СОТВОРЕНИЕ КРАСОТЫ

             Звонарь-колоколист Владимир Марьянович Петровский, действительный член Ассоциации колокольного искусства в России, прибыл на фестиваль православной культуры из Архангельска. Первые его концерты – уставные звоны – звучали на колокольнях Санкт-Петербурга десять лет назад. С тех пор мастер-звонарь объехал почти всю страну…

             - Вы приехали в Екатеринбург по приглашению?
             - Да, меня пригласил отдел культуры Екатеринбургской епархии. Я приехал специально, чтобы позвонить на колокольнях вашего города во время проведения фестиваля. Поддерживаю все, что связано с Православием. Огромное спасибо Н. Пяткову, который предоставил колокола, - у меня очень добрые отношения с этим человеком.
             Вообще, по милости Господней все устраивается. Я очень хотел благословиться у архиепископа Викентия, но было мало надежды встретиться, слишком он занят. И все же наша встреча произошла – на Ганиной яме. Там я и получил благословение Владыки.
             - Многие люди, побывав на Ганиной яме, особенно впервые, испытывают особое состояние…
             - Спаси Господи, это великое счастье, что я побывал на этом святом месте. Прошел раза три возле шахты, было неповторимое чувство, что все это со мной, во мне…
             - Когда и как у вас появился интерес к звонарному искусству?
             - Я, наверное, родился как звонарь. Окончил Архангельское музыкальное училище, затем получил профессию экскурсовода. Работал в музее, где на специально отведенных 86 гектарах воспроизведены образцы русского деревянного зодчества. Как раз в то время местный звонарь уехал в Санкт-Петербург, и у меня, музыканта, появилась возможность подняться на колокольню. Это замечательно дополняло и обогащало экскурсии. В музей, где я работал, часто обращались священники. В общении с ними пришло огромное количество нужной информации. Сейчас у меня есть своя школа, где я и педагог, и архитектор, и звонарь… У меня есть своя методика, нотные и видеоматериалы, готовлю также лекции. В России никогда не было централизованной школы звонарей. Моя школа – передвижная: необходимо делиться с местными звонарями своим опытом, нести правильность. Я не только восстанавливаю колокольный звон, но и защищаю его. Приехав в какой-либо город, поселок, настраиваю колокольню в соответствии с данной местностью, людьми, настоятелем… Ведь колокола разнолики. Когда-то на разные голоса сорок сороков – то есть 1600 колоколов – звучала Москва!
             - Теперь мы немного знаем о том, как должен звучать колокол, какой быть колокольне…
             - Прежде всего, я сторонник красоты. Считаю, что звонари должны гордиться колокольней. “Зашел в красоту и сотворил красоту” – вот как все должно происходить. Колокола необходимо распределять правильно, чтобы они были полнозвучны. Что касается звона, то он, конечно, не должен звучать невпопад, не должен быть и таким, чтобы человек, идя в храм, впадал в прелесть и забывал, куда он идет. Колокол несет гармонию, правильность, отрывая нас от суеты и грешного мира. Русский звон – это ритм, характер. Это и 7 ударов благовести, и падающие капельки жизни… Пасхальным малиновым звоном хочу показать и удаль, и мастерство, и окраску: свобода, праздничная седмица… В погребальном переборе – состояние скорби, оно вызывает размышления о том, что жизнь и смерть рядом. Все это - мой взгляд, мое искусство, кто хочет – перенимает его, но надо, конечно, искать и свое. Благодарю Господа, что я нашел свою форму.
             - Какие края слышали ваш звон?
             - От Белоруссии – до Улан-Удэ, от Мурманска – до Краснодара.
             - Что больше всего запоминается в поездках?
             - Познавать Православие лучше всего в широком общении. Удивительнейшие люди встречаются! В поселке под Оренбургом батюшка с матушкой усыновили 48 детей, там у них своя гимназия, свои нянечки, педсостав. Разве забываются такие встречи? А какие откровения происходят… Помнится, в начале 90-х годов освещали Софию Новгородскую. Я приехал звонить. Солнце, никакой сырости, влаги, – а радуга встала прямо над храмом. То же самое видел на Соловках. Соприкосновение с такими явлениями считаю великой благостью.
             - На колокольнях каких храмов вам удалось звонить в эти фестивальные дни?
             - Я звонил на Свято-Троицком соборе, ездил в храм Рождества Христова на Уралмаше, поднимался на колокольню Вознесенского храма. Большим счастьем было дарить свое искусство людям на главной фестивальной площадке. Увожу самые лучшие впечатления и подарок от Ларисы Селяниной – вот этот шарф.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.