|
«НЕ
НАВРЕДИ - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПОСТУЛАТОВ МЕДИЦИНЫ»
Интервью
с Ириной Силуяновой
– Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста, о задачах Совета.
– Организация наша – новая для Церкви. Появление ее связано с процессами,
происходящими в современном здравоохранении. Сейчас они приобретают невиданный
размах. Появляются новые биомедицинские технологии, о которых раньше и
не мечтали: искусственное оплодотворение, трансплантация, клонирование,
медицинская генетика. Можно их рассматривать не просто как новые технологии,
а как мощные медико-биологические средства управления людьми. Моральные
нормы в обществе у нас размыты, поэтому внедрение таких технологий может
привести к злоупотреблениям. Задачи, которые мы ставим перед Советом,
это прежде всего изучение состояния биомедицинских исследований в России,
чтобы дать им моральную и нравственную оценку и правовую экспертизу. И,
конечно же, информировать и по возможности консультировать общественность,
в том числе и церковную, по широкому кругу этических проблем современной
медицины.
«Не навреди» – это один из главных постулатов медицины. Особенно важно
это стало сейчас. В начале зарождения советской идеологии было главным
– утвердить место человека в мире, освобожденного от Божественного участия.
Для этого в первые годы существования советской страны много денег тратилось
на науку, а именно – на медицину. Проводилось много экспериментов. Например,
пытались доказать происхождение человека от обезьяны, и в Сухуми появился
питомник, где добровольно, за отгулы, комсомолки и активистки должны были
родить от обезьян. Еще пытались омолодить человека и переливали кровь
от молодых старым. В общем, все делалось для того, чтобы утвердить человека
богом на земле. А наука-то нужна, для того, чтобы облегчить жизнь, а не
занять место Творца.
- Почему Церковь так внимательно следит за тем, что происходит в медицине?
- Врачевание всегда было делом Церкви. Человек — это страдающее, болеющее
существо. Он преодолевает свои болезни через покаяние, через наполнение
своей жизни духовным содержанием. Ведь сам Христос исцелял только тех,
кто верил в Его Божественную силу, и искреннее каялся в своих грехах,
или же по вере людей, просивших за больного. Исторически врачевание, исцеление
человека и проблемы медицины всегда находились в сфере внимания Церкви.
Сейчас это особенно важно, потому что развитие новейших технологий
не может быть независимым от Церкви. Церковь должна высказать свое отношение,
тем более что с помощью медицины можно управлять человеческой жизнью.
Допустим, через искусственное оплодотворение или через аппараты, поддерживающие
жизнь в организме. Церковь должна решить: нравственно ли ради здоровья
человека применять те или иные технологии. Поэтому ЦОС анализирует все
новое, дает оценку, а ведущие медики после раздумий, споров, найдя аргументы,
составляют документы и дают анализ исследованиям. Так, в “Основах социальной
концепции” Церкви появился раздел, посвященный проблемам биоэтики и проблемам
здоровья личности и народа.
- Разве только сейчас между Церковью и медициной возникли противоречия?
- После того как в обществе доминантой стал атеизм. В России после
революции наука была освобождена от христианских принципов, и тогда все
новые технологии стали разрабатываться в нашей стране, такие как искусственное
оплодотворение, трансплантация, фетальная терапия, эвтаназия. Утверждение
воинствующего атеизма шло не только в видимой области, такой как разрушение
храмов и ссылка священников, но и для утверждения материализма в области
науки, и медицины в том числе. Запреты были отодвинуты в сторону и наступило
время полной свободы. Свободы, когда можно переступать все, что угодно.
Соответственно,
и в научной деятельности это повлияло на снятие всех нравственных ограничений
в исследованиях. Главное, надо понимать, что наука – это люди. Если человек
в обществе не соблюдает нравственных принципов, как же в науке он может
стать другим? Соблюдение определенных правил – это признак жизни в социуме.
Ученые не должны ставить себя выше других и не должны добиваться исключительности,
не должны находиться в некой изоляции от общества. Человек должен оставаться
человеком. И не важно, кто он: охотник или подводник, ученый или космонавт.
Каждый должен быть нравственным существом, а это значит соблюдать определенные
ограничения. К ученым это относится в большей степени.
– Ирина Васильевна, вы преподаете студентам, будущим врачам, профессиональную
этику поведения. Чему Вы хотите научить наших будущих врачей?
– Предмет, изучающий биоэтику, является новым. С 1996 года его читают
в университете, а в 2001 он уже стал государственным стандартом. Прежде
всего студент-медик должен научиться соблюдать права человека. Права не
просто человека, а человека больного, который становится объектом для
исследований. Известно, что 85% всех врачей ведут научно-исследовательскую
работу в больнице. Это значит, что пациент является одновременно и больным,
и штатной единицей для экспериментов. Поэтому мы учим соблюдать права
человека. Основой у нас является, во-первых, Конституция РФ, во-вторых,
клятва Гиппократа, в-третьих, Нюрнбергский кодекс 1947 года. Этот кодекс
появился после суда международной общественности над фашистскими врачами.
Все достижения в области медицины такими методами, какие проводились Третьим
Рейхом, осуждаются сообществом врачей, и каждый уважающий себя профессионал
в области медицины не использует их достижения в своей практике. Это считается
неэтичным. Также мы изучаем Конвенцию Совета Европы, которая защищает
человека от применения к нему определенных технологий. Я как православный
преподаватель пытаюсь с религиозной точки зрения анализировать изменения
в медицине, а с философской – этику.
– А раньше не было понятия врачебной этики?
– Многие века христианского состояния не прошли бесследно для первых
советских студентов-медиков. От старых русских врачей, из поколения в
поколение, в семьях передавались традиции. В СССР такого взгляда к этическому
профессионализму быть не могло из-за философии марксизма-ленинизма, где
главенствовал принцип относительности, то есть исключалось все устойчивое
в науке. А под этикой подразумевается консервативная система знаний. Православному
человеку объяснять не надо, что значит неизменность, вечность, абсолютность
принципов, которые несет в себе христианское вероучение. По статистике
у нас 70,7% студентов считают себя православными. Им ближе и понятнее
православие. Это уже новое поколение врачей, не атеистического толка.
– Этика является частью философии. А как может помочь чтение, например,
Канта, в лечении, допустим, печени?
– Философия дает возможность увидеть любую проблему в широчайшем,
культурном, историческом и смысловом контексте. Философия дает системное
и даже объемное представление о мире. Ту же печень можно увидеть со многих
сторон. У человека цирроз печени. Видимо, он пьет. Пьет он из-за проблем.
Чаще, это неумение найти свое место в жизни. То есть выстраивается целый
образ и смысл жизни с помощью философии. Для медиков нравственная философия
Канта имеет огромное значение. Это учение немецкого деятеля о категорическом
императиве, о долге. Профессиональная этика медиков – это прежде всего
соблюдение профессионального долга. Их обязанностью является помощь. Помогать
всегда, даже когда некогда или не хочется. Поэтому учение о долге как
о высшем нравственном принципе должно непременно соблюдаться врачом. Так
же мы изучаем Бердяева, Соловьева, которые решали проблемы этики на русской
почве. Каждый врач должен сделать для себя нравственный выбор: к какой
традиции он принадлежит? К консервативной, которая бережет определенные
моральные законы, или к либеральной, которая отрицает любую традицию,
следуя за Ницше?
– Документы, которые утверждает Совет, влияют ли на отношение общества
к проблемам медицины?
– Конечно, да! Например мы добились того, что приняли пятилетний мораторий
на исследования в области клонирования в России. Или, наш первый утвержденный
документ 1999 года касался эвтаназии – это Заявление «О современных тенденциях
легализации эвтаназии в России», который просветил общественность. Всем
известно, что эвтаназия – это сознательно безболезненное умерщвление безнадежных
пациентов. Так прекращается неизлечимая боль и страдания. Но все забывают
о подлинной любви к ближним. Болезнь дает возможность долготерпеливой
заботы о больном. Вот где человек может проявить реальное сочувствие и
непосредственное служение близкому человеку и Богу. На первый взгляд,
наша деятельность не очень заметна, но мы единственная организация, которая
отстаивает в области законопроектов взгляды Церкви. Сейчас врачи осознают
необходимость принятия закона, который гарантировал бы право на отказ
от производства аборта по нравственным соображениям самого врача.
– Многие считают, что Церковь стоит на пути развития науки. Прокомментируйте,
пожалуйста, это мнение.
– Церковь выступает против лишь безнравственных технологий. Против
того, что расчленяются человеческие эмбрионы и из их ткани изготовляют
препараты. Против уничтожения человеческой жизни посредством абортов.
Против изъятия органов из трупов, без согласия родственников. И вообще,
это ложный штамп, что Церковь стоит на пути развития науки. Церковь осуждает
то, что отходит от нравственных принципов. «Не убий» – поэтому достигать
чего-то нового с помощью убийства осуждается. «Возлюби ближнего своего»
– поэтому осуждается уничтожение ребенка в утробе. Церковь будет приветствовать
все новое, но только то новое, что не нарушает нравственных принципов
и Божественных заповедей. Такие специалисты как врачи должны осознать,
|