|
25 ЯНВАРЯ - ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ, АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО.
Святитель
Савва – один из самых почитаемых святых у наших православных братьев сербов,
первый сербский архиепископ. Сын правителя Сербии Стефана Немани, в миру носивший
имя Растко, он мог претендовать на наследование части владений отца. Однако
выбрал иной путь и в семнадцать лет убежал из родительского дома на Афон, где
принял монашество в русском монастыре святого Пантелеимона.
Спустя
некоторое время святой Савва возвращается на Родину. Проповедь, просвещение
своего народа, долгие путешествия, создание автокефальной Сербской Православной
Церкви, а также литературные труды (святитель Савва – первый сербский литератор,
автор первого в Сербии Жития и других трудов) ставят его в один ряд с такими
святыми просветителями как равноапостольные Кирилл и Мефодий, равноапостольный
князь Владимир. Создание самостоятельной Церкви в Сербии способствовало, помимо
всего прочего, отпору католической агрессии, усилившейся в начале XIII века,
и борьбе с различными ересями.
В 1198
г. святитель вместе со своим отцом, который двумя годами раньше также принял
монашество с именем Симеон, основали первый на Афоне сербский монастырь Хиландар,
существующий и поныне. Кроме этого, святой Савва основал еще несколько сербских
монастырей в Палестине.
Даже
после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому
турки устроили в 1594 г. близ Белграда сожжение его мощей. В настоящее время
на этом месте в Сербии стоит крупнейший православный храм во имя святителя Саввы
Сербского.
Как
мы видим из жития святителя Саввы он, будучи еще совсем юным, оставляет богатство
и роскошь и удаляется от мира, чтобы служить одному Христу. Пример нестяжательности
святителя побуждает нас задуматься о необыкновенно распространенной в наше время
страсти сребролюбия.
Сколько
ни учит нас ежедневный опыт того, что не в деньгах счастье, что сквозь них очень
часто льются слезы и что золото ослепляет человека до безумия, тем не менее,
стремление к приобретению денег для многих составляет существенную цель жизни.
Страсть сребролюбия из всех страстей человеческих – самая упорная и менее всего
поддается даже влиянию возраста. Многие страсти с годами утихают, какие-то вовсе
прекращаются, но только не сребролюбие, не слабеющее до гробовой доски.
Поразительный
пример пагубного действия этой страсти представляется нам в лице Иуды-предателя.
Он каждый день находился при Спасителе, не имевшем и где главы преклонить, и
мог бы научиться от Него нестяжательности, или хотя бы предохранить себя от
сребролюбия. Но он погиб от этой страсти и даже в последние минуты прощания
Христа со Своими учениками, когда святые апостолы на Тайной Вечери просвещались
и наслаждались благодатным общением с Господом, Иуда, страдая сребролюбием,
хранил в сердце измену своему Благодетелю. И не устрашился предать Его за тридцать
сребреников. Вот какую силу имеет страсть сребролюбия, если возобладает она
над человеком!
Весьма
поучительный пример того, что сребролюбие губит христианские подвиги и что для
благоугождения Богу необходимо искоренять в себе эту страсть, находим мы в житии
святого Андрея, Христа ради юродивого.
Однажды
он, придя на торг, увидел там инока, жизнь которого все хвалили. И, в самом
деле, он подвизался как подобает монаху, но в то же время был одержим страстью
сребролюбия. Многие из горожан передавали ему большие суммы, чтобы он раздавал
их нищим. Но инок ничего не раздавал, а все оставлял себе и, видя умножающиеся
богатства, радовался. Блаженный Андрей своими прозорливыми очами увидел, что
вокруг шеи этого инока обвился змей, а над ним в воздухе – надпись темными буквами:
“Змий сребролюбивый – корень всякого беззакония”. Оглянувшись, блаженный увидел
двух спорящих юношей: один был черный с темными глазами, а другой – белый, как
свет небесный. Бес говорил: “Мой инок, он исполняет мою волю; ибо немилостив
и сребролюбив; и как идолослужитель работает мне”, ангел же отвечал: “Нет, он
мой, потому что постится и молится, смирен и кроток”.
Вдруг
с неба раздался голос к ангелу: “Нет тебе части в этом чернеце, оставь его;
ибо он работает мамоне, а не Богу”. Тотчас ангел отошел от инока, а темный дух
получил над ним власть. Увидев это все, святой Андрей взял сребролюбивого инока
за руку и стал наставлять его. И открылись духовные очи монаха, и увидел он
дьявола, со страшной пастью, готового пожрать его. Затрепетал он от ужаса, раскаялся,
раздал все свое золото нищим и стал еще более утверждаться в добродетелях.
Пагубен
для души блеск золота, от него душа помрачается и погибает. Будем же избегать
сребролюбия, ведь оно, по слову апостола “корень всех зол… которому предавшись,
некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1 Тим. 6,10).
|
|