|
ОСВЕТИТЬ РОДИНУ СВЕТОМ КРЕСТОВ.
«Царей
державо, праведных крепость» – так называется иллюстрированное издание, вместившее
под своей обложкой обширный материал из истории Верхотурского Николаевского
мужского монастыря. Книга вышла в свет в Нижнем Новгороде, где ныне служит наместником
Вознесенского Печерского монастыря игумен Тихон (Затекин), во многом благодаря
трудам которого и появилось на свет это документальное повествование. Издание
посвящено грядущему 100-летнему юбилею со дня закладки Крестовоздвиженского
собора и сопровождено напутственным словом архиепископа Викентия.
-
Наше сотрудничество с игуменом Тихоном (Затекиным) началось в 1997 году с работы
над рукописью книги о четырехсотлетней истории города Верхотурья – “Столетия
Верхотурья”, - рассказывает другой автор книги – член Союза журналистов РФ,
председатель правления детско-молодежной общественной организации “Союз юнкоров
Свердловской области” Юрий Васильевич Шинкаренко. – И хотя эта книга еще не
вышла, она послужила отправной точкой для нашего дальнейшего творчества. Я с
удовольствием работал с отцом Тихоном. Основной материал был собран им.
Отец
Тихон когда-то приехал в Верхотурский монастырь на разруху и сделал все, чтобы
вернуть монастырю былую славу и святость. Сам я очень люблю Верхотурье, у меня
особые, трепетные отношения с этим городом. Он прекрасен в любое время года,
у него есть свой цвет и свет… Работа над книгой о Верхотурском Крестовоздвиженском
соборе заняла у нас с игуменом Тихоном около года. Считаю, что наше совместное
творчество оказалось плодотворным. Результат – в ваших руках.
“Крест
– царей державо, крест – праведных крепость” – эти слова увековечены на фасаде
Крестовоздвиженского храма, и, как считают авторы, как раз и выражают главную
идею самого собора. Самое ценное, на мой взгляд, в книге то, что она не констатирует
сухо факты из истории храма и не стала простым путеводителем по нему. Это –
документальное и одновременно высокохудожественное повествование, где сплетены
наше прошлое и настоящее, показаны сложные судьбы, осмысливаются причины, которые
привели к возведению храма, к возрождению Верхотурья.
“Апостасия!”
– с этого слова, как с грозного предупреждения, начинается книга. Диагноз тому,
что произошло с Россией к концу XIX – началу XX века, поставил святой праведный
Иоанн Кронштадтский.
Апостасия
– отступление от веры.
«Господь
вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры. …Перестаньте
безумствовать! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России», –
останавливал своих сограждан святой старец. От этого времени «духовного мародерства»,
когда шкодливые мальчики, юные святотатцы, свертывали в стенах монастыря самокрутки
из страниц «Жития преподобного Симеона Чудотворца Верхотурского», от злодеяний
упоенных властью революционеров до дней светлого возрождения храма ведут свой
рассказ авторы книги.
«Торжествовать
в небе России могло лишь что-то одно. И в Верхотурье делали все возможное, чтобы
нахмурившиеся небеса безвременья над любимой Родиной поскорее осветить светом
крестов».
Апогей
глумления над всем, что было дорого России, – расстрел Царской Семьи, мученическая
смерть княгини Елизаветы, осквернение мощей праведного Симеона и другое – показан
в главе «Тщета апостасии». Само название главы говорит о том, что в глазах авторов
все это – не победа зла, не безнадежная черная туча, закрывшая небосвод, а агония
самой апостасии, за которой – блеск куполов и свечение крестов. «Дальнейшая
судьба храма уже написана на Небесах, - утверждают авторы, - и главное в этой
судьбе не поменяется с ходом времени: Крестовоздвиженский собор оставался и
будет оставаться державой царям и крепостью – праведным».
Другой
сквозной нитью через книгу проходит судьба отца Ксенофонта, архимандрита Верхотурского
монастыря. Экскурс в прошлое показывает нам, как в начале века три настоятеля
– отец Иов, отец Арефа и отец Евгений приложили все силы души, чтобы восстал
новый храм в Верхотурье, но не увидели образ этого храма в сердце своем. “И
лишь отца Ксенофонта выделили Небеса, Провидение”. До самой смерти своей присутствует
этот удивительный человек на страницах книги. Его преемником в наше время и
стал новопосвященный иеромонах Тихон, тоже сумевший прозреть среди запустения
будущие колокола и кресты. О том, как рос Храм, рассказывается в отдельном очерке
“Радостные тяготы возрождения”. Книга снабжена документами, приведено много
точных данных.
“Жертвенник
в Симеоновском приделе также был деревянным, высотою 1 арш., 7 вершков, длиной
1,5 аршина и шириной – 11/4 арш. На нем, как и на престоле, возлежала медная
вызолоченная одежда с басменными стенками и вставками из зеркального стекла.
На стенах этого футляра также были помещены изображения: с лицевой стороны –
Вознесения Господня, с правой – Рождества Христова и с оборотной – четырехконечного
креста среди чеканных лоз (глава “Сему храму благоукрашену бысть…”). Кроме подробных
описаний на страницах мелькают найденные в архивах указы, доклады, тексты телеграмм,
акты, ставшие теперь достоянием читателей. Названо множество имен – от рабочих,
“руки которых помнит храмовый камень”, до августейших особ. И конечно же замечателен
щедро представленный иллюстративный материал. Многие фотографии уникальны. Это
прежде всего снимки, запечатлевшие Г. Распутина. Иллюстрации возвращают нам
лица давно ушедших из жизни людей, отражают события прошлого и нынешнего столетий,
заставляют подолгу любоваться великолепием собора.
Всего не перечислить. Лучше взять в руки эту красивую книгу, изданную в альбомном
формате, и на некоторое время остаться с ней наедине.
Книга
“Царей державо, праведных крепость” продается в Крестовоздвиженском соборе города
Верхотурья и ждет своего читателя.
Людмила Косовская
|
|