НА ВОПРОСЫ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ-САЙТА
ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
ОТВЕЧАЕТ ИНСПЕКТОР ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

             Оппоненты по беседе о личности Николая II часто оперируют тем, что он устроил в 1905 году «кровавое воскресенье». Что можно ответить по этому вопросу?
С уважением, Борис.

             Канонизация Царской семьи, состоявшаяся на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, была предварена тщательной работой по исследованию разных вопросов и мнений, возникавших в связи с личностью последнего императора. Я просто приведу цитату из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых: «Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов. Одним из наиболее распространенных аргументов против канонизации Императора Николая II являются события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. В исторической справке Комиссии по данному вопросу мы указываем: познакомившись вечером 8 января с содержанием гапоновской петиции, носившей характер революционного ультиматума, не позволявшей вступить в конструктивные переговоры с представителями рабочих, Государь проигнорировал этот документ, незаконный по форме и подрывающий престиж без того колеблемой в условиях войны государственной власти. В течение всего 9 января 1905 года Государь не принял ни одного решения, определившего действия властей в Петербурге по подавлению массовых выступлений рабочих. Приказ войскам об открытии огня отдал не Император, а Командующий Санкт-Петербургским военным округом. Исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках».

             Подскажите, пожалуйста, где в области можно учиться на церковного художника?
Евгений.


             На сегодняшний день в нашей области получить образование по иконописному искусству возможно только поступив в подмастерья к кому-либо из известных и работающих иконописцев. Также на базе Свято-Успенского храма в В.Пышме планируется открытие епархиальных иконописных мастерских.             Екатеринбургская семинария пока не имеет достаточной материальной базы для открытия у себя иконописного отделения. Хотя в перспективе расширения наших площадей мы имеем планы, которые имеют уже и некоторые конкретные очертания, чтобы в ближайшем будущем такое отделение открыть.

             Как избавить одного очень хорошего человека от зависимости, в которую он попал «благодаря» учению Червоненко. Честно говоря, я его даже «человеком» не могу назвать, не то что, как она его называет, «Учитель». Если вы мне поможете, буду вам очень благодарен.
Вячеслав.

             Обратитесь, пожалуйста, за советом в Миссионерский отдел епархии (Екатеринбург, ул.Ленина,11-а). Можете по телефону (3432) 77-00-14.

             Я знаю, что у нас есть отделение Свято-Тихоновского богословского института. Но для мирян - только катехизаторско-педагогическое отделение, а меня интересует иконопись и искусcтвоведческое отделение. Нет ли возможности как-то заочно поучиться по такому профилю? Или для екатеринбуржцев такое невозможно?
Надежда.

             Екатеринбургский Центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского богословского института ведет образовательную деятельность только по двум факультетам. Поэтому о возможности заочно учиться в ПСТБИ на отделении иконописи и искусствоведения следует узнавать непосредственно в интституте. Не уверен, но мне кажется на этом факультете нет заочного обучения, поскольку это связано с необходимостью практического освоения навыков иконописания. Но, еще раз повторяю, это мои предположения. Свяжитесь с интересующим Вас факультетом в Москве. Можете сделать это через руководителя ЦДО Шитикову Веру Олеговну (тел. 77-00-14).


             Мне бы хотелось узнать, как можно поступить учиться на теологическое отделение, сколько учиться лицам с высшим образованием, платно это или нет? Кем можно работать после института?
Надежда.

             Информация об условиях приема размещена на странице епархиального сайта, посвященной теологическому факультету. Подробную информацию Вам дадут в Миссионерском отделе по телефону: 77-00-14.

             Какие дополнительные обеты у великосхимника? Как быстро постригают из малой в великую схиму? Моего знакомого очень жестоко обидели. Это у меня вызывает очень глубокий гнев, переходящий в ярость... Я молюсь об обидевшем – но он не крещенный. Как мне поступить? Мою душу иногда переполняет сильный гнев – и я не перестаю обо всем этом думать... Приходится связывать руки узлом или бить жестоко в грушу.
Дионисий.

             Обеты даются при пострижении в малую схиму. Их три: целомудрие (безбрачие), пост, послушание. При пострижении в великую схиму эти три обета произносятся вновь. То есть двукратное их произнесение как бы усугубляет их. Постриженный в великую схиму отрекается от своей воли, предавая себя в полное послушание настоятеля монастыря. Принятие великой схимы не требуется от монаха. Поэтому избравший великий ангельский образ делает этот шаг самостоятельно. В истории Церкви нередки случаи пострижения в великую схиму в болезни или перед смертью. Обида - это тяжелый «камень». Я всегда уподобляю обиду ржавчине, которая способна превратить в труху железо. Так и в духовной жизни - самая железная воля способна не устоять, будучи подвержена точению обидой. Для утешения я могу Вам лишь напомнить слова Христовы: блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Не расточайте гнев. Это наше оружие в противостоянии греху и не должно быть обращено против человека - носителя образа Божия. Являющегося таковым даже тогда, когда внешне он вызывает отвращение. Вы правильно делаете, молясь об обидчике, но молитва должна быть искренней, и тогда в ответ любовь Божия превозможет в Вас гнев человеческий.

Как мне следует молиться, если я чувствую, что дьявол совращает меня?
Вася.

             Святоотеческий опыт научает нас противостоять совращению дьявольскому призыванием имени Господа, называя молитву Иисусову – мечом, разящим бесовское наваждение. В практической жизни, чувствуя искушение, нужно начать молиться внимательно произнося про себя или вслух, если позволяет обстановка, молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Господь сказал, что род сей лукавый ни чем иным не прогоняется, только постом и молитвой. Пост же особенно удобен в противостоянии плотским искушениям.

             Скажите, как мне избавиться от грехов, а то я боюсь, что меня Боженька накажет?
dirx

             На этот вопрос Вы должны дать ответ сами. Ведь согрешая, Вы не спрашиваете у соседа: можно ли Вам согрешить? А значит, чтобы избавиться от грехов нужно покаяться, т.е. изменить свое отношение ко греху. Те поступки греховные, что были для нас нормальными, в порядке, так сказать, вещей, должны стать противными нашей природе. Это и значит – принести достойный плод покаяния. Ведь мало прийти в храм и на исповеди согласиться со священником, говорящим, что Вы согрешили в том или другом. Важно, чтобы за осознанием греха последовало отвращение от него. Для преодоления греховной зависимости святые отцы указывают путь стяжания добродетели. Если ты скуп, иди и твори милостыню. Если ты страждешь буйством плоти, стяжи воздержание и пост. Если раздражителен и злобен, обрети мир и любовь к ближним. Вот так противополагая греху добродетель мы стремимся к очищению от греха. А страх Божий, т.е. страх оскорбить любовь Божию, так же как мы дорожим и боимся потерять расположение дорогих нашему сердцу людей, будет нам надежной опорой на пути стяжания благодати Святого Духа.

             Мой прадед, Распопов Федор Иванович, служивший при Михаило-Архангельской церкви Туринской Слободы в 1917 - 1918 гг. и являющийся в те годы председателем 4-го Благочинного совета Туринского уезда, был расстрелян представителями Советской власти в Туринске 8 июля 1918 г. Он был похоронен в ограде Крестовоздвиженского собора г. Туринска 15 июля 1918 г. К сожалению, никто из моей семьи не имел возможности посетить Туринск. Поэтому никто не знает - сохранилась ли могила, да и сохранился ли сам собор. Буду Вам очень признателен, если Вы сможете мне помочь в данном вопросе и сообщить что-либо.
С уважением, Илья.


             Сообщаю Вам, что, к сожалению, Крестовоздвиженский собор г. Туринска был снесен, на его месте в настоящее время разбит парк. Поэтому могила Вашего прадеда, скорее всего, не сохранилась. Иеромонах Виссарион (Кукушкин), родившийся и выросший в г. Туринске сообщил эти сведения. А также он интересовался относительно сообщенных Вами сведений о Вашем прадеде.             Располагаете ли Вы документами и фотоматериалами, подтверждающими означенные сведения? Если Вы заинтересованы в более подробном расследовании жизни Вашего прадеда – Распопова Федора Ивановича, то прошу Вас сообщить все имеющиеся о нем сведения по адресу Семинарии. Это необходимо для облегчения работы с архивами.

             Статья матери Марии (Скобцовой) “Типы религиозной жизни” (http://www.stphilaret.ru/types.html). Что Вы думаете по поводу параграфов об аскетизме и евангелизме? Не “перегнула ли она палку” и не отрицает ли Стяжания Духа Святого как смысла жизни? И не превращает ли заповедь о любви к человеку в человекоугодничество?
Мария Поутилова.

             Очень трудно оценивать и судить мысли человека, перенесшего в своей жизни то, о чем мы лишь читаем в воспоминаниях поколений уходящих. Я еще раз просмотрел эту статью Марии Скобцовой, чтобы не быть голословным в своих рассуждениях. Несомненно автор обладает острым чувством, замечает то, с чем мы сталкиваемся ежедневно и не замечаем. На самом деле все описанные в статье «типы благочестия» имеют место. И пусть автор резка в некоторых оценках и характеристиках, но яркость и образность их подчеркивает нашу «болезненность» грехом самомнения и эгоизма. Вы спрашиваете: «Не перегнула ли палку?» Пожалуй нет. Не перегнула, но вот в чем казус. Представленная статья - это, своего рода, попытка классифицировать опыт исторической жизни Церкви. Имейте ввиду, что всякая классификация есть условность. И как в жизни невозможно все выправить по одному шаблону, так и в духовном мире, которого мы прикасаемся душой, нет обезличенности, нет линейности. Именно поэтому характеристики «типов благочестия», сформулированные автором, не способны стать мерилом благочестия. Реальная духовная жизнь оказывается сложнее и многограннее. Нельзя не согласиться, что многие действительно прошли эти «формы благочестия» как бы по ступеням, возрастая в духовной жизни, восполняя меру стяжания Духа Святого. Важно понять простую, как кажется, истину: и в уставном богослужении, и в эстетике и драматургии богослужения, и в разного рода аскетических упражнениях приемлемо только то, что обогащает духовно, т.е. приносит реальные плоды возрождения в Духе Святом. Напротив, сделавшись самоцелью, все эти упражнения духовного свойства начинают быть препятствием, тормозом нашего действительного перерождения. А это значит, что мы подменяем смысл жизни, выражаемый евангельскими заповедями о любви к Богу и ближним самым плоским эгоизмом, т.е. становимся фарисеями по духу. Ведь Господь осудил именно дух фарисейства, его закваску. «Что говорят – слушайте, по делам их не поступайте», – предупреждает Господь. Мать Мария в своей статье и хотела, как мне кажется, подчеркнуть именно эту мысль. Заметьте, что ни долгие бдения, ни изнурительные посты, ни даже служение ближним само по себе не приближает нас к Богу, но только если творим добро или упражняемся в благочестии и аскетике ради славы Божией. Вспомните слова Христовы о слепорожденном: «Ни он согрешил, ни родители его, но чтобы явилась на нем слава Божия». Поэтому Господь творил чудеса, предваряя их вопросом: «Имеешь ли веру?» Вера - есть мерило вещей и предметов духовного мира. Если имеешь веру, то «повелишь горе сей сойди с места и сойдет». От веры рождается любовь, которая «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 4-8). Итак, только совершаемое по вере, движимой любовью к Богу, обогащает нас, приносит плоды добродетельной жизни. И на этом пути более всего следует оберегаться тщеславия - славы человеческой. Вам же как новоначальной, наверное, лучше начать погружение в духовную жизнь со знакомства со святоотеческим опытом этой жизни. Если Вы до сих пор не прочли «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, то настоятельно рекомендую Вам это чтение. А дальше Бог направит.

Я поссорился со своим соседом-алкоголиком из-за пузыря водяры. Мы всегда были с ним в хороших отношениях, и я не могу спокойно жить, когда близкий мне человек держит на меня злобу. Я чувствую, что мне необходимо исповедаться, но, к сожалению, церковь в нашем поселке давно закрыта, а батюшка уехал жить в Новосибирск. В моей семье люди всегда верили в Бога и регулярно ходили в церковь. Скажите, есть ли возможность исповедоваться по e-mail?
Викернес Варг

             Сочувствую Вам, но, к сожалению, исповедь по e-mail невозможна. Но все же следует поступить по-христиански и первым сделать шаг навстречу обретения мира и согласия. Конечно, не следует пытаться восстановить отношения посредством предложения распить «мировую» бутылочку. Это будет лишь продолжением начатого. Но именно по-христиански просить прощения, даже если Вы полагаете себя правой стороной. «Мудрый всегда уступает» - это действительно так. Исповедь тоже нужна, и для этого все же следует предпринять усилие и добраться до ближайшего действующего храма. Желаю Вам по благодати Господа Воскресшего найти силы для мира и любви во Христе.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.