|
СВЯЩЕННИК,
ВРАЧ, ПРОФЕССОР
Имя
настоятеля Свято-Илиинского храма, что в госпитале инвалидов войн, доктора
медицинских наук, профессора отца Сергия Вогулкина хорошо знают в церковных,
светских и преподавательских кругах не только Екатеринбурга, но и всей
Свердловской области и Уральского региона.
Православие, медицина,
преподавательская деятельность — вот те сферы, где он сегодня несет свое
служение. Думается, знакомство с этим интереснейшим, большой души человеком
будет полезно для наших читателей. Итак, сегодня отец Сергий Вогулкин
— в нашей гостиной.
–
Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье, о родителях. Были
ли они связаны с медициной?
– Здесь, наверное, нужно
начать не с родителей, а с прародителей. Дело в том, что мой прадед по
материнской линии был фельдшером и работал недалеко от города Рыбинска.
У него был свой двухэтажный дом, собственный экипаж лошадей. В семье было
девять детей, и все девять получили высшее образование.
Наверное, именно с моего
прадеда у нас идет вот такая медицинская линия. Правда, бабушка моя не
была врачом, и среди детей моего прадеда врачей также не было. Но зато
моя мама и отец стали врачами. А дед мой во время первой мировой войны
служил на фронте военным фельдшером.
Но, конечно, в нашей
семье были не только медики. Отец мне рассказывал, что в середине 19 века
его двоюродный дед был благочинным, причем здесь, в Екатеринбурге. Так
что у нас в роду были и православные священники.
Один из двоюродных братьев
моего отца также служил священником. В 30-е годы он был репрессирован
и погиб в лагерях.
–
Расскажите о том, как Вы пришли в медицину.
– Вы знаете, у меня с
этим как-то и вопросов не возникало. Мои родители всю жизнь работали врачами,
и так сложилось, что я особо не задумывался над выбором своего жизненного
пути. После 10 класса я уже твердо знал, что пойду именно в медицину.
–
Даже сомнений никаких не возникало?
– Абсолютно никаких.
Тем более, что у меня всегда была такая своего рода гуманитарная установка.
Математику я хорошо знал, но никогда ею особо не увлекался. А вот химия,
биология — это были мои любимые предметы. Так что с выбором профессии
у меня не было никаких сомнений.
–
Во время обучения в медицинском институте и после его окончания — кто
был Вашим наставником?
Своим наставником и учителем
я до сих пор считаю Савичевского Милослава Станиславовича. С третьего
курса моего обучения в институте он был моим учителем до конца своих дней.
К сожалению, умер он совсем молодым, скоропостижно, в возрасте всего 38
лет.
Все это время Милослав
Станиславович был для меня образцом. Его мама работала в медицинском институте,
преподавала на кафедре терапии. Сам он также был блестящим преподавателем
и хирургом, и являлся одним из тех специалистов, кто здесь, на Урале,
начинал сердечную хирургию.
Именно он руководил моей
кандидатской диссертацией. Собственно говоря, Милослав Станиславович и
сделал меня ученым и преподавателем. Он привил любовь ко всей медицине,
и к хирургии — в частности. Хотя, конечно, рядом с ним были и другие высококлассные
специалисты. Это была целая плеяда людей, единомышленников, которые и
создавали атмосферу той среды, где я учился.
Уже на третьем курсе
мединститута я стал участвовать в операциях, выполнял определенную студенческую
научную работу. Тогда для меня уже не было никаких сомнений, что я пойду
именно в хирургию. Блестящий коллектив в то время сложился на кафедре
профессора Сахарова. Там и началась моя деятельность хирурга.
–
Как складывалась Ваша судьба дальше, по окончании медицинского института?
– После этого я поступил
в ординатуру по общей хирургии, где обучался два года. Потом работал в
23-й горбольнице, в сердечно-сосудистом центре. Он как раз в это время
организовался и только-только начинал свою деятельность.
В то время кафедрой там
заведовал профессор Соколов. Именно здесь я и стал работать хирургом-рентгенологом,
в кабинете зондирования полостей сердца. Работа заключалась в диагностике
врожденных и приобретенных пороков сердца.
Аппаратура, конечно же,
была не такая, что сейчас. Тогда это было достаточно трудоемкое дело,
сложное — зондировать сердце и ставить диагнозы. Ведь в ходе этого решался
главный вопрос — пойдет ли больной на операцию или нет.
Одновременно с этим я
дежурил в отделениях — по неотложной хирургии, по неотложным травмам,
в общем, выполнял обычную работу хирурга.
Ну, а дальше, в 1971
году, будучи уже практическим врачом и отучившись в ординатуре, я начал
работу над диссертацией. И в том же году защитил кандидатскую диссертацию,
опять-таки по хирургии. Именно тогда начал проявляться мой интерес к физиологии,
к функциям организма. Это были диагностические данные, физиологические
параметры больных до и после операции.
В том же 1971 году стал
ассистентом кафедры факультативной хирургии у профессора Михайлова. Здесь
я уже начал преподавать хирургию, одновременно продолжая научные исследования.
В то же самое время продолжал
совершенствоваться в хирургии. В областной больнице, где находилась наша
кафедра, мы много оперировали. Больных было много, в том числе и тяжелых.
Это было своего рода продолжением хирургической школы.
Ну, а дальше мое увлечение
диагностикой и изучением функций организма привело к тому, что это стало
привлекать меня больше всего. В 1978 году я оставил кафедру и стал заведовать
лабораторией клинической физиологии в Свердловском институте травматологии
и ортопедии. Там был очень хороший коллектив и современная аппаратура.
Я начал руководить этой лабораторией, и к 1986 году защитил докторскую
диссертацию. Защита проходила в Ленинграде, в Военно-Медицинской Академии.
–
Как складывалась Ваша карьера врача дальше?
– Где-то в 1987 году
я снова вернулся в медицинский институт, но уже на кафедру оперативной
хирургии, где работал профессором в течение семи лет. Операции я не прекращал,
но они как бы видоизменились.
В то время мы со студентами
организовали своего рода кружок по хирургическому лечению животных, практически
на добровольных началах. Уже тогда для обучения студентов я не мог оперировать
здоровых животных. А поскольку больных животных всегда было очень много,
мы со студентами собрали вот такую небольшую медицинскую бригаду и открыли
прием. Происходило это в подвале медицинского общежития.
К нам со всего города
повезли кошек, упавших с 5-6 этажа, травмированных собак, другую живность…
Ребята мои ставили в то время такое количество операций, которое обычному
студенту даже и не снилось. Делались сложнейшие операции по лечению тяжелых
переломов, травм различного рода, причем буквально на всех органах. Это
была прекрасная школа для будущих хирургов. И практически все, кто был
в моей бригаде, стали хирургами-травматологами. Сейчас они работают в
различных больницах города. Поэтому я вспоминаю то время с большим удовольствием.
Ну, а дальше — после
того, как я в 1993 году перенес тяжелейшую операцию, мне больше нельзя
было работать с формалином. С тех пор на кафедре работать я не мог.
Как раз в это время появилась
возможность открыть новую кафедру психологии и педагогики для преподавателей
медицинских училищ в целях повышения их квалификации. Причем там же, в
медицинском институте. И, начиная с 1994 года, я заведую этой кафедрой.
Со временем она стала кафедрой и студенческой, потому что у студентов
тоже ввели преподавание психологии и педагогики. Поэтому там у нас сейчас
и факультет повышения квалификации для преподавателей, и кафедра психологии
и педагогики для студентов.
Ну, а в данное время
меня пригласили преподавать в Уральский Гуманитарный институт. Здесь я
читаю для студентов курс лекций по анатомии и психологии центральной нервной
системы.
–
Вы много занимаетесь преподавательской деятельностью. Каков, на Ваш взгляд,
уровень современного студента?
– В наше время, конечно
же, был более строгий отбор студентов. Да и конкурс был 6-7 человек на
одно место. Сейчас, конечно, тоже есть конкурс, и я не хочу сказать, что
нынешние студенты в чем-то хуже, чем мы были в свое время. Разницу можно
заметить в том, что сейчас абитуриенты стали как-то грубее, что ли… Поступив
в институт, они становятся потом более интеллигентными. То, что я слышу
от абитуриентов на вступительных экзаменах, говорит о том, что с воспитанием
у них были очень большие проблемы.
Конечно, и школы к воспитанию
стали прилагать меньше усилий. Может быть, возможностей у них стало меньше…Но
абитуриент в целом подготовлен не так хорошо, как раньше. Ведь раньше
был очень строгий конкурс, и готовиться к поступлению нужно было очень
усиленно. А сейчас студент, если у него есть деньги, имеет возможность
готовиться менее напряженно. В коммерческом ВУЗе можно вообще обойтись
собеседованием, и многие делают на это ставку, особенно себя не утруждая
в учебе. Поэтому разница между прошлыми и нынешними студентами заключается,
может быть, только в этом.
А так — мы были в свое
время такими же, как они. Ну, разве что у нас была большая нацеленность
на реальное будущее. Поэтому наши взгляды были более устойчивыми. Хотя,
может быть, они являлись не такими правильными с позиций нынешнего времени.
Сейчас молодежь не имеет
такой целостной ориентации. Какое общество их ждет? К чему они должны
готовиться? — никто из них не знает. И это — очень большая проблема.
–
Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли в Церковь?
– Вы знаете, я думаю,
что вера присутствует у человека всегда. И сколько я себя помню, я все
время стремился к какому-то идеалу. Это я и в людях искал, и старался
в студентах воспитывать что-то возвышенное. Конечно, был и комсомольцем,
и в партии состоял, но эта сторона общественной жизни меня не очень удовлетворяла.
Чего-то там не было. И я себя гораздо лучше ощущал, когда занимался своей
непосредственной врачебной деятельностью. А вот какие-то узкие идеологические
рамки меня никогда не устраивали.
Поэтому неосознанная
вера жила во мне всегда. Моя родная бабушка, мои родители — все они были
людьми интеллигентными. А интеллигентный человек — это не догматик. Это
человек с более широкими взглядами, которые исключают какие-то узкие рамки.
Поэтому я всегда искал
что-то хорошее. Светлое и в людях, и в окружающем меня мире. И вот — в
конце-концов нашел это в Православной вере.
Естественно, что здесь
не обошлось без каких-то указаний Божиих. Потому что, конечно, Господь
меня вразумлял. Например, тяжелой болезнью, когда у меня остаться в живых
был минимум шансов. Вразумлял меня Господь и потерей близких людей. Все
это — как бы тот естественно-неестественный путь, которым люди сейчас
в большинстве своем и приходят к вере Православной.
Раньше, когда детей крестили
в раннем детстве, это было естественно. И ребенок после крещения уже был
православным человеком. Сейчас люди приходят к вере с какими-то поломанными
судьбами, через какие-либо испытания, которые посылает Господь. То есть
они приходят к вере тем путем, о котором я говорил.
Думаю, что это должно
происходить не так, и человек должен приходить к вере через семью.
В нашей семье, нужно
сказать, всегда свободно обсуждались вопросы, связанные с религией. Никакой
догматики, в том числе и идеологической, у нас не было. Поэтому я считаю,
что мой приход к Православной вере был закономерным.
Но я еще раз хочу повторить,
что произошло это через сильные, серьезные испытания.
К вере я пришел, когда
мне уже было около 50 лет. И сколько могу, я и сейчас продолжаю с большим
интересом изучать все, что мне доступно. У меня много православной литературы.
Но в основном я ориентируюсь на классику Православной веры — на труды
святых отцов. Это тот базис, на котором можно строить свою жизнь, науку
и все рассуждения.
–
В каких храмах Вы сейчас служите?
– Начинал я служить в
Свято-Троицком храме. Потом мы открыли молитвенную комнату в областной
клинической больнице. Это были мои первые шаги как священника в лечебном
учреждении. Там сейчас находится храм во имя святых целителей Космы и
Дамиана. А потом я перешел в госпиталь для инвалидов и ветеранов войн,
и там, после соответствующего соглашения с Семеном Исаковичем Спектором,
мы организовали православный храм во имя пророка Божия Илии. Это — основной
храм, где я сейчас служу. Он — чисто больничный. Есть у нас, конечно,
и свой приход. К нам приходят люди, которые не лечатся и не работают в
госпитале, и таких немало. Но в основном приходят на наши богослужения
прежде всего больные.
После этого мы открыли
молитвенную комнату в филиале госпиталя инвалидов войны, это недалеко
от Первоуральска, и освятили ее во имя святой блаженной Ксении Петербургской.
Там два раза в месяц мы служим молебны и Литургии. Прихожане там те же
самые. Это, прежде всего, больные. Они сначала лежат в госпитале, а потом
переезжают сюда и проходят реабилитацию. Поэтому мы не теряем наших прихожан,
а как бы следуем за ними.
Совсем уже скоро, 21
октября, Владыка Викентий будет закладывать здесь камень в основание будущей
церкви.
В этом нам всемерно помогает
министр областного правительства Семен Исакович Спектор. Сейчас у церкви
есть основание, фундамент, в скором времени начнут возводиться стены.
Уже в следующем году мы надеемся начать там богослужения.
И, наконец, еще один
храм у нас был освящен Владыкой Викентием во имя священномученика Гермогена.
Располагается он в Центре здоровья «Символ». Сам центр стал сейчас очень
православно ориентированным. Как раз там служит мой второй священник,
отец Игорь Саватеев.
Нужно сказать, что в
этом центре здоровья лежат очень тяжелые больные. Многие — с тяжелой патологией,
от которых отказались даже врачи. Там больные проходят лечение и получают
духовное окормление. Это — постоянные беседы и постоянная молитвенная
помощь. Духовная работа ведется здесь очень серьезная.
–
В обычных храмах прихожане тоже приходят к священнику со своими сложными
вопросами, проблемами, но они все-таки в массе своей здоровые люди. Насколько
тяжелее служить там, где прихожане — заведомо тяжелобольные люди и инвалиды?
– Вы знаете, с одной стороны,
это действительно тяжело — видеть мучения и страдания людей, иногда смертельно
больных. Но, с другой стороны, мне кажется, что отдача в больничных храмах
гораздо больше. Потому что больной человек изначально ориентирован на
веру. Иногда за долгие месяцы и годы своей болезни он убеждается, что
медицина не так всесильна и не всегда может помочь. И в этой ситуации
человек начинает искать какие-то другие пути, более правильные. Поэтому
работать с больными людьми легче. Ведь они ждут, когда им откроют глаза,
и всегда с благодарностью принимают духовную помощь. В этом смысле я получаю
очень большое удовлетворение от служения именно в таком, больничном храме.
Эти храмы, конечно же,
небогатые. Да они и не могут быть богатыми — это понятно, многие требы
по этой причине мы совершаем бесплатно, понимая, что у пожилого, нередко
одинокого человека нет средств, чтобы сделать какие-либо пожертвования.
Я считаю такого рода
служение самым нужным. Ведь больны практически все мы — кто физически,
кто духовно. Но когда человек тяжко болен, да еще и душевно сломлен, вот
тут такая духовная помощь для него — огромное благо. Поэтому, несмотря
на всю тяжесть такого служения, как мне кажется, мы должны обратить сейчас
внимание на две категории прихожан: на людей больных и на маленьких детей.
Если мы сделаем это, то тогда следующее поколение будет лучше, чище, чем
нынешнее.
–
А молодежь?
– С молодежью нужно работать.
Но она, к сожалению, успела закончить ту школу, которая с советских времен
ничуть не изменилась. И то, что в ней сейчас нет идеологии, существовавшей
ранее, — открытой и односторонней, так ее там в данное время вообще никакой
нет. Поэтому молодежь в массе своей остается, к сожалению, на позициях
атеистических. И все свое внимание, думаю, мы сейчас должны обратить на
семьи и на маленьких детей.
У нас помимо тех, госпитальных
храмов, о которых я рассказывал, есть еще и детский приют, который мы
духовно окормляем. Это — социально-реабилитационный центр, где находится
45 детей разного возраста. Есть и шести-, и шестнадцатилетние. Возраст
разный, и дети — тоже самые разные. Сиротами их назвать нельзя в полном
смысле слова, ведь многие их родители — живы. Но это — дети брошенные.
И мы стараемся им всемерно помочь.
Они регулярно бывают
в нашем храме, исповедуются, причащаются. Чем можем, мы стараемся облегчить
им эту жизнь. И они очень благодарны за то, что хотя бы кто-то обращает
на них внимание. Так что это — еще одна категория наших прихожан.
–
Когда Вы пришли к вере, как к этому отнеслись Ваши коллеги?
Когда я стал просто православным
человеком, это никого не удивило. А вот когда я стал православным священником,
это удивило многих и даже в чем-то изменило существующие отношения. Потому
что это был, так скажем, необычный поступок для того времени. Многие просто
не поняли, зачем мне это нужно. Были и насмешки.
Но таких были единицы.
Как правило, это люди недалекие. Они не из мира науки, а, так сказать,
люди рядом с наукой. Потом ведь иногда окружающие этого просто не понимают.
Это естественно, потому что люди, живущие рассудком, не понимают поступков
разумных. Если человек начинает жить какой-то другой жизнью, это вызывает
определенное непонимание.
Но нужно сказать, что
все наши ученые — люди образованные. А образованный человек не может ограничиться
только рассудочной деятельностью. И нужно сказать о том, что после моего
поступка отношение ко мне со стороны коллег или вообще не изменилось,
или, наоборот, улучшилось. Ко мне регулярно обращаются за помощью, и сейчас
я каждый год выступаю перед студентами медицинской академии. Для студентов
в прошлом году я читал свой факультатив по духовно-нравственным основам
медицины. Этот цикл лекций я читаю и для студентов нескольких медицинских
училищ и колледжей области. Туда меня приглашают специально.
…В целом, все медики
настолько близки в своей работе к богослужению, что это не вызывает особого
удивления. И я считаю, что сейчас отношение ко мне вполне адекватное.
И в медицинской академии, и в гуманитарном институте я чувствую себя нормально.
–
Вера и медицина: где здесь, по-Вашему, существуют точки соприкосновения?
— Я считаю, что здесь
есть не только точки соприкосновения — одно без другого просто жить не
может! Если мы откроем учение святых отцов, то они прямо говорят о том,
что уход за больным человеком приравнивается к богослужению. Тогда где
грань между медициной и верой? Здесь ее просто нет.
Я совершенно уверен —
и в этом мы постоянно убеждаемся, что человек неверующий, неправославный,
долго ухаживать за больным не сможет. Силы его истощаются, он становится
резким, раздражительным и нетерпимым к больному. И только у человека верующего
есть практически неисчерпаемый источник душевных сил.
У меня есть несколько
прихожан, которые годами ухаживают за своими тяжелобольными родственниками,
родителями, и они держатся фактически одной только верой. Порой, казалось
бы, и сил-то человеческих уже нет, поскольку все это чрезвычайно тяжело
и занимает все свободное время. И эти люди держатся только верой. Без
нее они бы уже давным-давно сдали своих родственников в дом инвалидов
или еще куда-либо, фактически на верную гибель.
–
Существует много областей, где Вы трудитесь. Как Вам удается найти на
все время?
– Вы знаете, видимо,
Господь дает. У меня, конечно же, нет выходных, потому что практически
ежедневно я работаю, а в субботу и воскресенье служу в храме.Но именно
в эти дни я отдыхаю душой. Хотя приходится и исповедовать, и проводить
службы. Конечно, для меня это нелегко, ведь я, мягко говоря, уже не молод.
Тем не менее, другой жизни для себя я сейчас просто не представляю. Это
вошло в какой-то определенный ритм, и я чувствую себя достаточно комфортно
в этих условиях. Хотя свободного времени у меня практически не остается.
Конечно, хочется, чтобы
его было побольше. Порой и написать что-то нужно, и почитать, и к лекциям
необходимо готовиться… Но стараюсь по мере своих сил успевать все.
–
Когда у Вас выдаются свободные часы, как Вы отдыхаете?
– Со свободным временем,
как я уже сказал, у меня очень напряженно. В прошлом году я поменял дом
в деревне, он был в ста километрах от города. Там я отдыхал каждое лето.
Но ездить в такую даль не было никакой возможности. И сейчас у меня —
сад на Широкой Речке. Это близко и от храма и от места работы. И если
у меня есть свободное время, я копаюсь в своем саду. Полностью назвать
это досугом я не могу. Но физическая работа имеет одно, очень интересное
свойство — она освобождает голову. И в это время есть над чем подумать.
Я уже не раз замечал, что самые интересные мысли приходят как раз тогда,
когда занимаешься вот такой работой по саду — что-то копаешь, пересаживаешь…
Я очень люблю животных.
У меня дома есть и кошка и собака… Люблю своих детей. У меня сейчас подрастает
еще две дочери. Есть и внуки, старшему 16 лет, младшей внучке — 10.
– Вы регулярно читаете
«Православную газету». Каких материалов, на Ваш взгляд, в ней печатается
пока еще недостаточно?
– Мне кажется, что статей
о работе с больными людьми, семьями и детьми все-таки не хватает. Таких
материалов, думается, нужно делать больше.
– Время прошло незаметно,
и наша беседа приблизилась к концу. Отец Сергий, спасибо, что Вы нашли
время прийти в нашу гостиную.
– Спасибо Вам.
Материал
подготовил
Ю. Анипченко
|
|