19 ЯНВАРЯ - СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

            Сегодня Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа святым Иоанном Предтечей.
            Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и некоторых близких лиц, не был посвящен в Его тайну. Вдали от суеты Он “возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости” (Лк. 2, 40). В это же самое время подвизался в пустыне святой Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорил ему: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2). И вот, однажды, когда он крестил народ, увидел, что идет к нему креститься Сам Господь. Святой Иоанн пытается удержать Его, говоря: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Господь ответил: “Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”. Предтеча совершил Крещение и, когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо и все услышали глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3,17).
            Этот Божий глас с неба был не только к святому Иоанну или тем, кто находился в тот момент на Иордане, а был словом ко всему человечеству. Им открывалась тайна Божества Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство, и более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле.
            Исполнилось то, что предсказывали пророки, что прообразовывали ветхозаветные события, что ожидалось не одно тысячелетие. Явился на земле Сам Бог. И как явился? На Иордане, где совершалось крещение покаяния. Ему не в чем было каяться, потому что Он не имел греха, не сделал никакой неправды. Но Он принимает крещение, уча нас не гордиться, не превозноситься своими добродетелями, но больше видеть свое недостоинство.
            А мы, всегда ли так поступаем? Грехов своих не видим или не хотим видеть. Если же кто из ближних осмелится указать нам на них, то, вместо того, чтобы поблагодарить и исправиться, сердимся и, таким образом, к прежнему греху прибавляем еще новый. А если сделаем что-то доброе, то не прочь этим и похвастаться, а кто-то и потребовать почета, потому что он “не таков, как прочие люди” (Лк. 18,11). Этим он обнаруживает свою гордость, но гордец не может быть служителем Христовым. “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак. 4, 6).
            Если Сам Господь наш Иисус Христос – воплощенная Чистота и Святость – начал Свое великое служение с такого смиренного поступка, то и нам, прежде всего нужно стяжать смирение и поступать со смирением. “О, люди! – как бы говорит нам сегодня Господь, - не превозноситесь один над другим, не заявляйте о своем превосходстве. Смотрите, Я, Сын Божий, не только не гнушаюсь общения с вами, но готов быть признан за подобного вам искателя очищения! Идите же за мной, научитесь от Меня, ибо кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим” (Мф. 11, 29).
            Богоявлением нынешний праздник называется потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех Трех Лиц Божества: Бог Отец из отверстых Небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына, подтверждая, таким образом, слово Отца, то есть свидетельствуя о Христе, что Он не пророк и не ангел, но Единородный Сын Божий.
            По объяснению преподобного Иоанна Дамаскина, погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и устроил для нас купель святого крещения. По церковному преданию, Предтеча каждого крестившегося человека погружал в воду до шеи и держал так, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и вышел их нее тотчас (Мф. 3,16). Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский пишет, что “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, так и теперь Дух святый возвещает разрешение грехов в виде голубя: там - ветвь масличная, здесь - милость Бога нашего”.
            С древних времен в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления назывался также днем просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение, и явился просветить “сидящих во тьме и сени смертной” (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим. 1, 9-10). Поэтому в древней Церкви в навечерие Богоявления, как и в сам день праздника, был обычай крестить оглашенных. В это время в храмах и на водоемах совершается великое освящение воды. На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водные источники. Богоявленская или крещенская вода (агиасма) считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в болезни.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.