|
СОТВОРЕНИЕ
КРАСОТЫ
Звонарь-колоколист Владимир Марьянович Петровский, действительный член
Ассоциации колокольного искусства в России, прибыл на фестиваль православной
культуры из Архангельска. Первые его концерты – уставные звоны – звучали
на колокольнях Санкт-Петербурга десять лет назад. С тех пор мастер-звонарь
объехал почти всю страну…
- Вы приехали в Екатеринбург по приглашению?
- Да, меня пригласил отдел культуры Екатеринбургской епархии. Я приехал
специально, чтобы позвонить на колокольнях вашего города во время проведения
фестиваля. Поддерживаю все, что связано с Православием. Огромное спасибо
Н. Пяткову, который предоставил колокола, - у меня очень добрые отношения
с этим человеком.
Вообще, по милости Господней все устраивается. Я очень хотел благословиться
у архиепископа Викентия, но было мало надежды встретиться, слишком он
занят. И все же наша встреча произошла – на Ганиной яме. Там я и получил
благословение Владыки.
- Многие люди, побывав на Ганиной яме, особенно впервые, испытывают особое
состояние…
- Спаси Господи, это великое счастье, что я побывал на этом святом
месте. Прошел раза три возле шахты, было неповторимое чувство, что все
это со мной, во мне…
- Когда и как у вас появился интерес к звонарному искусству?
- Я, наверное, родился как звонарь. Окончил Архангельское музыкальное
училище, затем получил профессию экскурсовода. Работал в музее, где на
специально отведенных 86 гектарах воспроизведены образцы русского деревянного
зодчества. Как раз в то время местный звонарь уехал в Санкт-Петербург,
и у меня, музыканта, появилась возможность подняться на колокольню. Это
замечательно дополняло и обогащало экскурсии. В музей, где я работал,
часто обращались священники. В общении с ними пришло огромное количество
нужной информации. Сейчас у меня есть своя школа, где я и педагог, и архитектор,
и звонарь… У меня есть своя методика, нотные и видеоматериалы, готовлю
также лекции. В России никогда не было централизованной школы звонарей.
Моя школа – передвижная: необходимо делиться с местными звонарями своим
опытом, нести правильность. Я не только восстанавливаю колокольный звон,
но и защищаю его. Приехав в какой-либо город, поселок, настраиваю колокольню
в соответствии с данной местностью, людьми, настоятелем… Ведь колокола
разнолики. Когда-то на разные голоса сорок сороков – то есть 1600 колоколов
– звучала Москва!
- Теперь мы немного знаем о том, как должен звучать колокол, какой быть
колокольне…
- Прежде всего, я сторонник красоты. Считаю, что звонари должны гордиться
колокольней. “Зашел в красоту и сотворил красоту” – вот как все должно
происходить. Колокола необходимо распределять правильно, чтобы они были
полнозвучны. Что касается звона, то он, конечно, не должен звучать невпопад,
не должен быть и таким, чтобы человек, идя в храм, впадал в прелесть и
забывал, куда он идет. Колокол несет гармонию, правильность, отрывая нас
от суеты и грешного мира. Русский звон – это ритм, характер. Это и 7 ударов
благовести, и падающие капельки жизни… Пасхальным малиновым звоном хочу
показать и удаль, и мастерство, и окраску: свобода, праздничная седмица…
В погребальном переборе – состояние скорби, оно вызывает размышления о
том, что жизнь и смерть рядом. Все это - мой взгляд, мое искусство, кто
хочет – перенимает его, но надо, конечно, искать и свое. Благодарю Господа,
что я нашел свою форму.
- Какие края слышали ваш звон?
- От Белоруссии – до Улан-Удэ, от Мурманска – до Краснодара.
- Что больше всего запоминается в поездках?
- Познавать Православие лучше всего в широком общении. Удивительнейшие
люди встречаются! В поселке под Оренбургом батюшка с матушкой усыновили
48 детей, там у них своя гимназия, свои нянечки, педсостав. Разве забываются
такие встречи? А какие откровения происходят… Помнится, в начале 90-х
годов освещали Софию Новгородскую. Я приехал звонить. Солнце, никакой
сырости, влаги, – а радуга встала прямо над храмом. То же самое видел
на Соловках. Соприкосновение с такими явлениями считаю великой благостью.
- На колокольнях каких храмов вам удалось звонить в эти фестивальные дни?
- Я звонил на Свято-Троицком соборе, ездил в храм Рождества Христова
на Уралмаше, поднимался на колокольню Вознесенского храма. Большим счастьем
было дарить свое искусство людям на главной фестивальной площадке. Увожу
самые лучшие впечатления и подарок от Ларисы Селяниной – вот этот шарф.
|
|