|
ПОДВИГОМ СВОИМ ОБЛИЧИВШИЕ БЕЗБОЖИЕ.
9 ФЕВРАЛЯ - СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.
Святыми людьми Церковь Христова с самых первых лет и веков своего существования
называла тех, кто, очистившись от греха, стяжал Духа Святого в разнообразии
даров Его и явил силу Его в окружающем нас мире. Большинство издревле почитавшихся
святых были мучениками за Христа. К святым причисляли и исповедников, гонимых
за Православие и претерпевших от язычников (до Миланского эдикта 313 года) истязания,
пытки или заключение и ссылку, но не пострадавших “даже до смерти”, как мученики.
Уже во II веке в мартирологах и календарях отмечаются дни их памяти. Чествование
мучеников и в древние времена и позже было несколько выше, чем святителей и
иных святых, ибо они знаменовали славу Церкви. Мощи - честные останки их, “сокровище
более ценное, чем все драгоценные камни и золото”, - собирались Церковью с благоговением,
как причастные действию Духа Божия через облагодатствованные души этих тел.
Начиная с эпохи гонений, христиане сходились на молитву именно при мощах мучеников,
при которых было засвидетельствовано много знамений и чудес. Нередко и сами
храмы христианские строились на месте погребения или страдания (“на крови”)
мучеников. Богослужения и Литургия с III века совершаются не иначе, как на мощах,
полагаемых под алтарями и в освященные платы - антиминсы (греч. “вместопрестолие”).
На
протяжении девятисот лет со времени крещения Руси святым равноапостольным князем
Владимиром в истории Русской Церкви запечатлелись преимущественно подвиги святителей
и преподобных, благочестивых государей и великих князей, Христа ради юродивых
и страстотерпцев. Святые мученики были явлены в годы обращения от язычества,
смут и усобиц, иноземных вторжений и нашествий - монголо-татарского и латинского
(немецкого, шведского и польского):
мчч.
варяги Иоанн и Феодор Киевские († 987);
сщмч.
Леонтий, еп. Ростовский († 1073);
прмч.
Евстратий Печерский († 1097);
блгв.
вел. кн. мч. Андрей Боголюбский († 1174);
мч.
Авраамий Болгарский († 1229);
мч.
кн. Василько Ростовский († 1238);
мч.
кн. Георгий Всеволодович († 1238);
мч.
кн. Михаил Черниговский и боярин его Феодор († 1246);
мчч.
Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (†1347);
сщмч.
Исидор пресвитер и с ним 72 мчч. Юрьевские (†1472);
мч.
Иоанн Казанский (†1529);
прмчч.
игумен Макарий и иже с ним убиенные 34 инока Валаамские (†1578);
прмч.
Трифон Городецкий, Лужский (†1593);
прмч.
Евфросин Синеезерский (†1611);
сщмч.
патриарх Ермоген († 1613);
мч.
младенец Гавриил Белостокский (†1690).
В XX
веке Русской земле было попущено небывалое антихристово нашествие, когда Пастырь
отделил “овцы от козлищ”, пшеницу собрал в житницу Свою. Соблазны свободы и
социализма, устроения материального рая “в отдельно взятой стране” охватили
души некогда православных христиан. Отступление от Бога привело к тому, что
практически весь XX век для России стал веком великих страданий.
Первые
жертвы были принесены в разгар Мировой войны, в феврале-марте 1917 года, русским
христолюбивым воинством - теми, кто, не изменив своему долгу, пал от руки дерзнувших
“противу Государя на бунт”. В дни поднявшейся смуты претерпели мученическую
кончину в Петрограде (28 февраля - 1 марта 1917 года) и расположенных неподалеку
от столицы городах - Луге (1 марта 1917 года), Кронштадте (1-2 марта 1917 года),
Гельсингфорсе (4-5 марта, 29 августа 1917 года) и Выборге (29 августа 1917 года)
офицеры Императорского флота и армии (до 200 человек). Их подвиг был оболган
и предан надолго забвению, но они открыли синодик новомучеников и исповедников
Российских, от безбожников избиенных.
Согрешившие
против заповеди “не убий” пошли войной на Царя. Заточив его вместе с Августейшей
Семьей, навели “революционный порядок” и утвердились у власти. Временное правительство
положило начало невиданному в христианском мире гонению на веру, принявшему
небывалый размах после октября 1917 года.
Осенью,
после захвата страны большевиками и “народными комиссарами”, были убиты в Петрограде
и его окрестностях (позднее эти действия развернулись по всей стране) первомученики
Русского духовенства: молившийся в Царском Селе вместе со своей паствой о прекращении
междоусобной брани протоиерей Иоанн Кочуров († 31 октября 1917 года) - на его
теле было 17 штыковых и пулевых ран; через несколько дней в Петрограде в стенах
Александро-Невской Лавры встал на защиту народных святынь протоиерей Петр Скипетров
(†19 января/1 февраля 1918 года). В это же время были расстреляны мирные Крестные
ходы (Шуя Владимирской губ., Солигалич Костромской губ. и др.). Тогда же был
издан декрет (7/20 января) об отделении Церкви от государства и школы от Церкви,
ставший манифестом погрома и уничтожения Церкви в России.
25
января/7 февраля 1918 года в Киево-Печерской Лавре большевики расправились с
митрополитом Киевским Владимиром - первым новомучеником в ряду архипастырей.
В ближайшее воскресенье ко дню его памяти решением Поместного Собора Русской
Православной Церкви 1917-1918 гг. чтится память всех замученных и пострадавших
в годину гонений за веру Христову.
К февралю
1919 года среди Петроградского духовенства погибли еще 11 священников: протоиерей
Философ Орнатский, Алексий Ставровский, Александр Васильев, Садоф Лесницкий,
иереи Павел Яценко, Борис Клеандров, Петр Успенский, Вячеслав Силин, Николай
Сперанский, о. Пылаев и иеромонах Дамиан. Здесь названы, конечно, не все.
На
Урале летом 1918 года разыгралась трагедия, запечатлевшая весь наш народ до
сих пор до конца многими не осознанным и не раскаянным грехом цареубийства.
В августе 1917 года Временным правительством в Тобольск была выслана Царская
Семья, весной 1918 в Вологду, Вятку и Пермь - арестованные Великие Князья, а
также настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.
К лету 1918 года их всех со слугами, добровольно разделившими ссылку, перевезли
в Пермь, Екатеринбург и Алапаевск и там замучили.
Первым
пал от рук убийц Великий Князь Михаил Александрович (†31 мая/13 июня 1918),
брат Государя. Через месяц в Екатеринбурге, в ночь на 4/17 июля были изуверски
умерщвлены помазанник Божий Император Николай II, его Августейшая семья: Императрица
Александра Феодоровна, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Великие Княжны
Ольга, Татиана, Мария и Анастасия и верные слуги. На следующий день в Алапаевске
в шахту были сброшены живыми Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, крестовая
сестра ее инокиня Варвара, Великий Князь Сергей Михайлович, князья Иоанн, Константин
и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого Князя Сергия
Феодор Ремез. Остававшихся на Урале в живых слуг убили в июне-сентябре.
11/24
января 1919 года в Петропавловской крепости были расстреляны еще четверо представителей
царской династии, трое из которых - Великие Князья Димитрий Константинович,
Павел Александрович и Георгий Михайлович, при жизни своей отличавшиеся благочестием
и делами благотворительности и милосердия, прославлены как новомученики Петроградские.
Период
объявленного большевиками “красного террора”, годы гражданской войны 1918-1922
отмечены бесчисленными жертвами “чрезвычайки”. синодик с их именами, печальный
и в то же время достославный, содержит скупые свидетельства о святых подвижниках:
«умучен», «распят на церковных вратах собора вниз головой», «сожжен в топке
паровоза», «живым закопан в землю», «сам рыл себе могилу», «привязан к хвосту
лошади и пущен в степь», «зарублен шашками», «утоплен в проруби», «облит ледяной
водой и так заморожен» или «просто» «расстрелян» - вот далеко не полный перечень
истязаний и пыток за исповедание веры, за то, что убиенный - «поп», «контрреволюционер»,
монархист, православный.
Среди
таковых новомучеников из числа архипастырей Русской Церкви следует назвать архиепископа
Андроника Пермского (†1918) и иже с ним убиенных в Перми архиепископа Василия
Черниговского (†1918) и епископа Феодора Соликамского (†1918), архиепископа
Гермогена Тобольского (†1918), епископа Никодима Белгородского (†1918) и с ним
160 иереев, епископа Ефрема Селенгинского, протоиерея Иоанна Восторгова и иже
с ними убиенных в Москве (†1918), епископов Митрофана Астраханского и Леонтия
Енотаевского, епископа Платона Ревельского (†1919), архиепископа Иоакима Нижегородского
(†1920). К ним примыкает также целый сонм пастырей, монашествующих и мирян -
офицеров, людей разных сословий России. География их подвига охватывает всю
страну: Петроград, Москва, Киев, Центральная и Южная Россия, Прибалтика, Украина
и Белоруссия, Крым и Кавказ, Урал и русский север, Средняя Азия, Сибирь и Дальний
Восток.
Начало
1920-х годов отмечено, в первую очередь в столицах, серией сфабрикованных дел
и процессов над духовенством и представителями самых широких слоев населения.
По “делу профессора Таганцева” (по нему проходил поэт Н. С. Гумилев) в окрестностях
Петрограда был расстрелян 61 человек.
Весной
1922 года была осуществлена специально спланированная акция повсеместного “изъятия
церковных ценностей” “в пользу голодающих” - узаконенного ограбления церквей
и монастырей под жестким контролем и диктатом советского государства.
В городах
проводились показательные процессы и судилища над Церковью, с особой жестокостью
они завершились опять же в Петрограде и Москве. Здесь были приговорены к расстрелу
митрополит Петроградский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и иже с ними убиенные
Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий, несколько московских пастырей. В результате,
многие известные столичные священники, клирики и миряне разных мест России последовали
в тюрьмы за то, что защищали Церковь Христову.
Репрессии
в эти годы были направлены против сторонников церковной линии Святейшего Патриарха
Московского и всея России Тихона. Они не вступили на путь обновленчества и сотрудничества
с безбожниками, как это сделало усвоившее новую идеологию преимущественно столичное
и либеральное духовенство. Исповедник святитель Тихон, находясь в заключении
и под негласным арестом, продолжал управлять Русской Церковью. На близких ему
по духу архипастырей и пастырей обрушилось открытое гонение, но большая часть
церковного русского народа оставалась преданной своему Первосвятителю, явив
подвиг исповедничества.
В западно-русских
землях, отошедших в 1920-х годах новым государственным образованиям (Финляндии,
Прибалтике, Поль-ше, Бессарабии), созданным с одобрения большевиков и признанным
международными правительствами, верные чада Православной Церкви подверглись
также немалым испытаниям. Конфисковывались церковные строения, земли, святыни.
Обители
и приходы закрывали и обращали в униатские и римо-католические - в Польше, лютеранские
- в Финляндии. Чинилась расправа над клириками и мирянами, отказавшимися от
календарной, богослужебной и языковой реформ. В этой связи особо нужно подчеркнуть
исповеднический подвиг иноков Валаамского и других монастырей Западного края.
Многие вынуждены были уйти в русскую эмиграцию за пределы России и названных
стран, сохранять православную традицию среди сущих в рассеянии. Там впервые
были обдуманы и выкристаллизованы идеи исповеднического подвига и призвания
Русской Церкви в XX веке.
В России
во второй половине 1920-х годов развернулся новый этап борьбы с Церковью. Политика
геноцида русского народа выразилась, прежде всего, в эти годы в уничтожении
крестьянства (так называемой коллективизации) и уклада русской жизни. Шло планомерное
разрушение безбожниками церквей в городах и весях, храмы под надуманными предлогами
сносились, в иных размещались склады, магазины, клубы, конюшни и т. п. Духовенство
и миллионы крестьян вместе со своими семьями высылались на север, в Казахстан,
Сибирь.
Против
них и работала государственная смертоносная машина. В конце 1920-х - начале
1930-х годов прошли сфабрикованные церковные процессы против думающего и сплоченного
духовенства и паствы. В 1929-1931 годах в северной столице были арестованы и
расстреляны сотни людей, в том числе известные в Петербурге протоиереи Сергий
Тихомиров и Николай Прозоров, Михаил Чельцов и Михаил Николаевский (†1930),
русский духовный писатель Евгений Николаевич Погожев (Поселянин) (†1930).
В начале
1932 года советским государством была объявлена “пятилетка безбожия”, отличившаяся
настоящим вандализмом. 5/18 февраля 1932 года в Ленинграде и его округе “святой
ночью” - названною так в народе, были схвачены и заключены в тюрьмы все монашествующие.
Окончательно были закрыты все действовавшие еще к тому времени православные
общины и монастыри, многие из которых обращались в психиатрические больницы,
трудовые колонии и другие учреждения. Сеть лагерей покрыла всю страну. Насельники
и насельницы монастырей до единого были высланы в отдаленные районы страны.
Та же участь постигла монашествующих и наиболее ревностное духовенство в остальной
России. Но и в заключении и на свободе преданные Истине молились, воспитывали
в вере детей.
Повсеместное
закрытие храмов, тотальные репрессии по отношению к оставшемуся духовенству
продолжились в 1932-1937 годы. Особо свирепым террором отличались 1937-1938
годы. Ссылки и расстрелы, духовное и физическое истребление поставили Церковь
на грань уничтожения. Никакая политика лояльности не остановила адскую силу
маховика. В 1937 году были расстреляны сестра и келейник заместителя патриаршего
местоблюстителя. Осенью 1937 года 27 сентя6ря/10 октября в Челябинской тюрьме
был расстрелян таинственный узник и “железная маска” большевиков - патриарший
местоблюститель митрополит Петр Крутицкий.
Советская
власть вела мстительную борьбу и с наиболее организованной и имеющей волю к
духовному и физическому сопротивлению частью русской эмиграции. В 1930-1940-х
годах коммунистами были совершены террористические акции в Европе и Азии: трагедия
Трехречья - уничтожение православного казачьего населения в Манчжурии; похищение
белых генералов А. П. Кутепова и Е. К. Миллера в Париже (1936 и 1937); охота
за епископом Феофаном Полтавским (†6/19 февраля 1940 года), выдача союзниками
9 мая 1945 года в Лиенце (Австрия) “освободителям” на расправу белых генералов
и 15 тысяч русских беженцев и казаков.
В начале
второй мировой войны (1939) политика безбожия велась во вновь присоединенных
землях Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии, Прибалтики и части Финляндии.
В 1941 году в оккупированном северо-западном крае России православной Псковской
миссией, миссиями на Украине и в Белоруссии были открыты тысячи поруганных храмов.
Лишь
в середине войны произошел перелом в государственном церковном режиме. Часть
духовенства была выпущена из лагерей, стали действовать храмы и на советской
территории. Однако когда критический момент миновал, несмотря на, казалось бы,
некоторые послабления и лояльность по отношению к верующим в годы войны, – власть,
сохранив управление Церковью, в период с 1944 по 1950 годы арестовывала тех,
кто в военное время служил Богу. Благодаря исповедникам и новомученикам из числа
этих мужественных и бесстрашных пастырей мы наследовали сохранившиеся храмы.
Утверждение
коммунистических просоветских режимов в Восточной Европе и на Дальнем Востоке
связано с преследованиями за веру и подвигом славного исповедничества Христа
в этих землях.
Новая волна беженцев, влившихся в русское рассеяние, укрепило эмиграцию в Европе,
а также в Северной и Южной Америке,
Азии, Австралии, Африке. Свет Православия был донесен переселенцами до дальних
народов.
В 1960-е
годы, в период “хрущевской оттепели”, в России беспощадное наступление на Церковь
Христову продолжилось: оставшиеся храмы сносились, велась слежка за верующими,
доносы поощрялись, все это было, по сути, то же самое изощренное и неуклонное
преследование. Ссылки, заключение в больницы и психиатрические лечебницы, бдительный
надзор не погасили духа в остававшихся монастырях и приходах, простом народе
и обратившейся к вере интеллигенции.
С конца
1980-х годов наметилось духовное оживление в России, ознаменовавшееся после
1000-летия Крещения Руси осмыслением совершенных злодеяний и преступлений на
путях богоборчества. В раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен
подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который
учит строгой вере и служит для нас спасительным уроком.
Святии
мученицы и исповедницы, молите Бога о нас!
|
|