25 ЯНВАРЯ - ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ, АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО.

            Святитель Савва – один из самых почитаемых святых у наших православных братьев сербов, первый сербский архиепископ. Сын правителя Сербии Стефана Немани, в миру носивший имя Растко, он мог претендовать на наследование части владений отца. Однако выбрал иной путь и в семнадцать лет убежал из родительского дома на Афон, где принял монашество в русском монастыре святого Пантелеимона.
            Спустя некоторое время святой Савва возвращается на Родину. Проповедь, просвещение своего народа, долгие путешествия, создание автокефальной Сербской Православной Церкви, а также литературные труды (святитель Савва – первый сербский литератор, автор первого в Сербии Жития и других трудов) ставят его в один ряд с такими святыми просветителями как равноапостольные Кирилл и Мефодий, равноапостольный князь Владимир. Создание самостоятельной Церкви в Сербии способствовало, помимо всего прочего, отпору католической агрессии, усилившейся в начале XIII века, и борьбе с различными ересями.
            В 1198 г. святитель вместе со своим отцом, который двумя годами раньше также принял монашество с именем Симеон, основали первый на Афоне сербский монастырь Хиландар, существующий и поныне. Кроме этого, святой Савва основал еще несколько сербских монастырей в Палестине.
            Даже после своей кончины святитель был страшен и ненавистен врагам Православия. Поэтому турки устроили в 1594 г. близ Белграда сожжение его мощей. В настоящее время на этом месте в Сербии стоит крупнейший православный храм во имя святителя Саввы Сербского.
            Как мы видим из жития святителя Саввы он, будучи еще совсем юным, оставляет богатство и роскошь и удаляется от мира, чтобы служить одному Христу. Пример нестяжательности святителя побуждает нас задуматься о необыкновенно распространенной в наше время страсти сребролюбия.
            Сколько ни учит нас ежедневный опыт того, что не в деньгах счастье, что сквозь них очень часто льются слезы и что золото ослепляет человека до безумия, тем не менее, стремление к приобретению денег для многих составляет существенную цель жизни. Страсть сребролюбия из всех страстей человеческих – самая упорная и менее всего поддается даже влиянию возраста. Многие страсти с годами утихают, какие-то вовсе прекращаются, но только не сребролюбие, не слабеющее до гробовой доски.
            Поразительный пример пагубного действия этой страсти представляется нам в лице Иуды-предателя. Он каждый день находился при Спасителе, не имевшем и где главы преклонить, и мог бы научиться от Него нестяжательности, или хотя бы предохранить себя от сребролюбия. Но он погиб от этой страсти и даже в последние минуты прощания Христа со Своими учениками, когда святые апостолы на Тайной Вечери просвещались и наслаждались благодатным общением с Господом, Иуда, страдая сребролюбием, хранил в сердце измену своему Благодетелю. И не устрашился предать Его за тридцать сребреников. Вот какую силу имеет страсть сребролюбия, если возобладает она над человеком!
            Весьма поучительный пример того, что сребролюбие губит христианские подвиги и что для благоугождения Богу необходимо искоренять в себе эту страсть, находим мы в житии святого Андрея, Христа ради юродивого.
            Однажды он, придя на торг, увидел там инока, жизнь которого все хвалили. И, в самом деле, он подвизался как подобает монаху, но в то же время был одержим страстью сребролюбия. Многие из горожан передавали ему большие суммы, чтобы он раздавал их нищим. Но инок ничего не раздавал, а все оставлял себе и, видя умножающиеся богатства, радовался. Блаженный Андрей своими прозорливыми очами увидел, что вокруг шеи этого инока обвился змей, а над ним в воздухе – надпись темными буквами: “Змий сребролюбивый – корень всякого беззакония”. Оглянувшись, блаженный увидел двух спорящих юношей: один был черный с темными глазами, а другой – белый, как свет небесный. Бес говорил: “Мой инок, он исполняет мою волю; ибо немилостив и сребролюбив; и как идолослужитель работает мне”, ангел же отвечал: “Нет, он мой, потому что постится и молится, смирен и кроток”.
            Вдруг с неба раздался голос к ангелу: “Нет тебе части в этом чернеце, оставь его; ибо он работает мамоне, а не Богу”. Тотчас ангел отошел от инока, а темный дух получил над ним власть. Увидев это все, святой Андрей взял сребролюбивого инока за руку и стал наставлять его. И открылись духовные очи монаха, и увидел он дьявола, со страшной пастью, готового пожрать его. Затрепетал он от ужаса, раскаялся, раздал все свое золото нищим и стал еще более утверждаться в добродетелях.
            Пагубен для души блеск золота, от него душа помрачается и погибает. Будем же избегать сребролюбия, ведь оно, по слову апостола “корень всех зол… которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1 Тим. 6,10).

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.