|
КУЛЬТУРА НАЧИНАЛАСЬ С ПРАВОСЛАВИЯ.
Первое,
что бросается в глаза, едва переступаешь порог Центра культуры “Молодежный”,
что на Высоцкого, 22, - красочное объявление о еженедельных встречах с православным
священником. И сразу же – легкое дыхание, полное доверие коллективу, потому
что, как известно, с порога многое начинается.
Вместе
с директором Центра Валентиной Николаевной Паркулаб мы подыскиваем более подходящее
слово взамен “коллектива”. Ведь и сотрудники, и члены клубов, и просто друзья
Центра живут и творят здесь одной семьей. Все они – люди православного вероисповедания.
Да
и слово “директор” как-то не выговаривается. Скорее, гостеприимная хозяйка,
не зря ведь Валентина Николаевна, по ее признанию, за все время работы так и
не обжила свой директорский кабинет. Медсестра по образованию, она начинала
с создания ансамбля народной песни “Горенка” в Доме культуры и сама же искренне
не понимала, за что ей платить? Так и проработала шесть лет бесплатно.
В каждом
человеке существует глубокая память, которая когда-то востребуется, - размышляет
Валентина Николаевна. – Во мне жила ностальгия по природе, по деревенскому детству.
Особенно это стало ощущаться после рождения детей. Ведь колыбельная – она откуда?
А может, я когда-то проснулась с этой идеей… Образ будущего фольклорного клуба
пришел ко мне в воображении, таким я его и создала. Вот уже 7 лет, как я руковожу
клубом “Перезвон” и являюсь директором Центра культуры. Недавно защитила диплом
социального работника. Все произошло как-то само собой, по воле Божией…
Началось
все с народной песни, а для того, чтобы выступать, были необходимы костюмы.
Но костюмы – стилизованные, а песня – настоящая, значит и сарафаны надо было
искать настоящие. Чтобы учиться изготовлять подобные – вышивать, украшать, ткать
пояса, нужно было осваивать все на высоком профессиональном уровне. Тогда и
пришло понимание: ансамбль перерос себя, пора расширяться, открывать двери,
куда могут войти все желающие.
…Светлый
просторный зал, который работники Центра именуют мини-музеем. На большом столе
– белая, вязаная крючком, скатерть, самовар. Чуть поодаль – настоящая прялка,
в глубине – люлька, на лавках – деревянные ведра, по стенам – вышитые рушники,
- чудеса терпения, умения и любви. Окна украшены простыми ситцевыми занавесками.
И конечно же – есть красный угол с иконами, как заведено было в любом жилище
на святой Руси. Все экспонаты подарены добрыми людьми: недавно принесли чугунный
утюг, в прошлом году подарили старинный ткацкий станок. Из Кушвинского района
привезли редкую гармонь. Столетняя жительница Баранчей отдала саквояж, которому
тоже век. Есть вещи и постарше – например, стол конца XVIII века.
Здание
Центра освящено, и все вместе создает неповторимую атмосферу жизни наших предков,
уюта, прочности и покоя.
– Для детей очень важно знать, что было до них, - поясняет В. Паркулаб. – Из
чего пили чай, как гладили ткань… Опыт свой перенимаем у пожилых людей. Ездим
к ним в экспедиции, и сами они приходят к нам, учат тому, что умели их родители.
Ведь культура начиналась с Православия. Чтобы освоить вышивку, специально ездили
на западную Украину, в Ивано-Франковск. Хотели узнать, жива ли традиция славянской
вышивки, славянской писанки, носят ли там народные костюмы. Результат превзошел
все ожидания: православные украинцы всюду принимали нас с любовью, с искренностью,
дарили подарки. Перед Пасхой в городе не видно было ни одной рекламы, только
поздравления со светлым праздником! Все продавцы – в национальных костюмах,
на рынках – расписанные яйца, куличи, фигурки из теста. Жаль, что ныне подзабыли,
что пошло все не с Москвы, а с Киевской Руси…
Православный
фольклорный клуб “Перезвон” живет по церковному календарю. Каждый праздник прежде
всего требует изучения: как одевались? Что пели? Что подавалось на стол? К главному
празднику – Рождеству – и дети и взрослые начинают готовиться еще с октября.
Все подарки изготовляют своими руками. Это чаще всего народные игрушки – ангелочки,
куклы, необычные для теперешней жизни. Угощения – не покупные, а приготовленные
по традиционному рецепту рождественские пряники. К весне женщины плетут венки
из бересты, к Пасхе – расписывают яйца, в пост идет сбор вещей для детских домов,
тюрем. На покровской неделе рубят капусту, заготавливают целую бочку для гостей,
устраивают веселую ярмарку. По воскресеньям на “вечорки” съезжаются сюда и жители
дальних районов.
Как-то
незаметно выделился клуб пожилых людей “У самовара”. Для них разработана специальная
программа. Например, провели вечер “Песни нашего детства”. Бабушки вспомнили
кадрили! Бабушки заплясали!
А просмотр
кинофильмов прошлых лет! Ведь это их молодость, они в нее окунаются, хоть на
время. Для усталых людей из бетонных “коробок” такое общение – бесценный жизненный
тонус.
Многие
приходят в Центр семьями. Ребятишки начинают посещать его рано – с полутора
лет. С самыми маленькими занимаются замечательные терпеливые педагоги: Г. Речитская,
л. Богданова, А. Фесенко, - люди, что называется, от Бога. Лепят, занимаются
музыкой. Может показаться удивительным, но никто в клубе “Перезвон” за время
его десятилетнего существования не развелся, женщины, как утверждают сотрудники,
смиренные, любят своих мужей, дети всегда чувствуют себя как дома: им тут дают
и поиграть, и порезвиться, и спеть. Нет никакой тяги к порокам.
Я пришла
к выводу, что так действует здоровая народная культура, – говорит В. Паркулаб.
– Через нее и приходят к храму. Фольклор – вообще особая дорога. Посмотрите:
первый директор Дома фольклора Екатеринбурга Владимир Теплов стал священником.
Другой директор этого же Дома – Олег Востриков тоже стал батюшкой. Когда он
уехал служить в Алатырь, я долго ощущала пустоту… отец Евгений Пестерев – тоже
фольклорист. Новые люди, которые приходят к нам, вскоре воцерковляются. Православные
беседы, которые каждую неделю проводит священник Олег Вохмянин, собирают много
жителей района. Все мы мечтаем, собираем подписи, молимся, чтоб Господь послал
нам свой храм.
А пока
что жители микрорайона ЖБИ молятся в других храмах города и в свободное время
встречаются здесь, в добром теплом доме, где учат древнему мастерству рукоделия
и принимают в песенный ансамбль даже тех, у кого, казалось бы, нет слуха. Ведь
все дело в том, что творчеству нужна свобода, а на воле – всякая птица поет.
Людмила КОСОВСКАЯ
|
|