|   | 
     
      14 
        АВГУСТА - НАЧАЛО УСПЕНСКОГО ПОСТА, ПРАЗДНИК ИЗНЕСЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО 
        КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ 
        И ВОСПОМИНАНИЕ ДНЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ. 
         
      
             
  Екатеринбург, 14 августа, "Православная газета". Сегодня 
  начался Успенский пост, который продлится 
  до 28 августа - Успения Пресвятой Богородицы. И хотя пост этот не продолжительный, 
  по строгости он равен Великому. Но, чтобы поддержать духовные силы верующих 
  людей, Святая Церковь установила в течение поста три праздника, как бы обрамляющие 
  его - Всемилостивому Спасу, 14 августа, (он называется в народе "медовый 
  Спас"), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,19 августа, 
  (так называемый "яблочный Спас") и перенесение из Едессы в Константинополь 
  Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, 29 августа, ("третий Спас") 
               
  Сегодня, 14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение 
  (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен 
  в IX веке в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. 
  Существовал обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, 
  хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. 
  Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 14 августа, две недели эта 
  святыня носилась по городу, при этом служили молебны "для освящения мест 
  и отвращения болезней".  
               
  В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении 
  Руси 1(14) августа 988 года. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста 
  и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину в этот день совершается 
  и малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда 
  (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", 
  "Спас на воде", "Мокрый Спас").  
               
  Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот 
  же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы 
  и Честного Креста во время сражений святого 
  благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. 
  В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших 
  угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, 
  князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева 
  и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении 
  несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый 
  князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: 
  "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену 
  и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины 
  и, приложившись к образу, пошли против врага.  
               
  Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим 
  императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством 
  чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от 
  бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали 
  полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. 
  В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора 
  Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был 
  установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. 
     | 
      |