|
ОБРЕТЕНИЕ
СВЯТОГО
Наше удивительное время приносит нам не только такие радостные события,
как возвращение верующим храмов, восстановление их и строительство новых,
прославление многих новых святых, мучеников и исповедников, возвращение,
казалось бы, утраченных святынь, но еще в большей степени оно приносит
возвращение памяти. Многое из того, что было раньше хорошо известно
в духовной жизни народа, за годы духовного безвремения было предано
забвению, и казалось не может уже никогда вернуться, но чудом божественной
благодати вновь обретается.
2 февраля
(20 января ст. ст.) на нашем приходе во имя Святой Троицы города Арамили
произошло удивительное событие. Состоялось первое архиерейское богослужение
в честь вновь обретенного святого – праведного Петра, церковного сторожа
Арамильского. Владыка Викентий в сослужении духовенства нашего прихода:
иереев Евгения Шевченко и Андрея Николаева, и духовенства прихода Всех
Святых г. Екатеринбурга: протоиерея Владимира Поммера и иерея Евгения
Пестерева, совершил Божественную Литургию, после которой состоялся Крестный
ход вокруг храма и праздничный молебен. На богослужение собралось около
200 прихожан. Исповедалось и приняло Святое причастие 45 человек. На
празднике присутствовали глава администрации г. Арамиль Прохоренко А.
И. и его первый заместитель Гончаренко В. В., а также некоторые из благодетелей
нашего прихода – Максимов В. В. и Андрианов В. Г.
Обретение
нашего местного святого произошло в прошлом году, когда было обнаружено,
что Петр, церковный сторож нашего храма, живший в 18-19 веках и оставшийся
в памяти современников подвижником православной веры и примером истинного
благочестия, внесен в «Хронологический список канонизированных святых,
почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной
Церкви» под названием «Святая Русь». Этот список помещен в недавно вышедшем
9-томном издании «История Русской Церкви» (изд-во Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, Москва, 1994-1997 гг.). Во 2-й книге 8-го тома
на 630-й странице имеется запись: «1849, 20 января Св. прав. Петр, церковный
сторож, Арамильский, Пермский» (как известно, в середине 19 века еще
не было Екатеринбургской епархии и все приходы губернии принадлежали
Пермской).
Впервые
же о нем мы узнали еще раньше. В 1999 г. уроженец нашего города иеродиакон
Иоаким из монастыря Рязанской епархии привез нам ксерокопию статьи «Церковный
сторож Петр», опубликованной в журнале «Странник» в IV томе за 1863
г. Автор ее – священник Пермской епархии села Арамиль отец Павел Воинственский
(бывший в ту бытность клирик нашего храма). Эта статья является для
нас пока единственным источником сведений о жизни праведного Петра.
Чем же прославился и выделился из среды современников наш святой? Вот
краткие выдержки из его жизнеописания.
«Раб Божий Петр принадлежал к разряду таких людей, память о которых
не погибает с шумом, но сохраняется в потомстве из рода в род» – так
начинает свою статью отец Павел. Родился Петр в 1768 г. в семье бедных,
но кротких и благочестивых крестьян. Рано осиротев (9 лет), жил в семье
своего дяди, где помогал по дому и участвовал в работах по перевозке
купеческих кладей по городам губернии. От родителей он унаследовал кротость
и смирение, и когда бывало доставались побои, терпеливо все сносил.
«Когда же Петр жил дома, – любимою его дорогою была дорога к храму Божию.
В воскресные и праздничные дни он всегда был у богослужения; подавал
кадило и прислуживал в храме, чем и как мог». Он подолгу задумчиво рассматривал
иконы и старался слушать умные разговоры старичков.
В
молодости был женат, но овдовел и детей не имел. Жил в убогой хижине
на берегу в конце села. В переднем углу всегда горела лампада перед
рядом икон. Исправно посещал церковь. Любил слушать грамотного старичка
при церкви, который читал между службами Четьи-Минеи. «Одаренный от
Бога прекрасною памятью, Петр с самыми мельчайшими подробностями мог
рассказать услышанное. Во время богослужения всегда становился он вблизи
клироса и благоговейно внимал чтению и пению, глубоко вздыхал, молился
усердно. Говорят, что он мог из слова в слово пересказать слышанное
им дневное Евангелие и Апостол, или поучение. Поэтому, мало помалу,
избушка его в праздничные дни стала наполняться жаждущими слышать слово
Божие. Рассказывая другим какое-либо житие, он плакал и часто повторял:
«горе мне окаянному!» Он мало заботился о нуждах житейских, и потому
нередко слушатели его наставлений приносили ему или хлеба, или чего
другого». Излишки отдавал нищим и говорил при этом, что Бог даст день,
Бог даст и пищу.
Ни
силой, ни крепким здоровьем Петр не обладал, но работал на лесозаготовках
в курени. Терпеливо сносил насмешки и брань, но боролся со сквернословием.
Будучи молитвенником и постником, чтобы не раздражать окружающих, заставлял
себя вкушать пищу со всеми, а на молитву уходил по ночам незаметно в
лес.
Уйдя
в отставку, совершил паломничество по святым местам в Киев, что было
его давнишней мечтой. Вернувшись, жил в трудах и молитвенных подвигах.
В лесу тесал дощечки для криночек, вязал метлы и помелья, непрестанно
поя псалмы и ирмосы. По ночам свою работу разносил к крылечкам домов
спящих жителей села – любил благотворить в тайне и других учил тому
же. По-прежнему был самым прилежным прихожанином и ревностным хранителем
благочестивого поведения в храме. Особенно гонял детей, которые плохо
вели себя в храме. «Уж как мы его боялись», – говорили потом старики,
бывшие в то время малыми ребятами, «того и гляди бывало, что выведет
из церкви, да и за ухо выдерет». «Да, – прибавляют они, – кончится бывало
заутреня, бабы и мужики, оставшиеся в церкви, начнут шушукаться, разговаривать
о своих домашних делах, а он подойдет бывало и начнет рассказывать,
как жили святые Божии, какой имели в себе страх к Богу, как подвизались;
все будто по писанному говорит. А сам, бывало, плачет да вопит: горе
нам, окаянным, горе плоти нашей окаянной!». По окончании обедни он шел,
всегда окруженный людьми, и рассказывал дневное Евангелие или Апостол,
или поучения.
Как
же выглядел праведный Петр? «Ходил он зимой и летом в черном нанковом
халате, шапку носил под пазухой, подпоясывался кожаным поясом с медною
пряжкою, а на ногах носил обушки с красной выпушкою. Росту был среднего,
на лицо весьма сух; глаза у него постоянно были красны от слез и бдения».
Для размышлений о смерти и Страшном Суде он заранее сделал себе гроб.
Злые недруги и бесы не оставляли праведника в покое. То дохлую кошку
в гроб подбросят, то в хижину залезут и погром учинят, то на ночной
молитве воронье с сороками налетят, и каркают, и щекочут, или некто
неведомый силится потолок поднять.
Петр
переселился к упомянутому ранее грамотному старичку, и их келья стала
настоящим училищем благочестия. Однако земская полиция уничтожила этот
приют. «Многие не любили праведного Петра за его обличения, называли
его святошей, со смехом вспоминали его работу и постничество в курене,
но он терпел оскорбления, памятуя наставления премудрого: «Все, что
ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения
будь долготерпелив» (Сир. 2, 4).
В
60 лет праведный Петр поступил в церковные сторожа. Жил теперь при храме,
занимался кроме охраны еще вязанием из пряжи варежек и чулок. Деньги
за работу себе не брал, а отдавал нищим. Делал и серные спички и раздавал.
«Пение псалмов сопровождало каждое его занятие. Без дела он не сидел,
а без пения и молитвы ничего не делал. Пищу всегда почти употреблял
постную, а мясной вовсе не ел. Даже рыбу разрешал только в праздники,
или когда бывал у кого-либо из духовных. О смерти памятовал всегда.
У него был сделан уже другой гроб, который хранился под папертью». Причащался
и исповедовался он часто.
Возможно,
праведному Петру Господь открыл время кончины. Незадолго до смерти он
начал часто говорить: «Ну, братия и сестры, пора Петру приходит кончаться.
Как-то я предстану, окаянный, перед Творцом неба и земли, перед Судиею
праведным? Горе мне окаянному!» В день своей кончины 20 января (2 февраля
н.ст.) 1849 г. он исповедался, причастился и попросил священника пособоровать
его в виду близкой смерти. Духовник одобрил желание Петра, но попросил
уйти из храма к кому-либо на дом. Из храма Петр сам уже выйти не мог.
Его вынесли на руках и на подводе отвезли в дом его друга рядом с церковью.
В доме он отказался лечь на кровать, попросил положить его на лавку
под образа в передний угол. «Уста шептали молитву, рука силилась подняться
для крестного знамения, и тихо опустилась... Душа незаметно, без страданий
оставила труженическое тело... Петр Давидович прожил на свете 81 год».
Весть о смерти праведника мгновенно облетела село.
Множество
народа собралось с плачем и молитвой о упокоении души его к его смертному
одру. Погребен он был у алтаря бывшей церкви, в память того, что он
«любил привитать в дому Божием, любил благолепие храма и сам благочестивою
жизнью своею являл себя храмом Духа Божия». При храме он прожил более
20 лет и желал сам лежать в земле у храма.
В
настоящее время нам неизвестно место его могилы. По срокам (примерно
в 1828 г.) праведный Петр начал служить еще в старом храме, деревянном.
Нынешний каменный храм начал строиться с 1830 года, т.е. на глазах у
Петра. Уже в 1838 г. начались в нем богослужения – освящен был левый
малый придел в часть Рождества Богородицы. Очевидно, старый храм был
закрыт и вскоре разобран, тем более, что в 1842 г. освящен был уже главный
придел нового храма в честь Святой Троицы. Праведный Петр преставился
в 1849 г., значит, он в основном служил уже при новом храме. Местоположение
старого храма точно сейчас не известно. Предполагают, что он располагался
рядом с нынешним храмом с северной стороны. Размеры старого храма тоже
не известны, поэтому и нет пока возможности определить место могилы
Петра праведного.
Следует еще сказать, что некоторые наши старушки, дожившие до нынешнего
повторного открытия храма, припоминали историю из своего детства, что
вроде какая-то могила поднималась, и вроде даже приезжали от епархии
каждый год замерять этот подъем, но места никто не помнит. Да и про
Петра они ничего тогда не говорили, наверное и не знали про него. А
сейчас этих старушек уже нет в живых. Кладбище, которое было вокруг
храма, было полностью уничтожено коммунистами. Даже размеров его не
установить теперь.
Но
все это не так уж и важно – главное, мы вновь обрели память о нашем
местном праведнике и имеем возможность молитвы к нему и его поддержки
нам в наших земных трудах по возрождению храма, веры и религиозной жизни.
В прошлом году времени на подготовку праздника не было и торжества прошли
скромно. За год удалось многое сделать. Был составлен тропарь святому
праведному Петру и получено одобрение и благословение на его богослужебное
употребление от нашего Владыки. Почти весь год, в каждый воскресный
день, на молебнах среди прочих святых возносилась молитва к праведному
Петру.
Наверное,
смело можно предположить, что раньше, в прошлом веке, не было такого
заинтересованного и горячего почитания и желания молитвы праведному
Петру, как в нынешнее время, ведь 19 век был веком развивающейся секуляризации
общественной и формализации религиозной жизни людей. Сейчас же, после
стольких десятилетий бездуховности, возвращение веры сопровождается
сильной тягой к источникам святости. И это видно по тому, как радостно
верующие других приходов Епархии принимают известия об обретении нами
своего святого.
Главным
этапом подготовки к празднику, конечно, следует считать создание иконописного
облика праведного Петра, выполненного иконописцем В. Д. Сысковым. При
создании образа было откровение: после долгих поисков и раздумий иконографическая
композиция была явлена художнику во сне.
Для
прихожан нашего храма нет сомнений, что успехи прихода в прошедшем году
(восстановление богослужебного придела, освящение престола, завершение
строительства и ввод в эксплуатацию храмовой котельной и проч.) во многом
определились молитвенным заступничеством за нас перед Господом святого
праведного Петра, что стало возможным с начала почитания и прославления
его должным образом на нашем приходе. Мы надеемся, что при усилении
духовной жизни
Господь
явит нам особые знамения о нашем святом, как это произошло со святым
праведным Симеоном Верхотурским, что, может быть, позволит осуществить
его общую канонизацию.
Завершая
рассказ о нашей радости, радости нашего прихода в обретении своего святого,
хочется надеяться, что возвращенная память о праведном Петре, его жизни
и молитва к нему обогатит духовную жизнь не только нашего прихода, но
и всей нашей Епархии.
СВЯТЫЙ
ПРАВЕДНЫЙ ПЕТРЕ, МОЛИ БОГА О НАС, ГРЕШНЫХ!
Тропарь
святому праведному Петру, глас 4:
«Мирского мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу, православныя
веры поборниче, покаяния и жизни во Христе проповедниче, граду Арамили
похвала и храму украшение, святый праведный Петре, моли Христа Бога
спасти души наша».
Настоятель
прихода во имя Святой Троицы
г. Арамили
иерей Евгений Шевченко
|
|