ТАИНСТВО БРАКА

      Брак — это просвещение и одновременно тайна. В нем про- исходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в новой полноте. Это познание делает нас богаче, мудрее, приносит чувство завершенной полноты. Жизнь в браке имеет три стороны — биологическую, социальную и духовную, и все три должны образовывать целостное единство, открывающее новый путь жизни. «Тайна сия велика есть»,— говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам. Иоанн Златоуст указывает на естественное расположение к браку как на закон по происхождению своему Божественный. Брак — не только внешнее соединение мужа и жены, это и внутреннее единение их душ для взаимного движения к совершенству.
          Если бы все вступающие в брак ясно представляли себе высокую нравственную цель и стремились к ее достижению! Однако, часто мы видим, что в современном обществе брак из тайны превратился в узаконенную половую жизнь. А если учесть, что средства массовой информации создают напряженное сексуальное поле и всеми способами стремятся возбудить человека, мы оказываемся втянутыми в этот водоворот сексуальности и начинаем все объяснять ею и через нее. Отношения полов, таким образом, упрощаются до простого влечения, и нам становится недоступным самое глубинное человеческое чувство — чувство любви как духовного единения.
          Тонкость и чистота взаимной любви в браке, как понимает его Церковь, не только не стоят вне телесного сближения, но, наоборот, им питаются. Но если в семье слабеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до своего рода проституции, принявшей легальную форму. Искажение семьи, наблюдаемое сейчас повсеместно,— факт трагического порядка. Пол не может и не должен жить в нас отдельной жизнью, но должен быть включен в целостную общую жизнь, которую Бог завещал человеку при его сотворении.
          Брак — это духовный путь, путь борьбы с грехом во взаимном восполнении друг друга. В благословенном супружестве исчезает чувство своего «я» как отдельного человека. И в большом, и в малом, и во внутреннем мире, и во внешних делах муж и жена чувствуют себя частью какого-то общего целого. Отношения эти принципиально отличаются от отношений в так называемом «сексуальном партнерстве», ибо в последнем и речи не идет об отказе от своего «я», но, наоборот, о максимальном его удовлетворении.
          Брак все больше дискредитируется среди молодых. А возрастающий культ внебрачных связей облекается в форму «поэзии изящной безнравственности», — как говорил Константин Леонтьев. Но творческая энергия пола вне семьи становится энергией разрушения и саморазрушения. Действительно, внебрачная половая жизнь есть торжество чистой сексуальности за счет духовной стороны человека. Происходит как бы переориентация человека: ради удовольствия насыщения он отступает от Божественного образа, к которому призван. Вот почему Церковь так категорична в отношении внебрачных связей и прелюбодеяний.
          Не таков христианский брачный союз. Он имеет глубочайшее духовное основание. Путь христианской супружеской четы можно уподобить вращению Земли с ее постоянным спутником. Луной, вокруг Солнца. Христос — Солнце правды, греющее детей Своих и светящее им во тьме. «Где двое во имя Христово, там нет места никакому злу», — говорили древние христиане. Союз мужа и жены уподобляется союзу Христа и Церкви. Семья — «малая Церковь», в православном понимании.
          Есть определенные дни, когда венчание не совершается. Не венчают, по каноническим правилам, в течение всех четырех постов, в Пасхальную седмицу и в святки, кроме того, не принято заключать браки накануне больших церковных праздников и в субботу, чтобы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. В Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается накануне постных дней, то есть не венчают во вторник и в четверг.
          Венчание совершается после Литургии, где жениху и невесте рекомендуется причаститься Святых Тайн. Отсюда видно, что венчание — это часть большой церковной жизни: недостаточно быть просто крещеным, надо вести церковную жизнь. Без этого венчание становится пышной формальностью.
          Венчанию предшествует обручение.
          Кольцо — знак вечности и непрерывности брачного союза, ибо непрерывна и вечна благодать Святого Духа. По канону, одно кольцо должно быть золотым, а другое — серебряным. Первое символизирует своим блеском Солнце, которому уподобляется муж в брачном союзе, второе, серебряное,— подобие Луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Священник трижды обменивает кольца на руках жениха и невесты в знак отдания их на всю жизнь друг другу: серебряное остается у жениха, золотое — у невесты.
          Затем следует собственно чин венчания. Оно происходит перед алтарем. На белом полотенце, как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака.
          В чине венчания, кроме молитв о телесном и душевном здравии будущих супругов и даровании им потомства и умножении богатства вспоминается сотворение женщины, брачное благословение в раю, история библейских браков Авраама, Исаака, Иакова, родителей Пресвятой Богородицы. Священник молится о даровании будущим супругам единомыслия душ и телес, долгоденствия, целомудрия и «союза мирна». Ибо единственный брак, который может не разбиться в бурном море житейском,— это брак целомудренный, а не похотливый. Целомудрие же не есть воздержание, но хранение мудрости, то есть не растрачивание себя ни в телесном, ни в душевном смысле. Хранение себя — не для себя, так как это одна из уловок беса, а хранение себя для Бога, для исполнения Его воли, хранение себя для ближнего, в нашем случае — для супруга. Брак — это один из видов христианского служения Богу.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.