|
19 ЯНВАРЯ - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА
НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Сегодня
Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа святым
Иоанном Предтечей.
Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Девы
Марии, праведного Иосифа Обручника и некоторых близких лиц, не был посвящен
в Его тайну. Вдали от суеты Он “возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости”
(Лк. 2, 40). В это же самое время подвизался в пустыне святой Иоанн Креститель.
И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия.
Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорил ему: “Покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2). И вот, однажды, когда он крестил
народ, увидел, что идет к нему креститься Сам Господь. Святой Иоанн пытается
удержать Его, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко
мне?”. Но Господь ответил: “Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую
правду”. Предтеча совершил Крещение и, когда Спаситель выходил из воды, разверзлось
небо и все услышали глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое
благоволение” (Мф. 3,17).
Этот
Божий глас с неба был не только к святому Иоанну или тем, кто находился в тот
момент на Иордане, а был словом ко всему человечеству. Им открывалась тайна
Божества Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство, и более сильного свидетельства
нельзя было ожидать на земле.
Исполнилось
то, что предсказывали пророки, что прообразовывали ветхозаветные события, что
ожидалось не одно тысячелетие. Явился на земле Сам Бог. И как явился? На Иордане,
где совершалось крещение покаяния. Ему не в чем было каяться, потому что Он
не имел греха, не сделал никакой неправды. Но Он принимает крещение, уча нас
не гордиться, не превозноситься своими добродетелями, но больше видеть свое
недостоинство.
А
мы, всегда ли так поступаем? Грехов своих не видим или не хотим видеть. Если
же кто из ближних осмелится указать нам на них, то, вместо того, чтобы поблагодарить
и исправиться, сердимся и, таким образом, к прежнему греху прибавляем еще новый.
А если сделаем что-то доброе, то не прочь этим и похвастаться, а кто-то и потребовать
почета, потому что он “не таков, как прочие люди” (Лк. 18,11). Этим он обнаруживает
свою гордость, но гордец не может быть служителем Христовым. “Бог гордым противится,
а смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6).
Если
Сам Господь наш Иисус Христос – воплощенная Чистота и Святость – начал Свое
великое служение с такого смиренного поступка, то и нам, прежде всего нужно
стяжать смирение и поступать со смирением. “О, люди! – как бы говорит нам сегодня
Господь, - не превозноситесь один над другим, не заявляйте о своем превосходстве.
Смотрите, Я, Сын Божий, не только не гнушаюсь общения с вами, но готов быть
признан за подобного вам искателя очищения! Идите же за мной, научитесь от Меня,
ибо кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11, 29).
Богоявлением
нынешний праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое
явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал
о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде
голубя сошел на Сына, подтверждая, таким образом, слово Отца, то есть свидетельствуя
о Христе, что Он не пророк и не ангел, но Единородный Сын Божий.
По
объяснению преподобного Иоанна Дамаскина, погружением в водную стихию Господь
освятил естество воды и устроил для нас купель святого крещения. По церковному
преданию, Предтеча каждого крестившегося человека погружал в воду до шеи и держал
так, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не
был задержан в воде и вышел их нее тотчас (Мф. 3,16). Святитель Кирилл, архиепископ
Иерусалимский пишет, что “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа,
так и теперь Дух святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там - ветвь
масличная, здесь - милость Бога нашего”.
С
древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления назывался
также днем просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение,
и явился просветить “сидящих во тьме и сени смертной” (Мф. 4, 16), спасти падший
род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10).
Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в сам день праздника,
был обычай крестить оглашенных. В это время в храмах и на водоемах совершается
великое освящение воды. На Руси издревле было принято в праздник Богоявления
совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. Богоявленская
или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и
тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в болезни.
|
|