|
15 января
ПРЕСТАВЛЕНИЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ
ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО, ЧУДОТВОРЦА
Преподобный
Серафим Саровский — один из величайших, наряду с преподобным Сергием
Радонежским, русских святых. Само его появление на рубеже XVIII-XIX
веков — в эпоху всеобъемлющего наступления светской власти на Церковь
и открытых гонений против монастырей — кажется удивительным.
Родился
святой Серафим 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой и состоятельной
семье. В крещении получил имя Прохор. Ещё в детстве над святым отроком
не раз появлялся дивный покров Божий, явно показывающий в нём избранника
Божия. Когда мальчику было 7 лет, он упал с недостроенной колокольни
и даже не ушибся. Через 3 года во время тяжёлой болезни во сне святому
Серафиму явилась Богородица и обещала ему исцеление. Через некоторое
время крестный ход с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Знамение»
по причине дождя и грязи прошёл прямо через двор семьи Мошниных. Мать
святого Серафима поспешила вынести больного сына и приложить к иконе.
После этого мальчик быстро выздоровел.
Святой
отрок ни дня не пропускал без посещения церкви. Он хотел стать иноком.
Когда ему исполнилось 17 лет, святой Серафим отправился в паломничество
и встретился с знаменитым затворником старцем схимонахом Досифеем. Прозорливый
старец предугадал в юноше будущего великого подвижника и прямо указал
ему отправиться в Саровскую пустынь. Эта обитель находилась в Тамбовской
губернии на реке Саровке и отличалась исключительным подвижничеством
населявших её иноков, а также строгостью устава. Восемь лет преподобный
Серафим провел в Саровской обители в качестве послушника и прошел пострижение
только в 1786 г. с именем Серафим (с древнееврейского «пламень»). Через
7 лет он был рукоположен в сан иеромонаха.
Ещё
в годы послушничества преподобный проявил тягу к уединению и безмолвию.
Получив благословение настоятеля, преподобный Серафим удалился в лес.
Келья, в которой он поселился, находилась в густой сосновой чаще, на
берегу реки Саровки. Всё своё время преподобный проводил в трудах, молитве,
чтении священного Писания и трудов святых отцов. Рубил дрова, выращивал
овощи и беспрестанно молился. Впоследствии, по примеру святых отцов,
он принял на себя подвиг столпничества. С утра до вечера он молился
на коленях на гранитном камне, лишь ненадолго прерываясь для отдыха
и принятия скудной пищи. В этом великом подвиге он провёл 1000 дней
и ночей. От такого невероятного напряжения и почти трёхлетнего стояния
на камне старец пришёл в крайнее истощение; на его ногах образовались
язвы и он был вынужден прекратить свой подвиг. Осенью 1804 года преподобный
подвергся жестокому нападению разбойников. Они зверски избили старца.
С огромным трудом он смог доползти до обители. У преподобного была проломлена
голова, сломаны рёбра, на теле множество смертельных ран. Святой Серафим
был человеком физически сильным, однако он не стал защищаться (хотя
в руках у него был топор), вспоминая слова Христа: «Взявшие меч, мечом
погибнут» (Мф.26,52). После выздоровления преподобный Серафим вернулся
к пустыннической жизни и возложил на себя новый тяжкий подвиг — молчальничество.
Кто бы к нему ни приходил, он ни с кем не разговаривал и не выходил.
Встретив кого-нибудь в лесу, преподобный падал ниц и не поднимал головы,
пока встречный не проходил мимо.
Следующим
подвигом преподобного Серафима стало затворничество, которое продолжалось
5 лет. И наконец после этого старец всецело посвятил себя служению миру,
духовному руководительству и врачеванию иноков, приняв на себя подвиг
старчества. 47 лет провёл к тому времени старец в монастыре, из них
16 лет в пустынножительстве, 16 лет в затворничестве, молчальничестве,
в полном отречении от мира. И лишь достигнув высочайшего совершенства,
укрепившись в благодати Божией, он, продолжая свою подвижническую жизнь,
принимает на себя апостольское служение миру. Слава о великом подвижнике
давно уже ходила по всей России. Тысячи страждущих духом, чающих наставления,
духовного и телесного исцеления устремляются к святому старцу. Среди
приходящих были самые разные люди: от крестьян до членов императорской
фамилии. Иногда преподобному Серафиму приходилось принимать более 2000
человек в день. Он видел каждого насквозь, его слово исцеляло. Ко всем
старец обращался «радость моя» и встречал словами «Христос воскресе!».
На многие письма он отвечал, не вскрывая конверта; он знал содержание
письма заранее. Чудеса и исцеления, которыми при жизни прославился преподобный
Серафим, кажутся невероятными, а между тем их очевидцами было множество
людей.
Знаменитый
Серафимо-Дивеевский женский монастырь стал главным земным памятником
преподобному Серафиму Саровскому. Он заботился об этой обители и духовно
и материально. Влияние преподобного на дивеевских сестёр было исключительным:
без его благословения они не предпринимали ничего. Именно в Дивеево
сумели сохранить подлинный дух его учения, и не случайно, что мощи великого
святого нашли упокоение именно здесь.
Преставился
преподобный Серафим в 1833 году. Его нашли в келье стоящим на коленях
перед иконой Божией Матери «Умиление» со сложенными крестообразно руками
и подумали, что он просто спит.
За
всю свою жизнь преподобный Серафим сподобился 12 посещений Пресвятой
Богородицы. Последнее из них случилось за два года до смерти старца,
причём на этот раз в присутствии свидетельницы, старицы Дивеевского
монастыря Евпраксии. Сама старица впоследствии так рассказывала об этом:
«… батюшка объявил: «Нам будет видение Божией Матери»... потом... сказал:
«Ну теперь держись за меня и ничего не убойся». В это время сделался
шум, подобно шуму леса… Когда он утих, послышалось пение, подобное церковному.
Потом дверь в келью сама собой отворилась, сделалось светло — белее
дня, и благоухание наполнило». Старица подробно описывает шествие пресвятой
в сопровождении ангелов и святых. Далее она вспоминает: «Отец Серафим
стоял уже не на коленях, а на ногах пред пресвятою Богородицей, и Она
говорила с ним столь милостиво, как бы с родным человеком». На прощание
Пречистая произнесла: «Скоро, любимый мой, будешь с нами».
В
1903 году преподобный Серафим Саровский был причислен Церковью к лику
святых. Его чудотворные мощи были открыты для всеобщего почитания, что
сопровождалось многочисленными исцелениями.
В
1922 году Саровская обитель была закрыта. Мощи святого забрали в Москву.
Сначала они в целях антирелигиозной пропаганды были выставлены в Румянцевском
музее, а затем увезены неизвестно куда, и о их местонахождении долгие
десятилетия никто не знал. В 1990 году великая святыня была обнаружена
в Казанском соборе Ленинграда и в январе 1991 года передана Церкви.
Чудотворные мощи были перевезены в Москву, а затем положены в восстановленном
Серафимо-Дивеевском монастыре. Так исполнилось пророчество преподобного
Серафима, сказавшего однажды, что тело его найдёт пристанище в Дивеево.
Рубрику подготовила
Ольга ШАБАШОВА
|
|