|   | 
     
 ПОДВИГОМ СВОИМ ОБЛИЧИВШИЕ БЕЗБОЖИЕ.  
  9 ФЕВРАЛЯ - СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ.
             
  Святыми людьми Церковь Христова с самых первых лет и веков своего существования 
  называла тех, кто, очистившись от греха, стяжал Духа Святого в разнообразии 
  даров Его и явил силу Его в окружающем нас мире. Большинство издревле почитавшихся 
  святых были мучениками за Христа. К святым причисляли и исповедников, гонимых 
  за Православие и претерпевших от язычников (до Миланского эдикта 313 года) истязания, 
  пытки или заключение и ссылку, но не пострадавших “даже до смерти”, как мученики. 
  Уже во II веке в мартирологах и календарях отмечаются дни их памяти. Чествование 
  мучеников и в древние времена и позже было несколько выше, чем святителей и 
  иных святых, ибо они знаменовали славу Церкви. Мощи - честные останки их, “сокровище 
  более ценное, чем все драгоценные камни и золото”, - собирались Церковью с благоговением, 
  как причастные действию Духа Божия через облагодатствованные души этих тел. 
  Начиная с эпохи гонений, христиане сходились на молитву именно при мощах мучеников, 
  при которых было засвидетельствовано много знамений и чудес. Нередко и сами 
  храмы христианские строились на месте погребения или страдания (“на крови”) 
  мучеников. Богослужения и Литургия с III века совершаются не иначе, как на мощах, 
  полагаемых под алтарями и в освященные платы - антиминсы (греч. “вместопрестолие”). 
               На 
  протяжении девятисот лет со времени крещения Руси святым равноапостольным князем 
  Владимиром в истории Русской Церкви запечатлелись преимущественно подвиги святителей 
  и преподобных, благочестивых государей и великих князей, Христа ради юродивых 
  и страстотерпцев. Святые мученики были явлены в годы обращения от язычества, 
  смут и усобиц, иноземных вторжений и нашествий - монголо-татарского и латинского 
  (немецкого, шведского и польского): 
               мчч. 
  варяги Иоанн и Феодор Киевские († 987); 
               сщмч. 
  Леонтий, еп. Ростовский († 1073); 
               прмч. 
  Евстратий Печерский († 1097); 
               блгв. 
  вел. кн. мч. Андрей Боголюбский († 1174); 
               мч. 
  Авраамий Болгарский († 1229); 
               мч. 
  кн. Василько Ростовский († 1238); 
               мч. 
  кн. Георгий Всеволодович († 1238); 
               мч. 
  кн. Михаил Черниговский и боярин его Феодор († 1246); 
               мчч. 
  Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (†1347); 
               сщмч. 
  Исидор пресвитер и с ним 72 мчч. Юрьевские (†1472); 
               мч. 
  Иоанн Казанский (†1529); 
               прмчч. 
  игумен Макарий и иже с ним убиенные 34 инока Валаамские (†1578); 
               прмч. 
  Трифон Городецкий, Лужский (†1593); 
               прмч. 
  Евфросин Синеезерский (†1611); 
               сщмч. 
  патриарх Ермоген († 1613); 
               мч. 
  младенец Гавриил Белостокский (†1690). 
               В XX 
  веке Русской земле было попущено небывалое антихристово нашествие, когда Пастырь 
  отделил “овцы от козлищ”, пшеницу собрал в житницу Свою. Соблазны свободы и 
  социализма, устроения материального рая “в отдельно взятой стране” охватили 
  души некогда православных христиан. Отступление от Бога привело к тому, что 
  практически весь XX век для России стал веком великих страданий. 
               Первые 
  жертвы были принесены в разгар Мировой войны, в феврале-марте 1917 года, русским 
  христолюбивым воинством - теми, кто, не изменив своему долгу, пал от руки дерзнувших 
  “противу Государя на бунт”. В дни поднявшейся смуты претерпели мученическую 
  кончину в Петрограде (28 февраля - 1 марта 1917 года) и расположенных неподалеку 
  от столицы городах - Луге (1 марта 1917 года), Кронштадте (1-2 марта 1917 года), 
  Гельсингфорсе (4-5 марта, 29 августа 1917 года) и Выборге (29 августа 1917 года) 
  офицеры Императорского флота и армии (до 200 человек). Их подвиг был оболган 
  и предан надолго забвению, но они открыли синодик новомучеников и исповедников 
  Российских, от безбожников избиенных. 
               Согрешившие 
  против заповеди “не убий” пошли войной на Царя. Заточив его вместе с Августейшей 
  Семьей, навели “революционный порядок” и утвердились у власти. Временное правительство 
  положило начало невиданному в христианском мире гонению на веру, принявшему 
  небывалый размах после октября 1917 года. 
               Осенью, 
  после захвата страны большевиками и “народными комиссарами”, были убиты в Петрограде 
  и его окрестностях (позднее эти действия развернулись по всей стране) первомученики 
  Русского духовенства: молившийся в Царском Селе вместе со своей паствой о прекращении 
  междоусобной брани протоиерей Иоанн Кочуров († 31 октября 1917 года) - на его 
  теле было 17 штыковых и пулевых ран; через несколько дней в Петрограде в стенах 
  Александро-Невской Лавры встал на защиту народных святынь протоиерей Петр Скипетров 
  (†19 января/1 февраля 1918 года). В это же время были расстреляны мирные Крестные 
  ходы (Шуя Владимирской губ., Солигалич Костромской губ. и др.). Тогда же был 
  издан декрет (7/20 января) об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, 
  ставший манифестом погрома и уничтожения Церкви в России. 
               25 
  января/7 февраля 1918 года в Киево-Печерской Лавре большевики расправились с 
  митрополитом Киевским Владимиром - первым новомучеником в ряду архипастырей. 
  В ближайшее воскресенье ко дню его памяти решением Поместного Собора Русской 
  Православной Церкви 1917-1918 гг. чтится память всех замученных и пострадавших 
  в годину гонений за веру Христову. 
               К февралю 
  1919 года среди Петроградского духовенства погибли еще 11 священников: протоиерей 
  Философ Орнатский, Алексий Ставровский, Александр Васильев, Садоф Лесницкий, 
  иереи Павел Яценко, Борис Клеандров, Петр Успенский, Вячеслав Силин, Николай 
  Сперанский, о. Пылаев и иеромонах Дамиан. Здесь названы, конечно, не все. 
               На 
  Урале летом 1918 года разыгралась трагедия, запечатлевшая весь наш народ до 
  сих пор до конца многими не осознанным и не раскаянным грехом цареубийства. 
  В августе 1917 года Временным правительством в Тобольск была выслана Царская 
  Семья, весной 1918 в Вологду, Вятку и Пермь - арестованные Великие Князья, а 
  также настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. 
  К лету 1918 года их всех со слугами, добровольно разделившими ссылку, перевезли 
  в Пермь, Екатеринбург и Алапаевск и там замучили. 
               Первым 
  пал от рук убийц Великий Князь Михаил Александрович (†31 мая/13 июня 1918), 
  брат Государя. Через месяц в Екатеринбурге, в ночь на 4/17 июля были изуверски 
  умерщвлены помазанник Божий Император Николай II, его Августейшая семья: Императрица 
  Александра Феодоровна, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Великие Княжны 
  Ольга, Татиана, Мария и Анастасия и верные слуги. На следующий день в Алапаевске 
  в шахту были сброшены живыми Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, крестовая 
  сестра ее инокиня Варвара, Великий Князь Сергей Михайлович, князья Иоанн, Константин 
  и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого Князя Сергия 
  Феодор Ремез. Остававшихся на Урале в живых слуг убили в июне-сентябре. 
               11/24 
  января 1919 года в Петропавловской крепости были расстреляны еще четверо представителей 
  царской династии, трое из которых - Великие Князья Димитрий Константинович, 
  Павел Александрович и Георгий Михайлович, при жизни своей отличавшиеся благочестием 
  и делами благотворительности и милосердия, прославлены как новомученики Петроградские. 
               Период 
  объявленного большевиками “красного террора”, годы гражданской войны 1918-1922 
  отмечены бесчисленными жертвами “чрезвычайки”. синодик с их именами, печальный 
  и в то же время достославный, содержит скупые свидетельства о святых подвижниках: 
  «умучен», «распят на церковных вратах собора вниз головой», «сожжен в топке 
  паровоза», «живым закопан в землю», «сам рыл себе могилу», «привязан к хвосту 
  лошади и пущен в степь», «зарублен шашками», «утоплен в проруби», «облит ледяной 
  водой и так заморожен» или «просто» «расстрелян» - вот далеко не полный перечень 
  истязаний и пыток за исповедание веры, за то, что убиенный - «поп», «контрреволюционер», 
  монархист, православный. 
               Среди 
  таковых новомучеников из числа архипастырей Русской Церкви следует назвать архиепископа 
  Андроника Пермского (†1918) и иже с ним убиенных в Перми архиепископа Василия 
  Черниговского (†1918) и епископа Феодора Соликамского (†1918), архиепископа 
  Гермогена Тобольского (†1918), епископа Никодима Белгородского (†1918) и с ним 
  160 иереев, епископа Ефрема Селенгинского, протоиерея Иоанна Восторгова и иже 
  с ними убиенных в Москве (†1918), епископов Митрофана Астраханского и Леонтия 
  Енотаевского, епископа Платона Ревельского (†1919), архиепископа Иоакима Нижегородского 
  (†1920). К ним примыкает также целый сонм пастырей, монашествующих и мирян - 
  офицеров, людей разных сословий России. География их подвига охватывает всю 
  страну: Петроград, Москва, Киев, Центральная и Южная Россия, Прибалтика, Украина 
  и Белоруссия, Крым и Кавказ, Урал и русский север, Средняя Азия, Сибирь и Дальний 
  Восток. 
               Начало 
  1920-х годов отмечено, в первую очередь в столицах, серией сфабрикованных дел 
  и процессов над духовенством и представителями самых широких слоев населения. 
  По “делу профессора Таганцева” (по нему проходил поэт Н. С. Гумилев) в окрестностях 
  Петрограда был расстрелян 61 человек. 
               Весной 
  1922 года была осуществлена специально спланированная акция повсеместного “изъятия 
  церковных ценностей” “в пользу голодающих” - узаконенного ограбления церквей 
  и монастырей под жестким контролем и диктатом советского государства. 
               В городах 
  проводились показательные процессы и судилища над Церковью, с особой жестокостью 
  они завершились опять же в Петрограде и Москве. Здесь были приговорены к расстрелу 
  митрополит Петроградский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин) и иже с ними убиенные 
  Иоанн Ковшаров и Юрий Новицкий, несколько московских пастырей. В результате, 
  многие известные столичные священники, клирики и миряне разных мест России последовали 
  в тюрьмы за то, что защищали Церковь Христову. 
               Репрессии 
  в эти годы были направлены против сторонников церковной линии Святейшего Патриарха 
  Московского и всея России Тихона. Они не вступили на путь обновленчества и сотрудничества 
  с безбожниками, как это сделало усвоившее новую идеологию преимущественно столичное 
  и либеральное духовенство. Исповедник святитель Тихон, находясь в заключении 
  и под негласным арестом, продолжал управлять Русской Церковью. На близких ему 
  по духу архипастырей и пастырей обрушилось открытое гонение, но большая часть 
  церковного русского народа оставалась преданной своему Первосвятителю, явив 
  подвиг исповедничества. 
               В западно-русских 
  землях, отошедших в 1920-х годах новым государственным образованиям (Финляндии, 
  Прибалтике, Поль-ше, Бессарабии), созданным с одобрения большевиков и признанным 
  международными правительствами, верные чада Православной Церкви подверглись 
  также немалым испытаниям. Конфисковывались церковные строения, земли, святыни. 
               Обители 
  и приходы закрывали и обращали в униатские и римо-католические - в Польше, лютеранские 
  - в Финляндии. Чинилась расправа над клириками и мирянами, отказавшимися от 
  календарной, богослужебной и языковой реформ. В этой связи особо нужно подчеркнуть 
  исповеднический подвиг иноков Валаамского и других монастырей Западного края. 
  Многие вынуждены были уйти в русскую эмиграцию за пределы России и названных 
  стран, сохранять православную традицию среди сущих в рассеянии. Там впервые 
  были обдуманы и выкристаллизованы идеи исповеднического подвига и призвания 
  Русской Церкви в XX веке. 
               В России 
  во второй половине 1920-х годов развернулся новый этап борьбы с Церковью. Политика 
  геноцида русского народа выразилась, прежде всего, в эти годы в уничтожении 
  крестьянства (так называемой коллективизации) и уклада русской жизни. Шло планомерное 
  разрушение безбожниками церквей в городах и весях, храмы под надуманными предлогами 
  сносились, в иных размещались склады, магазины, клубы, конюшни и т. п. Духовенство 
  и миллионы крестьян вместе со своими семьями высылались на север, в Казахстан, 
  Сибирь. 
               Против 
  них и работала государственная смертоносная машина. В конце 1920-х - начале 
  1930-х годов прошли сфабрикованные церковные процессы против думающего и сплоченного 
  духовенства и паствы. В 1929-1931 годах в северной столице были арестованы и 
  расстреляны сотни людей, в том числе известные в Петербурге протоиереи Сергий 
  Тихомиров и Николай Прозоров, Михаил Чельцов и Михаил Николаевский (†1930), 
  русский духовный писатель Евгений Николаевич Погожев (Поселянин) (†1930). 
               В начале 
  1932 года советским государством была объявлена “пятилетка безбожия”, отличившаяся 
  настоящим вандализмом. 5/18 февраля 1932 года в Ленинграде и его округе “святой 
  ночью” - названною так в народе, были схвачены и заключены в тюрьмы все монашествующие. 
  Окончательно были закрыты все действовавшие еще к тому времени православные 
  общины и монастыри, многие из которых обращались в психиатрические больницы, 
  трудовые колонии и другие учреждения. Сеть лагерей покрыла всю страну. Насельники 
  и насельницы монастырей до единого были высланы в отдаленные районы страны. 
  Та же участь постигла монашествующих и наиболее ревностное духовенство в остальной 
  России. Но и в заключении и на свободе преданные Истине молились, воспитывали 
  в вере детей. 
               Повсеместное 
  закрытие храмов, тотальные репрессии по отношению к оставшемуся духовенству 
  продолжились в 1932-1937 годы. Особо свирепым террором отличались 1937-1938 
  годы. Ссылки и расстрелы, духовное и физическое истребление поставили Церковь 
  на грань уничтожения. Никакая политика лояльности не остановила адскую силу 
  маховика. В 1937 году были расстреляны сестра и келейник заместителя патриаршего 
  местоблюстителя. Осенью 1937 года 27 сентя6ря/10 октября в Челябинской тюрьме 
  был расстрелян таинственный узник и “железная маска” большевиков - патриарший 
  местоблюститель митрополит Петр Крутицкий.  
               Советская 
  власть вела мстительную борьбу и с наиболее организованной и имеющей волю к 
  духовному и физическому сопротивлению частью русской эмиграции. В 1930-1940-х 
  годах коммунистами были совершены террористические акции в Европе и Азии: трагедия 
  Трехречья - уничтожение православного казачьего населения в Манчжурии; похищение 
  белых генералов А. П. Кутепова и Е. К. Миллера в Париже (1936 и 1937); охота 
  за епископом Феофаном Полтавским (†6/19 февраля 1940 года), выдача союзниками 
  9 мая 1945 года в Лиенце (Австрия) “освободителям” на расправу белых генералов 
  и 15 тысяч русских беженцев и казаков. 
               В начале 
  второй мировой войны (1939) политика безбожия велась во вновь присоединенных 
  землях Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии, Прибалтики и части Финляндии. 
   
  В 1941 году в оккупированном северо-западном крае России православной Псковской 
  миссией, миссиями на Украине и в Белоруссии были открыты тысячи поруганных храмов. 
   
               Лишь 
  в середине войны произошел перелом в государственном церковном режиме. Часть 
  духовенства была выпущена из лагерей, стали действовать храмы и на советской 
  территории. Однако когда критический момент миновал, несмотря на, казалось бы, 
  некоторые послабления и лояльность по отношению к верующим в годы войны, – власть, 
  сохранив управление Церковью, в период с 1944 по 1950 годы арестовывала тех, 
  кто в военное время служил Богу. Благодаря исповедникам и новомученикам из числа 
  этих мужественных и бесстрашных пастырей мы наследовали сохранившиеся храмы. 
               Утверждение 
  коммунистических просоветских режимов в Восточной Европе и на Дальнем Востоке 
  связано с преследованиями за веру и подвигом славного исповедничества Христа 
  в этих землях. 
  Новая волна беженцев, влившихся в русское рассеяние, укрепило эмиграцию в Европе, 
  а также в Северной и Южной Америке,              
  Азии, Австралии, Африке. Свет Православия был донесен переселенцами до дальних 
  народов. 
               В 1960-е 
  годы, в период “хрущевской оттепели”, в России беспощадное наступление на Церковь 
  Христову продолжилось: оставшиеся храмы сносились, велась слежка за верующими, 
  доносы поощрялись, все это было, по сути, то же самое изощренное и неуклонное 
  преследование. Ссылки, заключение в больницы и психиатрические лечебницы, бдительный 
  надзор не погасили духа в остававшихся монастырях и приходах, простом народе 
  и обратившейся к вере интеллигенции. 
               С конца 
  1980-х годов наметилось духовное оживление в России, ознаменовавшееся после 
  1000-летия Крещения Руси осмыслением совершенных злодеяний и преступлений на 
  путях богоборчества. В раскрытой истории Русской Церкви XX века навечно запечатлен 
  подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников, который 
  учит строгой вере и служит для нас спасительным уроком. 
               Святии 
  мученицы и исповедницы, молите Бога о нас!  
        | 
      |