|
ВЗРАЩИВАЯ
ПЛОДЫ ДОБРЫЕ
–
Отец Петр, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения и становления
духовной семинарии. Ведь у нее – яркое и насыщенное событиями прошлое…
– Действительно,
наше учебное заведение имеет очень много светлых страниц своей истории.
Возникло оно давно. Это одно из старейших духовных учебных заведений России.
Первоначально
в Екатеринбурге появилось в 1853 году Екатеринбургское духовное училище.
Открылось оно в том же самом году, когда было создано Екатеринбургское
викариатство. Впоследствии духовное училище росло, расширялось, и постепенно
стал подниматься вопрос об открытии на его базе духовной семинарии.
В 1885 году
Екатеринбургская епархия становится самостоятельной, а Екатеринбург приобретает
статус очень крупного города. В связи с этим вопрос об открытии здесь
духовной семинарии ставился неоднократно, однако никак не решался. И только
в 1912 году началась непосредственная работа по ее созданию.
Сначала один
за другим создаются соответствующие классы при Пермской семинарии. А вслед
за этим, в 1916 году, в Екатеринбурге открывается уже непосредственно
своя духовная семинария. К сожалению, она успела сделать только один выпуск,
— около 20 человек. Вскоре после этого, в 1919 году, она была закрыта.
– Получается,
что какое-то время после революции семинария еще работала?
– Да, причем
один из ее учеников в это же время пострадал за веру. Это был семинарист
Коровин, которого зверски убили. Среди преподавателей этого духовного
заведения тоже были люди, священномученики, которые пострадали за свои
убеждения. Один из них – отец Феликс (Козельский), который твердо стоял
на позициях патриарха Тихона.
— Выше
Вы говорили о том, что духовная семинария берет свое начало из Екатеринбургского
духовного училища. А что можно вспомнить из истории самого училища?
– В свое
время его заканчивали несколько знаменитых выпускников. Это известный
русский ученый, изобретатель радио А. Попов. Екатеринбургское духовное
училище когда-то закончил и видный историк Русской Православной Церкви
А.В. Карташов. Здесь учились и известные писатели — Д.Н. Мамин-Сибиряк
и П.П. Бажов. Последний еще и преподавал какое-то время русский язык в
системе духовных школ епархии.
– Отец
Петр, а что стало с семинарией после ее закрытия в 1919 году?
– С этого
времени духовного образования здесь, в Екатеринбурге, не стало. Какое-то
очень непродолжительное время работал Екатеринбургский богословский институт,
однако и он в 20-е годы был закрыт.
Вопрос о
возрождении духовного образования вновь и очень остро встал только в начале
90-х годов. Необходимо было начать подготовку духовных кадров грамотных
священнослужителей. Это – одна из первоочередных проблем, что всегда подчеркивалось
священноначалием Русской Православной Церкви.
Одной из
самых насущных остается эта задача и в наши дни. Ведь территория Екатеринбургской
епархии — очень большая, а грамотных священнослужителей с духовным образованием
по-прежнему не хватает. Именно поэтому и было принято несколько конкретных
шагов для решения данного вопроса.
В 1994 году
в Екатеринбурге открывается Свято-Тихоновский богословский институт, а
вместе с ним — и Екатеринбургское духовное училище. Произошло это благодаря
соответствующему решению Священного Синода от 18 июня 1994 года, а уже
16 октября в стенах нашего училища начались занятия…
– Как
проходил процесс становления училища?
– Первоначально
оно размещалось в здании епархиального управления. Там был учебный класс,
а сами воспитанники жили в приспособленных помещениях. Понемногу начал
формироваться преподавательский коллектив. Практически все пришлось начинать
с нуля… Мне довелось преподавать здесь общецерковную историю. Учебников
в достаточном количестве в то время не было, пособий – тоже. У меня был
один-единственный учебник, приходилось преподавать по нему.
– А как
выходили из этой ситуации воспитанники училища?
– Им приходилось
конспектировать, а также искать необходимые в обучении монографии, чаще
всего по библиотекам. Было трудно – ведь учебной базы не было никакой.
Впрочем, с такой же проблемой сталкивались в то время и другие духовные
училища.
В 1995 году
было получено вот это здание, где мы с вами сейчас беседуем, на ул. Вали
Котика, 13 а, и духовное училище переехало сюда. Надо сказать, что здесь
все было в довольно запущенном состоянии. В первую очередь мы сделали
тут ремонт. Понемногу начали расширять материальную базу, комплектовать
библиотеку… Ведь хорошая библиотека для духовного училища — одна из самых
главных составляющих для нормального течения учебного процесса. …
В 1997 году
было получено благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода на
то, чтобы наше училище стало заниматься по семинарской программе. И мы
начали понемногу готовиться к тому, чтобы из училища стать семинарией.
В прошлом
году, в октябре-ноябре, у нас работала инспекционная комиссия Учебного
комитета Московского Патриархата. В ее составе было около 30 преподавателей
Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий.
Они посетили
все занятия. Был выборочный опрос учащихся, беседы с педагогами. Проверялось
и состояние материальной базы училища, качество подготовки помещений.
Заключение
комиссии по итогам проверки было положительным. И вот совсем недавно,
в июле, было получено радостное для нас известие о том, что решением Священного
Синода мы приобрели статус Духовной Семинарии.
Конечно,
все мы понимаем, что данный статус накладывает гораздо большую ответственность,
и стараемся работать с большим тщанием, нежели раньше.
– Кто
сегодня ведет обучение в стенах семинарии?
– В штате
преподавателей у нас более 20 человек. Это люди как с высшим светским,
так и с высшим богословским образованием. Среди них есть и преподаватели
из вузов города, доктора и кандидаты наук. Мы привлекаем их к сотрудничеству
с нашей семинарией, поскольку у нас – не только богословские дисциплины,
но и большой блок светских и гуманитарных предметов, включая филологические.
Большое внимание уделяется у нас и иностранным языкам. Помимо этого, у
нас преподается риторика, церковно-славянский язык, стилистика, культура
речи, история России, всеобщая история, и еще целый ряд дисциплин...
– Все
ли воспитанники семинарии соответствуют духовному призванию?
– Это очень
непростой вопрос. Люди приходят сюда из мира, и конечно же, они разные.
В основном им – по 18-20 лет, нередко они уже отслужили в армии.
Это люди
чаще всего сформировавшиеся, со своими устоявшимися взглядами. Как и во
всяком учебном заведении, в семинарии иногда возникают вопросы и дисциплины,
и ответственного исполнения послушаний, и вдумчивого отношения к учебе.
Однако абсолютное большинство учащихся пришло сюда по призванию. Они возрастают
духовно год от года и учатся преодолевать свои слабости и недостатки в
процессе учебы. Таких — большинство.
Есть и те,
кто, к сожалению, не справляется с обучением в нашей семинарии. Бывает
и так, что иногда кого-то приходится даже и отчислять. Правда, это редкие
случаи.
– Отец
Петр, в этом году набор у вас уже закончен. Какие требования будут предъявляться
к тем, кто захочет поступить сюда на следующий год? Могут ли здесь учиться
жители других областей?
– В этом
году к нам уже поступило несколько человек из Пермской и Омской епархий,
а также из Уфимской. Уже традиционно ежегодно бывают поступившие и из
Челябинской епархии. Семинарий в крае не так много, а потребность в обучении
есть большая. Поэтому к нам поступают как из Екатеринбургской, так и из
других епархий.
Что касается
собственно поступления в Духовную Семинарию, то у нас есть система вступительных
испытаний. Прежде всего, это психологическое тестирование абитуриента.
Ведь очень важно получить предварительное представление о том, сможет
ли человек нести свое будущее духовное служение.
Помимо этого,
обязательным является изложение по русскому языку. В этом году у нас было
изложение с элементами сочинения, и на следующих вступительных экзаменах
мы, возможно, перейдем к экзамену по русскому языку в форме сочинения.
Далее следует
экзамен по Закону Божию и собеседование. На собеседовании существует отдельное
прослушивание по знанию молитв, чтению и церковному пению. Итоги собеседования,
конечно же, не являются решающими, но позволяют получить представление
об уровне знаний и умений потенциального воспитанника семинарии.
– Отец
Петр, мы беседуем с вами накануне нового учебного года. Что бы вы хотели
пожелать воспитанникам Духовной Семинарии, а также всем тем, кто учится
в других духовных учебных заведениях?
– Прежде
всего, плодотворного совместного труда, преодоления возникающих трудностей.
Ведь обучение – это, прежде всего, труд, труд значительный и довольно
тяжелый, требующий приложения больших физических и духовным усилий как
для учащихся, так и для преподавателей. Хотелось бы, чтобы эти усилия
приносили добрые плоды.
А всем нам
хотелось бы пожелать в новом году помощи Божией, с тем, чтобы мы неустанно
научались нашей святой Православной вере и возрастали духовно.
...По
окончании беседы с отцом Петром Мангилевым мы обратились к иеромонаху
Аркадию (Логинову), проректору семинарии по воспитательной работе.
Вот что
рассказал о роли и значении воспитательного процесса в семинарии отец
Аркадий:
– Главная
задача, которая стоит перед Духовной Семинарией, — дать ее воспитанникам
не только какую-то конкретную сумму знаний в виде богословских и иных
дисциплин, но и воспитать их в духе благочестия. Это – цель и моего служения,
и служения духовника семинарии отца Доната. Именно он и помогает разрешать
духовные вопросы и возникающие проблемы.
Мы стараемся
прививать нашим воспитанникам уважение к взрослым, почтительность в обращении,
словом, все те благочестивые качества, которые должны обязательно быть
у каждого православного христианина. И тем более это важно для тех, кто
решил посвятить себя пастырскому служению.
...Иногда
бывает и так, что приходящие к нам молодые люди стремятся показать себя
лучше, чем они есть на самом деле. Это – свойство каждого человека, и
мы все немного в этом грешим. Однако, благодаря тому, что у нас закрытая
система образования, — то есть когда ребята вместе учатся, вместе питаются,
вместе работают,– очень скоро становятся видны и их достоинства, и недостатки.
И у нас появляется возможность вовремя поправить наших воспитанников,
от чего-то предостеречь, привить те добродетели, к которым призывает их
пастырское служение.
Бывает и
так, что поступившие к нам ошибаются в своем выборе. Тогда они уходят
– к сожалению, случается и такое. Правда, к нашей радости, все реже. В
большинстве своем наши воспитанники делают серьезный, осознанный выбор.
Беседу
вел Юрий Анипченко
|
|