| |
19 декабря
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
СВЯТИТЕЛЬ Николай родился в третьем веке на юге Малой
Азии (Ликийская область). С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей:
при крещении простоял в купели три часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице;
по средам и пятницам отказывался от материнского молока ради постных дней. Подрастая,
подолгу проводил время в молитве. Ещё в юношеском возрасте он был рукоположен
во пресвитера. После смерти родителей святитель Николай стал раздавать своё
наследство, проявляя к нищим великое милосердие. Затем он удалился в одну из
обителей, но Господь во время молитвы повелел ему принять подвиг служения людям.
В это время в городе Миры Ликийской митрополии проходили выборы епископа. Одному
из архиепископов в видении был указан Божий избранник — святой Николай. По своему
смирению святой Николай отказался от кафедры, однако был вразумлён чудесным
явлением Спасителя, подающего ему Евангелие, и Богородицы, возлагающей на него
омофор.
Начало управления кафедрой святителем Николаем совпало с последними гонениями
на христиан Диоклетиана. Он был заключён в темницу, но при воцарении святого
равноапостольного императора Константина был освобождён и продолжил распространять
и утверждать христианство в Ликийской области. Обходя языческие капища, он разрушал
идолов. Когда на I Вселенском Соборе еретик Арий стал отрицать Божество сына
Божия, святитель Николай даже дал ему пощёчину, за что его хотели лишить сана.
Но некоторым отцам Собора было видение Спасителя и Богородицы, по которому они
поняли, что дерзновение святителя угодно Господу.
Ещё при жизни святитель Николай прославился милосердием и чудотворениями,
за что и был назван Чудотворцем. Он мог являться людям по воздуху, чтобы спасти
от смерти; являлся во сне для вразумления. Много чудес святитель сотворил и
после кончины. Его мощи прославились источением целебного мира.
Заповедь святого апостола Павла почитать наставников, проповедовавших слово
Божие и подражать вере их, а также само торжество в честь святителя Николая
Чудотворца побуждают нас найти в богоугодной жизни и деяниях этого святого уроки
и примеры для подражания.
Святитель Николай, по замечанию жизнеописателя, был зерцалом всех добрых
дел для своего духовного стада. Главными же его добродетелями, которыми он особенно
угодил Богу, были пламенная ревность о православной вере и милосердие.
Своей преданностью Православию и непоколебимой твёрдостью в нём он побуждал
христиан к терпеливому несению Креста мучений. Даже в темнице угодник Божий
безбоязненно проповедует, несмотря на голод, мучения, угрозы и смерть. Когда
же миновала внешняя опасность для Церкви со стороны язычников, появился внутренний
враг в лице еретика Ария. Как же сильна была вера святителя Николая, когда он
благовествовал слово Божие и обличал дерзкого еретика!
Наше время отличается с одной стороны легкомысленным маловерием и убийственной
холодностью к вере; а с другой стороны — появлением разных лжеучителей, которые,
прикрываясь мнимым благочестием, отвергают Евангельские истины и уставы Церкви,
и приводят человеческие души в сети диавола. Поэтому долг всякого искренне верующего
христианина не только самому быть твёрдо убеждённым в вере, но и заботиться
о вразумлении людей неверующих или заблуждающихся. Кто не имеет ревности о Православной
Вере, тот неискренний последователь Христа, тот не желает добра своим ближним.
Другая замечательная добродетель святителя Николая — сострадание и милосердие.
Вся его жизнь прошла в подвигах милосердия. «Если бы я подробно стал повествовать
о делах милосердия святителя, — говорит жизнеописатель, — о том, какие он оказывал
щедроты нуждающимся, сколько алчущих напитал, нагих одел, сколько от заимодавцев
выкупил, то у меня и времени не достало бы для этого… он помогал находившимся
в бедах, спасал от потопления, исхищал от плена, избавлял от уз и темницы, освобождал
от меча и смерти, подавал слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым
глаголание… и ныне также призывающим его помогает и избавляет их от бед».
Нам Господь не дал какого-либо чудесного дара для благотворительности,
но все мы можем в меру силы своей помогать ближним: накормить голодного, одеть
не имеющего одежды, утешить в тяжёлых обстоятельствах жизни. Будем же пользоваться
этой возможностью, ведь Господь наградит нас даже за чашку воды, поданную во
имя Его.
Из жития святителя Николая известно, что он особенно почитал воскресные
и праздничные дни, проводя их в молитве дома и в храме. Слово Божие в четвёртой
заповеди и уставы Церкви требуют от нас праздновать по-христиански воскресенье
и другие праздники.
Бог, даруя нам воскресный день, знал, как мы будем нуждаться в нём. Во-первых,
— это день покоя, физического отдыха человека, в котором тело нуждается после
трудовых дней. Но кроме физической природы у нас есть ещё и духовная, которую
нужно развивать и совершенствовать. Те часы досуга, которые перемежаются работой,
не приносят душе успокоения. Но тут приходит воскресный день, и люди вспоминают
о душе, о которой в трудах, может быть, забыли.
Воскресенье — это день, посвящённый Богу, семье и милосердию. Сходите в
этот день на богослужение, пообщайтесь с семьёй, навестите больного родственника
или подайте нищему у храма, и вы почувствуете, как станет легко на сердце. Душа
отдыхает именно так (а не распивая вино и смотря телевизор).
Ослабляя уважение к воскресному дню, мы вредим сами себе, своей душе. Нам
необходим такой день, когда земная суета смолкнет, открыв доступ голосу Божию.
Так велико значение воскресного дня! Поэтому нужно строго и неуклонно праздновать
его и другие праздничные дни, установленные Церковью, что послужит нашему земному
счастью и великому спасению.
До революции в Екатеринбурге Никольских храмов было пять: Никольская церковь
в Верх-Исетском заводе (снесена в 1930-м), Никольская полковая церковь (закрыта
в 1925-м, снесена в 1988-м, ныне на этом месте - здание суда и милиции Октябрьского
района), Никольская церковь при Нуровском приюте (закрыта в 1919-м, ныне в ней
расположена АХЧ Горно-геологической академии), Никольская церковь при городской
богадельне (закрыта в 1919-м, ныне - Музей изобразительных искусств на ул.Воеводина),
Никольская церковь на Никольском кладбище (закрыта в 1937-м, снесена).
Ныне в Екатеринбурге три Никольских вновь созданных храма: в микрорайоне
Синий Камни (в цокольном этаже жилого дома), в микрорайоне Завокзальный (на
первом этаже жилого дома) и в п.Малый Исток.
В честь Николая Чудотворца освящены также храмы Двуреченска, Нижнего Тагила,
Николо-Павловского, Висима, Быньгов, Новопышминского, Поварни, Заречного, Мезенского,
Первоуральска, Среднеуральска, Кленовского, Елкино, Гарей, Сосьвы, Волчанска,
Юшалы, Тавды, Шогринского.
Святителю Николаю посвящены и Свято-Николаевский Верхотурский мужской и
Свято-Николаевский Туринский женский монастыри.
Сегодня вечером и завтра утром во всех храмах епархии пройдут праздничные
богослужения.
|
|