19 декабря
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца


             СВЯТИТЕЛЬ Николай родился в третьем веке на юге Малой Азии (Ликийская область). С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей: при крещении простоял в купели три часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице; по средам и пятницам отказывался от материнского молока ради постных дней. Подрастая, подолгу проводил время в молитве. Ещё в юношеском возрасте он был рукоположен во пресвитера. После смерти родителей святитель Николай стал раздавать своё наследство, проявляя к нищим великое милосердие. Затем он удалился в одну из обителей, но Господь во время молитвы повелел ему принять подвиг служения людям. В это время в городе Миры Ликийской митрополии проходили выборы епископа. Одному из архиепископов в видении был указан Божий избранник — святой Николай. По своему смирению святой Николай отказался от кафедры, однако был вразумлён чудесным явлением Спасителя, подающего ему Евангелие, и Богородицы, возлагающей на него омофор.
             Начало управления кафедрой святителем Николаем совпало с последними гонениями на христиан Диоклетиана. Он был заключён в темницу, но при воцарении святого равноапостольного императора Константина был освобождён и продолжил распространять и утверждать христианство в Ликийской области. Обходя языческие капища, он разрушал идолов. Когда на I Вселенском Соборе еретик Арий стал отрицать Божество сына Божия, святитель Николай даже дал ему пощёчину, за что его хотели лишить сана. Но некоторым отцам Собора было видение Спасителя и Богородицы, по которому они поняли, что дерзновение святителя угодно Господу.
             Ещё при жизни святитель Николай прославился милосердием и чудотворениями, за что и был назван Чудотворцем. Он мог являться людям по воздуху, чтобы спасти от смерти; являлся во сне для вразумления. Много чудес святитель сотворил и после кончины. Его мощи прославились источением целебного мира.
             Заповедь святого апостола Павла почитать наставников, проповедовавших слово Божие и подражать вере их, а также само торжество в честь святителя Николая Чудотворца побуждают нас найти в богоугодной жизни и деяниях этого святого уроки и примеры для подражания.
             Святитель Николай, по замечанию жизнеописателя, был зерцалом всех добрых дел для своего духовного стада. Главными же его добродетелями, которыми он особенно угодил Богу, были пламенная ревность о православной вере и милосердие.
             Своей преданностью Православию и непоколебимой твёрдостью в нём он побуждал христиан к терпеливому несению Креста мучений. Даже в темнице угодник Божий безбоязненно проповедует, несмотря на голод, мучения, угрозы и смерть. Когда же миновала внешняя опасность для Церкви со стороны язычников, появился внутренний враг в лице еретика Ария. Как же сильна была вера святителя Николая, когда он благовествовал слово Божие и обличал дерзкого еретика!
             Наше время отличается с одной стороны легкомысленным маловерием и убийственной холодностью к вере; а с другой стороны — появлением разных лжеучителей, которые, прикрываясь мнимым благочестием, отвергают Евангельские истины и уставы Церкви, и приводят человеческие души в сети диавола. Поэтому долг всякого искренне верующего христианина не только самому быть твёрдо убеждённым в вере, но и заботиться о вразумлении людей неверующих или заблуждающихся. Кто не имеет ревности о Православной Вере, тот неискренний последователь Христа, тот не желает добра своим ближним.
             Другая замечательная добродетель святителя Николая — сострадание и милосердие. Вся его жизнь прошла в подвигах милосердия. «Если бы я подробно стал повествовать о делах милосердия святителя, — говорит жизнеописатель, — о том, какие он оказывал щедроты нуждающимся, сколько алчущих напитал, нагих одел, сколько от заимодавцев выкупил, то у меня и времени не достало бы для этого… он помогал находившимся в бедах, спасал от потопления, исхищал от плена, избавлял от уз и темницы, освобождал от меча и смерти, подавал слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание… и ныне также призывающим его помогает и избавляет их от бед».
             Нам Господь не дал какого-либо чудесного дара для благотворительности, но все мы можем в меру силы своей помогать ближним: накормить голодного, одеть не имеющего одежды, утешить в тяжёлых обстоятельствах жизни. Будем же пользоваться этой возможностью, ведь Господь наградит нас даже за чашку воды, поданную во имя Его.
             Из жития святителя Николая известно, что он особенно почитал воскресные и праздничные дни, проводя их в молитве дома и в храме. Слово Божие в четвёртой заповеди и уставы Церкви требуют от нас праздновать по-христиански воскресенье и другие праздники.
             Бог, даруя нам воскресный день, знал, как мы будем нуждаться в нём. Во-первых, — это день покоя, физического отдыха человека, в котором тело нуждается после трудовых дней. Но кроме физической природы у нас есть ещё и духовная, которую нужно развивать и совершенствовать. Те часы досуга, которые перемежаются работой, не приносят душе успокоения. Но тут приходит воскресный день, и люди вспоминают о душе, о которой в трудах, может быть, забыли.
             Воскресенье — это день, посвящённый Богу, семье и милосердию. Сходите в этот день на богослужение, пообщайтесь с семьёй, навестите больного родственника или подайте нищему у храма, и вы почувствуете, как станет легко на сердце. Душа отдыхает именно так (а не распивая вино и смотря телевизор).
             Ослабляя уважение к воскресному дню, мы вредим сами себе, своей душе. Нам необходим такой день, когда земная суета смолкнет, открыв доступ голосу Божию. Так велико значение воскресного дня! Поэтому нужно строго и неуклонно праздновать его и другие праздничные дни, установленные Церковью, что послужит нашему земному счастью и великому спасению.
             До революции в Екатеринбурге Никольских храмов было пять: Никольская церковь в Верх-Исетском заводе (снесена в 1930-м), Никольская полковая церковь (закрыта в 1925-м, снесена в 1988-м, ныне на этом месте - здание суда и милиции Октябрьского района), Никольская церковь при Нуровском приюте (закрыта в 1919-м, ныне в ней расположена АХЧ Горно-геологической академии), Никольская церковь при городской богадельне (закрыта в 1919-м, ныне - Музей изобразительных искусств на ул.Воеводина), Никольская церковь на Никольском кладбище (закрыта в 1937-м, снесена).
             Ныне в Екатеринбурге три Никольских вновь созданных храма: в микрорайоне Синий Камни (в цокольном этаже жилого дома), в микрорайоне Завокзальный (на первом этаже жилого дома) и в п.Малый Исток.
             В честь Николая Чудотворца освящены также храмы Двуреченска, Нижнего Тагила, Николо-Павловского, Висима, Быньгов, Новопышминского, Поварни, Заречного, Мезенского, Первоуральска, Среднеуральска, Кленовского, Елкино, Гарей, Сосьвы, Волчанска, Юшалы, Тавды, Шогринского.
             Святителю Николаю посвящены и Свято-Николаевский Верхотурский мужской и Свято-Николаевский Туринский женский монастыри.              Сегодня вечером и завтра утром во всех храмах епархии пройдут праздничные богослужения.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.