"ПОКАЯНИЕ - ЭТО ВЕРШИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ"

             Интервью с Н. В. Мильченко, руководителем единственного в Екатеринбурге театра-лаборатории имени Михаила Чехова.

             – Наталья Витальевна, Ваш театр-лаборатория носит имя Михаила Александровича Чехова – великого русского актера и режиссера, который был православным, глубоко верующим человеком. Насколько все это взаимосвязано: Православие – Чехов – театр?
             – Для меня православная вера – не просто слова. Это – естественный способ жизни, мироощущения, мышления. У меня дед был священником. Когда умер мой отец, я приехала в Екатеринбург, тогдашний Свердловск. Приехала с Украины в надежде получить работу в театре. Но, к сожалению или к счастью – уж не знаю – в театре режиссерской ставки не было, и я пошла преподавать в театральный институт. Когда я набрала курс, то построила обучение по нескольким основным методикам. Взяла опыт Михаила Чехова, Константина Сергеевича Станиславского, а также наших современников – польского режиссера-новатора Ежи Гротовского и создателя Школы драматического искусства в Москве Анатолия Васильева. Все эти школы, театральные направления объединяет одно – внимательное отношение к жизни человеческого духа.
             Православие, по моему глубокому убеждению, – это единственный путь, на котором человек себя может очистить. Есть высшая Истина. И только в Православии человек получает возможность так плотно, так осязаемо соприкоснуться с Нею. У меня есть спектакль «Верую», сделанный на основе рассказов Василия Макаровича Шукшина. У каждого свой путь к вере. И этот спектакль именно о том, как люди ищут путь к Богу. Если у человека есть готовность изменяться, трудиться над своей душой, то значит есть и смысл жизни. И тогда можно найти выход из любого положения. Из любого… Стоит только обратиться к Богу, все налаживается, поэтому нужно быть строителем жизни. Все начинается с любви. А мы иногда, я бы даже сказала, зачастую, становимся разрушителями. Посмотрите, что происходит сегодня в нашей стране. Сначала человек разрушает себя самого, а потом – все вокруг… Кстати, об этом «Дядя Ваня» – еще один наш спектакль. Серебряков разрушает сначала свой внутренний мир, а потом незаметно начинает разрушать и все, что его окружает. Опасна потеря стержня – того самого «Духа любви», о котором говорит Церковь.

             – Над чем Вы работаете сегодня?
             – Мы воплощаем в жизнь, без ложной скромности, уникальный проект. Мы ставим пьесу, в которой будут играть девушки-заключенные. С разрешения начальника ГУИН я проехалась по тюрьмам и колониям, отобрала трех, на мой взгляд, очень талантливых осужденных девушек – Катю, Олю, Иру. Им в будущем предстоит сыграть в моем, точнее – в нашем спектакле. Действие пьесы Дени Дидро «Монахиня», которую мы ставим, происходит в католическом монастыре. Это и есть предлагаемые обстоятельства. А почему я выбрала девочек-узниц для этого проекта? Потому что считаю, что обстановка католического монастыря и тюрьмы – очень совпадают. И мне очень важно, чтобы через этих девочек-заключенных в спектакль вошла правда. Я просто хочу, чтобы они были такие, как в жизни. Естество их сохранить. Говорят, не так важно чему-либо научить, сколько важно – не испортить. Просто я учу их естественности – органично жить в той ситуации, которая для них неестественна.
             – Как у Вас складываются отношения с Екатеринбургской епархией, со священниками и мирянами?
             – Отношения складываются хорошо, гармонично. У меня есть одна девочка Светочка. Она у отца Василия как бы в монашках. Помогает ему. Он старенький очень. Эта девочка просто очень вхожа к нам. У нее случилось несчастье – она попала под машину. По милости Божией, по молитвам батюшки, она осталась живой, поднялась на ноги. Я рада, что наш театр, наши спектакли помогли ей выйти из страшнейшей депрессии. Мы все занимаемся строительством человека, развитием личности. Я Светочку попросила, чтобы она пригласила отца Василия на спектакль. Это веселый спектакль о двух старых актерах, которые все время ссорятся, спорят друг с другом. Смешной такой спектакль «Проходите, прошу!». Ему очень понравился спектакль. В этот день как раз в театре было много молодежи, много детей, которые с таким неподдельным интересом наблюдали за тем, как два старика все время выясняли отношения. Мы постарались такому вроде бы негативному жизненному явлению придать иронический, комедийный оттенок. Как мне кажется, такое решение спектакля наиболее выигрышное: смехом бороться с человеческими пороками и страстями. Это же ведь очень сильное орудие. Так вот, батюшке понравилась наша работа, понравилась та атмосфера, которую мы создали и на спектакле, и вообще в нашем театральном доме. Отец Василий пришел буквально на следующий день к нам и освятил наше здание.
             – А то, что у Вас теперь освящено театральное здание, это накладывает ответственность?
             – А как же?! Конечно, это огромная ответственность. Я, например, считаю, что здание театра Виктюка освящать нельзя, потому что там есть элемент разрушения человека. Режиссеру, художнику непозволительно педалировать на страстях, играть на каких-то низменных человеческих чувствах, инстинктах, если хотите... Да, это привлекает людей. Но необходимо строить. Так много разрушили мы из того, что вообще нельзя было трогать. И продолжаем разрушать. И сейчас этим спектаклем мне хочется сказать о покаянии. Не о разрушении. А о покаянии матери перед дочкой. В пьесе Дидро есть эта линия: девочку насильно отдают в монастырь. Она не может с этим смириться. Она бунтует. Ее пытаются усмирить. Но в конце концов, мать приносит покаяние перед дочерью, дочь – перед матерью. Покаяние, по моему глубокому убеждению, – это вершина человеческого сознания.

             – Над какими проектами ваш театр-лаборатория планирует работать в будущем?
             – В будущем я хочу начать работу над «Волчицей» Моравиа. Это тоже классическое произведение. Мне кажется, оно требует сегодня нового прочтения. Очень хочу поставить «Чайку» Чехова. Спектакль на пятерых человек. Так же, как мы «Дядю Ваню» ставили. Хочется создать теплую атмосферу любви и взаимопонимания на сценической площадке.


Глеб
ЯКУБОВСКИЙ

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.