|
ПРАВОСЛАВНЫЕ УРАЛЬЦЫ ДОБИВАЮТСЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПОРУГАНИЯ КОМПЛЕКСА НОВО-ТИХВИНСКОГО
МОНАСТЫРЯ С 1958 ГОДА. СЕГОДНЯ ВСЕ ИХ НАДЕЖДЫ УЖЕ ТОЛЬКО НА ПАТРИАРХА
Екатеринбург, 18 июня, "Православная газета". Сотни подписей
екатеринбуржцев собраны под обращением о возвращении из поругания храма
Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга.
Именно тот факт, что храмовые постройки обращаются в прах прямо на глазах,
заставил мирян начать сбор подписей с просьбой ко власть предержащим ускорить
давно назревший вопрос возвращения к полноценной жизни всего монастырского
храма. Как известно, большая часть
этой церкви до сих пор используются не по назначению.
Обращение будет направлено на имя Святейшего Патриарха Московского
и вся Руси Алексия II. Все обращения к светским властям вплоть до Министерства
культуры РФ остаются бесплодными с 1958 года. Еще тогда Свердловский епископ
Мстислав (Волонсевич) в Кафедральном соборе на праздник Крещения во всеуслышанье
объявил, что будет добиваться открытия Александро-Невского собора. Через
два месяца архипастырь был сослан в Омск… Благословленная им простая верующая
женщина Ольга Денисова несколько десятилелтий своей жизни посвятила тому,
чтобы в 1992 году после ее прямого обращения к Б.Ельцину, первый этаж
храма вновь стал действующим.
История этой обители и ее храмов напрямую связана с историей города
- со всеми ее светлыми и темными страницами. Изначально сестричество,
ставшее затем костяком обители, начало формироваться еще в 1796 году при
Успенской церкви. А учреждение Синодом монастыря состоялось только 31
декабря 1809 г. Весь период своего дореволюционного существования монастырь
процветал. Уже в первой половине XIX века - в 1822 году он стал "первоклассным",
а к 1917 году по числу проживавших сестер монастырь занимал третье место
в России: там подвизались без малого тысяча (!) насельниц.
Ново-Тихвинский монастырь нередко посещали не только простые паломники
со всей России, но и августейшие богомольцы. В 1824 году здесь побывал
Александр I, в 1837 году - Александр II. Понаведывались и Великие Князья
со своими супругами и домочадцами. В 1907 году Божественную Литургию в
монастыре совершал великий светильник Русской Земли святой праведный Иоанн
Крон-штадтский. Примечательно и то, что более чем за сто лет дореволюционной
истории в обители сменилось всего 6 на-стоятельниц.
Ново-Тихвинский монастырь был закрыт в 1921 году, собор Александра
Невского - в 1930-м. В 1942 году храм был перестроен под военный склад,
а с 1961-го здесь расположилось хранилище фондов краеведческого музея.
И сегодня богослужения совершаются лишь на первом этаже собора Александра
Невского, так как из шести церквей, действовавших на территории мона-стыря,
возвращен из поругания, и то частично, только он один. Успенская с Тихвинским
приделом церковь, где и пребывала почитаемая уральцами Тихвинская икона
Богородицы, Всехсвятская, Скорбященская, Введенская и Феодосиевская (в
честь святите-ля Феодосия Тотемского) церкви продолжают беззакон-но и
кощунственно использоваться не по назначению. В разные годы здесь располагались
общежития уни-верситета, казармы, военный госпиталь, фондохрани-лища краеведческого
музея. Вопрос с их перемещением решается, как уже говорилось с 1958 года,
но, как говорится, "воз и ныне там".
И в былые времена, и ныне, несмотря на все сложности, в монастыре
развивают-ся ремесла, ведется обширная хозяйственная деятельность и социальная
работа. Сестры монастыря содержат право-славную благотворительную
столовую по ул. Бебеля, где ежедневно получают бесплатное питание несколько
тысяч нуждаю-щихся. Монастырь окормляет Александро-Невскую часов-ню в
дендропарке, а также храмы на родине Симеона Верхотурского в Меркушино.
Но, как мы знаем, главное монашеское делание была и есть молитва, которая
должна совершаться и келейно и соборно. К
тому же, по заведенному обычаю, множество прихожан монастырских храмов
- миряне. Им хочется видеть монастырь со всеми его храмами во всем своем
благолепии, как это было сто и двести лет тому назад. Но храмы пока "заняты".
При этом, верующие не раз уже обращали внимание высоких чинов на то,
что "квартиранты", понимая неизбежность переезда, ни-как не
заботятся о сохранности исторического памятника, а святыня под благостные
разговоры о "возрождении ду-ховности" разрушается, умирают буквально
на глазах. Церкви не возвращают даже те здания, которые уже не используются
нынешни-ми владельцами. Увидит ли Ново-Тихвинский монастырь вновь рассвет
иноческой жизни и церковного благолепия? Сегодня все надежды верующих
уральцев уже только на Патриарха.
|
|