|
9 марта
ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
После
мученической смерти Иоанна Крестителя его тело было погребено учениками
Предтечи, а главу благочестивая жена Иродова домоправителя тайно положила
в сосуд и погребла в Елеонской горе. В первый раз она была обретена
двумя иноками, которым явился сам Креститель и повелел откопать главу.
После этого она преемственно переходила из рук в руки и дошла до некоего
Евстафия. Он скрыл главу в пещере вблизи сирийского города Емессы, где
впоследствии устроился монастырь. Настоятелю этого монастыря, благочестивому
архимандриту Маркеллу, во сне явился Креститель и известил о сокрытой
здесь главе. Она была обретена вторично в 452 году и впоследствии перенесена
в Константинополь. Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском
Предтеченском монастыре.
Неоднократно
святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения
своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи
святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и
богатые милости.
И всё-таки,
почему мы должны оказывать благоговейное чествование мощам святых?
Во-первых,
потому что Сам Бог благоволит почтить и прославить их многими и разными
чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании,
и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда
из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру,
где был похоронен пророк Елисей. Как только мёртвый коснулся костей
пророка, так сразу ожил (4Цар.13,20-21). В истории Церкви известно такое
количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что
перечислить невозможно. Обычно, даже само открытие мощей какого-либо
святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается
чудесами и знамениями.
Второе
основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой
Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные
источники, которые источают многоразличные благодеяния».
Все с
верой притекающие к этим источникам, могут получить от них полезное
для себя: больные - выздоровление, слепые - зрение, глухие - слух, немые
- речь, несчастные - избавление от бед, счастливые -упрочение счастья,
здоровые - защищение от болезней и т.д.
Но и это
ещё не всё. Мощи святых угодников благодетельны и для наших душ. С их
помощью каждый верующий может найти защиту от искушений, утешение в
скорбях, укрепление в добродетели и вообще всё необходимое для спасения.
Разве
можно после всего вышесказанного неблагоговейно и непочтительно относиться
к святым мощам? Они так спасительны для нас. Поэтому будет вполне справедливым
оказывать благоговейное чествование останкам тех святых людей, которые
не только во время своей земной жизни были благодетелями человечества,
но и после не перестают быть таковыми и постоянно изливают на нас различные
милости Божии.
Рубрику подготовила
Ольга Шабашова
|
|