15 января
ПРЕСТАВЛЕНИЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

           Преподобный Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием Радонежским, русских святых. Само его появление на рубеже XVIII-XIX веков — в эпоху всеобъемлющего наступления светской власти на Церковь и открытых гонений против монастырей — кажется удивительным.
           Родился святой Серафим 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой и состоятельной семье. В крещении получил имя Прохор. Ещё в детстве над святым отроком не раз появлялся дивный покров Божий, явно показывающий в нём избранника Божия. Когда мальчику было 7 лет, он упал с недостроенной колокольни и даже не ушибся. Через 3 года во время тяжёлой болезни во сне святому Серафиму явилась Богородица и обещала ему исцеление. Через некоторое время крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» по причине дождя и грязи прошёл прямо через двор семьи Мошниных. Мать святого Серафима поспешила вынести больного сына и приложить к иконе. После этого мальчик быстро выздоровел.
           Святой отрок ни дня не пропускал без посещения церкви. Он хотел стать иноком. Когда ему исполнилось 17 лет, святой Серафим отправился в паломничество и встретился с знаменитым затворником старцем схимонахом Досифеем. Прозорливый старец предугадал в юноше будущего великого подвижника и прямо указал ему отправиться в Саровскую пустынь. Эта обитель находилась в Тамбовской губернии на реке Саровке и отличалась исключительным подвижничеством населявших её иноков, а также строгостью устава. Восемь лет преподобный Серафим провел в Саровской обители в качестве послушника и прошел пострижение только в 1786 г. с именем Серафим (с древнееврейского «пламень»). Через 7 лет он был рукоположен в сан иеромонаха.
           Ещё в годы послушничества преподобный проявил тягу к уединению и безмолвию. Получив благословение настоятеля, преподобный Серафим удалился в лес. Келья, в которой он поселился, находилась в густой сосновой чаще, на берегу реки Саровки. Всё своё время преподобный проводил в трудах, молитве, чтении священного Писания и трудов святых отцов. Рубил дрова, выращивал овощи и беспрестанно молился. Впоследствии, по примеру святых отцов, он принял на себя подвиг столпничества. С утра до вечера он молился на коленях на гранитном камне, лишь ненадолго прерываясь для отдыха и принятия скудной пищи. В этом великом подвиге он провёл 1000 дней и ночей. От такого невероятного напряжения и почти трёхлетнего стояния на камне старец пришёл в крайнее истощение; на его ногах образовались язвы и он был вынужден прекратить свой подвиг. Осенью 1804 года преподобный подвергся жестокому нападению разбойников. Они зверски избили старца. С огромным трудом он смог доползти до обители. У преподобного была проломлена голова, сломаны рёбра, на теле множество смертельных ран. Святой Серафим был человеком физически сильным, однако он не стал защищаться (хотя в руках у него был топор), вспоминая слова Христа: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26,52). После выздоровления преподобный Серафим вернулся к пустыннической жизни и возложил на себя новый тяжкий подвиг — молчальничество. Кто бы к нему ни приходил, он ни с кем не разговаривал и не выходил. Встретив кого-нибудь в лесу, преподобный падал ниц и не поднимал головы, пока встречный не проходил мимо.
           Следующим подвигом преподобного Серафима стало затворничество, которое продолжалось 5 лет. И наконец после этого старец всецело посвятил себя служению миру, духовному руководительству и врачеванию иноков, приняв на себя подвиг старчества. 47 лет провёл к тому времени старец в монастыре, из них 16 лет в пустынножительстве, 16 лет в затворничестве, молчальничестве, в полном отречении от мира. И лишь достигнув высочайшего совершенства, укрепившись в благодати Божией, он, продолжая свою подвижническую жизнь, принимает на себя апостольское служение миру. Слава о великом подвижнике давно уже ходила по всей России. Тысячи страждущих духом, чающих наставления, духовного и телесного исцеления устремляются к святому старцу. Среди приходящих были самые разные люди: от крестьян до членов императорской фамилии. Иногда преподобному Серафиму приходилось принимать более 2000 человек в день. Он видел каждого насквозь, его слово исцеляло. Ко всем старец обращался «радость моя» и встречал словами «Христос воскресе!». На многие письма он отвечал, не вскрывая конверта; он знал содержание письма заранее. Чудеса и исцеления, которыми при жизни прославился преподобный Серафим, кажутся невероятными, а между тем их очевидцами было множество людей.
           Знаменитый Серафимо-Дивеевский женский монастырь стал главным земным памятником преподобному Серафиму Саровскому. Он заботился об этой обители и духовно и материально. Влияние преподобного на дивеевских сестёр было исключительным: без его благословения они не предпринимали ничего. Именно в Дивеево сумели сохранить подлинный дух его учения, и не случайно, что мощи великого святого нашли упокоение именно здесь.
           Преставился преподобный Серафим в 1833 году. Его нашли в келье стоящим на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными крестообразно руками и подумали, что он просто спит.
           За всю свою жизнь преподобный Серафим сподобился 12 посещений Пресвятой Богородицы. Последнее из них случилось за два года до смерти старца, причём на этот раз в присутствии свидетельницы, старицы Дивеевского монастыря Евпраксии. Сама старица впоследствии так рассказывала об этом: «… батюшка объявил: «Нам будет видение Божией Матери»... потом... сказал: «Ну теперь держись за меня и ничего не убойся». В это время сделался шум, подобно шуму леса… Когда он утих, послышалось пение, подобное церковному. Потом дверь в келью сама собой отворилась, сделалось светло — белее дня, и благоухание наполнило». Старица подробно описывает шествие пресвятой в сопровождении ангелов и святых. Далее она вспоминает: «Отец Серафим стоял уже не на коленях, а на ногах пред пресвятою Богородицей, и Она говорила с ним столь милостиво, как бы с родным человеком». На прощание Пречистая произнесла: «Скоро, любимый мой, будешь с нами».
           В 1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен Церковью к лику святых. Его чудотворные мощи были открыты для всеобщего почитания, что сопровождалось многочисленными исцелениями.
           В 1922 году Саровская обитель была закрыта. Мощи святого забрали в Москву. Сначала они в целях антирелигиозной пропаганды были выставлены в Румянцевском музее, а затем увезены неизвестно куда, и о их местонахождении долгие десятилетия никто не знал. В 1990 году великая святыня была обнаружена в Казанском соборе Ленинграда и в январе 1991 года передана Церкви. Чудотворные мощи были перевезены в Москву, а затем положены в восстановленном Серафимо-Дивеевском монастыре. Так исполнилось пророчество преподобного Серафима, сказавшего однажды, что тело его найдёт пристанище в Дивеево.

Рубрику подготовила
Ольга ШАБАШОВА

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.