные дни и девяносто, и более, но
первых было именно восемнадцать.
Через четыре
дня ещё одна запись: освящение Каменск-Уральского медицинского колледжа. Четырехэтажное
здание, десятки комнат и аудиторий, но в них учатся те, кто потом придут к постели
больного, и поэтому после духовной беседы со студентами и преподавателями я
иду по этим бесконечным комнатам с кадилом и кропилом, и вслед за мной меняется,
кажется, сам воздух, само освещение становится иным в аудиториях. Потом именно
в этом колледже студентами и преподавателями будет собран уникальный материал
о жизни Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – выдающегося хирурга и архиепископа,
будут сняты фильмы о его жизни, будут проведены научные конференции.
2 января 2000
года – первое Крещение в Храме, первые имена крещаемых: Олег, Сергий, Татьяна.
С них начались те десятки и сотни принявших Крещение, которые приняли на себя
и обязательство жить по-православному. Сколько из них остались верными своему
обещанию? Скольких снова увлекла жизнь в неумолимый водоворот греха? Но у них
есть православное имя, за них молится Церковь, у них есть надежда на спасение.
Акафисты, молебны,
Всенощные бдения, Литургии и беседы, беседы с больными, сотрудниками, студентами.
Уже через месяц после первой Литургии причастников стало более двадцати, крестим
по 5-7 больных, на полиелее помазываем более пятидесяти прихожан. Постепенно
украшается Храм, появились новые иконы, сотрудники госпиталя помогают в ремонте.
23 января 2000
года первый раз едем с хором в Первоуральск, в реабилитационном центре “Снежинка”
служим молебен о начале доброго дела и акафист Блаженной Ксении Петербуржской.
Так зарождается ещё один приход, ещё один Храм во славу Божию. Помещение дают
небольшое, но и здесь устраиваем алтарь и начинаем служить молебны и Литургии.
Как всё-таки близки Православие и медицина! Какую ошибку совершили те, кто оторвал
эти два служения друг от друга! А может быть не ошибка, а злое и намеренное
дело было совершено? Так или иначе, но необходимо срочно и как можно полнее
восстановить это единство. Пусть это будут небольшие “домашние” больничные храмы,
пусть в них лишь акафисты читаются православными прихожанами из числа сотрудников,
и то будет великая польза. Каждый день общения с больными убеждает меня в этом.
А те, кто готовится
стать врачом, фельдшером или медицинской сестрой? Неужели они придут в больницы
без духовного горения, без благословения, милосердия и ангельского терпения?
Им-то это нужно в первую очередь. И вот раз за разом приходской журнал отмечает
лекции, беседы, факультативы, семинары в медицинских колледжах и училищах: Екатеринбург,
Каменск-Уральский, Новоуральск, Алапаевск, Серов. Удивление, сомнение, вопросы,
интерес, откровение, разговор с глазу на глаз, импровизированная исповедь, но
нигде в студенческих аудиториях я не встречал безразличия или враждебности.
Молодежь готова открыть глаза, главное - она увидит перед собой, что мы ей покажем.
Поражает почти полное незнание истории России, истории русской Церкви, русской
культуры, Православной культуры. К сожалению, отравление языческо-атеистической
смесью продолжается и в школах и в средних и высших учебных заведениях. Духовная
всеядность и неразборчивость большинства преподающих и воспитывающих не просто
поразительны, но и крайне опасны. Воспитатель, ограниченный в своём духовном
видении, а тем более, пораженный языческим или эклектическим духовным суррогатом,
может воспитать только такого же ограниченного и зависимого ученика. Нужно просвещать
и воспитывать воспитателей.
2 февраля 2000
года – первое венчание в Храме Пророка Илии. Чудное Таинство, молодые прекрасные
лица. Всех помнишь по именам, да и в Храме они теперь бывают постоянно, стали
своими, родными, и детей уже крестили у нас. Но ведь за все три года всего чуть
более тридцати венчаний! Конечно, Храм больничный, не все его знают, да и здоровый
человек нечасто сюда попадает. Но думаю, причина не только в этом. Боятся молодые
венчаться, да и взрослые, по неразумению духовному, убеждают их не торопиться
с венчанием: а вдруг совместная жизнь не заладится. А почему такой страх? Просто
с легкостью люди начали сходиться и расходиться, превратив брак в разврат, не
доверяя друг другу и, самое главное, не понимая, для чего они соединяют свои
судьбы. Знали бы твердо с самого начала, что брак совершается для рождения и
воспитания детей, что в этом его предназначение и оправдание, сколько бы легкомыслия
удалось избежать, сколько прочных семей удалось бы создать. Но не этому учат
молодежь, - а “защищенному сексу” и “планированию семьи”, учат те, кто не заинтересован
ни в преумножении российского населения, ни в возрождении прочных семейных уз.
10 марта 2000
года – первый молебен отслужен в оздоровительном центре “Символ М”. Здесь лечатся
те, от кого “официальная” медицина отказалась, для них духовное возрождение
иногда – последняя надежда. Не просто шли сотрудники центра к духовному становлению,
были заблуждения и ошибки, которые в последствии пришлось исправлять, применялись
методы лечения противные Православной медицине, от которых необходимо было отказаться.
Сомнения и у меня были, как у настоятеля ещё недостаточно опытного, но я твердо
знал одно: нельзя оставлять больных без духовной помощи, нас Господь поправит,
а они нуждаются в спасении. И раз за разом беседы с больными и сотрудниками,
молебны и акафисты, исповедь и соборование ставили всё на свои места. Сначала
– молельная комната, а потом и Храм во имя Священномученика Ермогена, и вот
уже более двух лет идёт здесь воцерковление тех, кто до тяжкой болезни и не
думал о необходимости спасения души.
Теперь уже три места служения кочуют со страницы на страницу, изо дня в день
в приходском журнале: Храм Пророка Илии, приход во имя Блаженной Ксении Петербуржской,
Храм во имя Священномученика Ермогена. Потом к ним прибавится и приход во имя
иконы Божией Матери “Всецарица” в Областном онкологическом центре. Что бы я
делал без своих помощников, без своих певчих, во главе с Ксенией Евгеньевной?
Что бы я делал без прихожан, на которых держатся и растут приходы? Слава Богу,
и семья меня поддерживала всё это непростое время. Ведь и мирские заботы не
оставляли ни на минуту: заведовал кафедрой психологии и педагогики в медицинской
академии, вёл семинары и читал лекции, выезжал в медицинские училища и колледжи
области, читал лекции главным и старшим сестрам в Областном медицинском колледже,
проводил духовные беседы с социальными работникам и студентами. Пять дней в
неделю - работе в академии, чтению лекций, встречам и беседам, два дня – службе
в храмах. И так день за днем, месяц за месяцем. Сейчас себе и не представляю
другой жизни, чуть нарушишь этот распорядок, сразу появляются тоска, беспокойство,
болезни.
Ещё одна запись:
24 марта 2000 года – госпиталь МВД, крестились 12 человек. Сразу вспоминается
это время: бои в Чечне, большое поступление тяжелораненых в госпиталь, который
тоже находится на Широкой Речке, напротив госпиталя для ветеранов войн. Как
только была возможность, шли туда: молебны, крещение, концерты для раненых.
С какой теплотой и благодарностью принимали всё это молодые парни, побывавшие
на краю жизни и смерти.
Снова Всенощные
бдения, Литургии, акафисты, молебны. И, наконец, Пасхальное Богослужение в реабилитационном
центре “Снежинка” под Первоуральском в приходе Блаженной Ксении Петербуржской.
Более сотни человек в двух небольших помещениях молельной комнаты, незабываемый
Крестный ход по темным аллеям под кронами сосен, под огромным звездным небом.
Длинная светящаяся свечами лента в полной темноте весенней ночи и торжественное
пение десятков голосов. Кто не смог из больных выйти из корпусов, прильнули
к окнам, ловя слова песнопений и вглядываясь в лица, освещенные трепетным светом
свечей.
Сейчас записи
в журнале выглядят сухо, кратко, но сколько за ними кроется переживаний! Короткая
запись: 18 августа 2000 года – молебен о спасении моряков, и тут же вскоре:
23 августа – панихида об усопших моряках. Всего несколько дней отделяют надежду
на спасение от вести о гибели. За этими скупыми строчками – одна из тяжелейших
трагедий России.
Ещё одна запись этого же года: 18 ноября 2000 года – молебен в реабилитационном
центре для социальных сирот “Каравелла”, крещение 17 детей и 2 взрослых. И это
– трагедия России, сироты при живых родителях, дети с растерянностью и отчаянием
в глазах, дети, живущие без дома и родительской ласки. Почти каждое воскресенье
в госпиталь на Богослужения приходят несколько детей из приюта, исповедуются,
причащаются, запасаются душевным теплом, нашим участием и Божией помощью в своём
недетском пути.
18 марта 2001
года – концерт православной музыки в госпитале ветеранов войн. Как-то так получилось,
что в приходе Пророка Илии оказалось много музыкантов, вообще людей творческих,
имеющих серьезное образование. Регент Ксения Евгеньевна собрала целых два хора:
детский и взрослый, занималась с ними постоянно, а ведь работа доцента консерватории,
человека выполняющего докторскую диссертацию, да ещё и занятого на службах в
субботу, воскресенье и праздничные дни, не оставляла ей свободного времени.
Детский и взрослый хоры, классическая и духовная музыка, чудное молебное пение
никого не оставили равнодушными. Больные и сотрудники госпиталя, многие впервые,
услышали настоящую музыку, прикоснулись к настоящему искусству. И это только
один из концертов. Сколько их будет потом! Детский хор превратится в певческую
школу “Октоих”, будут разыгрываться целые музыкальные спектакли, будут меняться
залы и площадки, но неизменным останутся успех и восторг слушателей.
Кажется, что
нет просвета в этой бесконечной череде работы и служения, причем всё идёт по
нарастающей. После заведования кафедрой медицинской академии – должность проректора
по науке и развитию и декана факультета психологии Уральского гуманитарного
института. Всё более и более погружаются в работу в певческой школе мои дорогие
певчие. У прихожан тоже жизнь становится всё сложнее, особенно когда появляются
дети, внуки, новые заботы. После открытия новых приходов: храма Священномученика
Ермогена и прихода во имя иконы Божией Матери “Всецарица” в онкологическом центре,
всё больше служим служб, всё больше времени все мы проводим в больничных храмах.
Да и больные, раз и два побывав на службе, приходят вновь и вновь, приезжают
в храм даже после выписки, да так и остаются его прихожанами. Так вот о просвете
в этой жизни. Может быть, и не нужно его искать, может быть, именно такая жизнь
и есть один сплошной просвет? Ведь по воле Божией строятся храмы, во славу Божию
собираются люди, у Господа мы черпаем свои силы, Господь нас ведет и отечески
вразумляет. Что же ещё нужно? А журнал приходской пусть плодит свои страницы,
и пусть они походят друг на друга, потому что заполнены они добрыми делами,
за каждой датой – день службы, за каждой цифрой, за каждым именем – судьбы людей.
Там печаль переходит в радость, там исчезают гордость и зависть, там рождается
из безысходности надежда, там нет одиночества, там есть чистые сердца, там есть
добрые люди, там сам Господь с нами. И место это – Храм Божий.
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите научитесь,
что значит:
«милости хочу, а не жертвы»! ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников
к покаянию»
(Матф. 9, 12-13).
Эти слова Евангельские
особенно близки тебе, отец Сергий, по мирским трудам твоим. На поприще духовное
ты вступил уже зрелым мужем, отмеченным и известностью среди врачей - коллег
и учеников, и званиями доктора наук и профессора. По милости Божией добро подвизался
ты на этой стезе человеколюбия и самопожертвования. Мне рассказывали, что профессору
кафедры оперативной хирургии Вогулкину всегда удавалось убедить в необходимости
прилежного учения даже самых нерадивых, что умение и готовность спасти жизнь
человеческую в любых самых трудных и безнадежных условиях были главными критериями
при разборе всякого медицинского случая. И ныне, уже в качестве заведующего
кафедрой медицинской психологии, немало сил отдаешь ты, возлюбленный собрат,
педагогической деятельности. Да будет опыт, тобой обретенный на этом поприще,
подспорьем в трудах, к которым ныне призывает тебя Господь.
Давно прошло
время спокойствия в нашей церковно-общественной жизни, когда внешние наблюдатели
полагали, что священнический сан несет с собою лишь величие и всеобщее почитание.
Ныне же даже на ступени диаконского служения столкнулся ты с непониманием, а
то и озлоблением некоторых своих коллег, не принимающих твоего стремления в
зрелые годы послужить Церкви Православной. Твои успешные труды по созданию епархиального
Общества православных работников вызвали радостный отклик одних и глухое недовольство
других. Не скрою от тебя в этот высокоторжественный и страшный час, что должно
тебе приуготовлять себя и к еще большим испытаниям.
Именно потому,
что священство Русской Православной Церкви есть именно активная сила, есть непрестанная
деятельность, и потому около него всегда закипает ожесточенная борьба, вражда,
ведется битва за знамя Христа и против него, вражда мира против Бога... Ныне
как никогда враги Церкви сильны, коварны, злобны, вооружены оружием клеветы,
поношения, прикрываются высокими словами: то о культуре и цивилизации, то о
гуманности и добродетели, то о свободе, терпимости и человеколюбии. И самый
верный испытанный способ борьбы их с Церковью состоит в том, чтобы запугать
пастырей ревностным шумом и криками злобы, угроз, преследований, позора, заставить
их покориться миру, обратить их из силы активной в силу пассивную, покорно ждущую
приказа тех, кто вместо Духа Святаго хотел бы силами человеческими править Церковью
и обратить ее в послушное орудие для достижения целей земных, государственных,
общественных, культурных или каких-либо иных... Поймем ныне, возлюбленный брат,
страшное знамение времени: весь современный шум разговоров о значении и положении
Православной Церкви в Отечестве нашем чаще поднимается людьми от Церкви далекими,
- относящимися к Церкви не как к Матери, у которой ищут защиты и руководства,
- но мудрецами века сего, считающими нас бессильными, пытающимися опекать нас
и снисходительно руководить нами.
Поистине мы живем
ныне во время, о котором можно сказать словами святого праведного Иоанна Кронштадтского:
«Не в мирное, а в беспокойное время мы живем, время безначалия и безбожия, время
дерзкого попрания законов Божеских и человеческих; во время бессмысленного шатания
умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру; ибо
знание кичится, по слову Божию, а любовь назидает». Спасение от этой напасти
духовной только одно: верность учению Матери-Церкви, верность писаниям святоотеческим,
верность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В том перед
Престолом Господним и здесь стоящим народом Божиим принес ты Присягу священническую.
Помни ее ежечасно и следуй ей неуклонно.
Из наставительного слова Преосвященного епископа Никона,
сказанного 8 марта 1998 года в храме во имя Всех Святых
г. Екатеринбурга
|
|