|
ТАИНСТВО БРАКА
Брак
— это просвещение и одновременно тайна. В нем про- исходит преображение
человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое
ощущение жизни, рождается в новой полноте. Это познание делает нас богаче,
мудрее, приносит чувство завершенной полноты. Жизнь в браке имеет три
стороны — биологическую, социальную и духовную, и все три должны образовывать
целостное единство, открывающее новый путь жизни. «Тайна сия велика есть»,—
говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам. Иоанн Златоуст указывает
на естественное расположение к браку как на закон по происхождению своему
Божественный. Брак — не только внешнее соединение мужа и жены, это и внутреннее
единение их душ для взаимного движения к совершенству.
Если бы все вступающие
в брак ясно представляли себе высокую нравственную цель и стремились к
ее достижению! Однако, часто мы видим, что в современном обществе брак
из тайны превратился в узаконенную половую жизнь. А если учесть, что средства
массовой информации создают напряженное сексуальное поле и всеми способами
стремятся возбудить человека, мы оказываемся втянутыми в этот водоворот
сексуальности и начинаем все объяснять ею и через нее. Отношения полов,
таким образом, упрощаются до простого влечения, и нам становится недоступным
самое глубинное человеческое чувство — чувство любви как духовного единения.
Тонкость и чистота
взаимной любви в браке, как понимает его Церковь, не только не стоят вне
телесного сближения, но, наоборот, им питаются. Но если в семье слабеют
духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством,
опускаясь иногда до своего рода проституции, принявшей легальную форму.
Искажение семьи, наблюдаемое сейчас повсеместно,— факт трагического порядка.
Пол не может и не должен жить в нас отдельной жизнью, но должен быть включен
в целостную общую жизнь, которую Бог завещал человеку при его сотворении.
Брак — это духовный
путь, путь борьбы с грехом во взаимном восполнении друг друга. В благословенном
супружестве исчезает чувство своего «я» как отдельного человека. И в большом,
и в малом, и во внутреннем мире, и во внешних делах муж и жена чувствуют
себя частью какого-то общего целого. Отношения эти принципиально отличаются
от отношений в так называемом «сексуальном партнерстве», ибо в последнем
и речи не идет об отказе от своего «я», но, наоборот, о максимальном его
удовлетворении.
Брак все больше
дискредитируется среди молодых. А возрастающий культ внебрачных связей
облекается в форму «поэзии изящной безнравственности», — как говорил Константин
Леонтьев. Но творческая энергия пола вне семьи становится энергией разрушения
и саморазрушения. Действительно, внебрачная половая жизнь есть торжество
чистой сексуальности за счет духовной стороны человека. Происходит как
бы переориентация человека: ради удовольствия насыщения он отступает от
Божественного образа, к которому призван. Вот почему Церковь так категорична
в отношении внебрачных связей и прелюбодеяний.
Не таков христианский
брачный союз. Он имеет глубочайшее духовное основание. Путь христианской
супружеской четы можно уподобить вращению Земли с ее постоянным спутником.
Луной, вокруг Солнца. Христос — Солнце правды, греющее детей Своих и светящее
им во тьме. «Где двое во имя Христово, там нет места никакому злу», —
говорили древние христиане. Союз мужа и жены уподобляется союзу Христа
и Церкви. Семья — «малая Церковь», в православном понимании.
Есть определенные
дни, когда венчание не совершается. Не венчают, по каноническим правилам,
в течение всех четырех постов, в Пасхальную седмицу и в святки, кроме
того, не принято заключать браки накануне больших церковных праздников
и в субботу, чтобы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии
и развлечениях. В Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается
накануне постных дней, то есть не венчают во вторник и в четверг.
Венчание совершается
после Литургии, где жениху и невесте рекомендуется причаститься Святых
Тайн. Отсюда видно, что венчание — это часть большой церковной жизни:
недостаточно быть просто крещеным, надо вести церковную жизнь. Без этого
венчание становится пышной формальностью.
Венчанию предшествует
обручение.
Кольцо — знак вечности
и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого
Духа. По канону, одно кольцо должно быть золотым, а другое — серебряным.
Первое символизирует своим блеском Солнце, которому уподобляется муж в
брачном союзе, второе, серебряное,— подобие Луны, меньшего светила, блистающего
отраженным солнечным светом. Священник трижды обменивает кольца на руках
жениха и невесты в знак отдания их на всю жизнь друг другу: серебряное
остается у жениха, золотое — у невесты.
Затем следует собственно
чин венчания. Оно происходит перед алтарем. На белом полотенце, как на
облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как
бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение
их брака.
В чине венчания,
кроме молитв о телесном и душевном здравии будущих супругов и даровании
им потомства и умножении богатства вспоминается сотворение женщины, брачное
благословение в раю, история библейских браков Авраама, Исаака, Иакова,
родителей Пресвятой Богородицы. Священник молится о даровании будущим
супругам единомыслия душ и телес, долгоденствия, целомудрия и «союза мирна».
Ибо единственный брак, который может не разбиться в бурном море житейском,—
это брак целомудренный, а не похотливый. Целомудрие же не есть воздержание,
но хранение мудрости, то есть не растрачивание себя ни в телесном, ни
в душевном смысле. Хранение себя — не для себя, так как это одна из уловок
беса, а хранение себя для Бога, для исполнения Его воли, хранение себя
для ближнего, в нашем случае — для супруга. Брак — это один из видов христианского
служения Богу.
|
|