ВЗРАЩИВАЯ ПЛОДЫ ДОБРЫЕ

          – Отец Петр, расскажите, пожалуйста, об истории возникновения и становления духовной семинарии. Ведь у нее – яркое и насыщенное событиями прошлое…
           – Действительно, наше учебное заведение имеет очень много светлых страниц своей истории. Возникло оно давно. Это одно из старейших духовных учебных заведений России.
           Первоначально в Екатеринбурге появилось в 1853 году Екатеринбургское духовное училище. Открылось оно в том же самом году, когда было создано Екатеринбургское викариатство. Впоследствии духовное училище росло, расширялось, и постепенно стал подниматься вопрос об открытии на его базе духовной семинарии.
           В 1885 году Екатеринбургская епархия становится самостоятельной, а Екатеринбург приобретает статус очень крупного города. В связи с этим вопрос об открытии здесь духовной семинарии ставился неоднократно, однако никак не решался. И только в 1912 году началась непосредственная работа по ее созданию.
           Сначала один за другим создаются соответствующие классы при Пермской семинарии. А вслед за этим, в 1916 году, в Екатеринбурге открывается уже непосредственно своя духовная семинария. К сожалению, она успела сделать только один выпуск, — около 20 человек. Вскоре после этого, в 1919 году, она была закрыта.
           – Получается, что какое-то время после революции семинария еще работала?
           – Да, причем один из ее учеников в это же время пострадал за веру. Это был семинарист Коровин, которого зверски убили. Среди преподавателей этого духовного заведения тоже были люди, священномученики, которые пострадали за свои убеждения. Один из них – отец Феликс (Козельский), который твердо стоял на позициях патриарха Тихона.
           — Выше Вы говорили о том, что духовная семинария берет свое начало из Екатеринбургского духовного училища. А что можно вспомнить из истории самого училища?
           – В свое время его заканчивали несколько знаменитых выпускников. Это известный русский ученый, изобретатель радио А. Попов. Екатеринбургское духовное училище когда-то закончил и видный историк Русской Православной Церкви А.В. Карташов. Здесь учились и известные писатели — Д.Н. Мамин-Сибиряк и П.П. Бажов. Последний еще и преподавал какое-то время русский язык в системе духовных школ епархии.
           – Отец Петр, а что стало с семинарией после ее закрытия в 1919 году?
           – С этого времени духовного образования здесь, в Екатеринбурге, не стало. Какое-то очень непродолжительное время работал Екатеринбургский богословский институт, однако и он в 20-е годы был закрыт.
           Вопрос о возрождении духовного образования вновь и очень остро встал только в начале 90-х годов. Необходимо было начать подготовку духовных кадров грамотных священнослужителей. Это – одна из первоочередных проблем, что всегда подчеркивалось священноначалием Русской Православной Церкви.
           Одной из самых насущных остается эта задача и в наши дни. Ведь территория Екатеринбургской епархии — очень большая, а грамотных священнослужителей с духовным образованием по-прежнему не хватает. Именно поэтому и было принято несколько конкретных шагов для решения данного вопроса.
           В 1994 году в Екатеринбурге открывается Свято-Тихоновский богословский институт, а вместе с ним — и Екатеринбургское духовное училище. Произошло это благодаря соответствующему решению Священного Синода от 18 июня 1994 года, а уже 16 октября в стенах нашего училища начались занятия…
           – Как проходил процесс становления училища?
           – Первоначально оно размещалось в здании епархиального управления. Там был учебный класс, а сами воспитанники жили в приспособленных помещениях. Понемногу начал формироваться преподавательский коллектив. Практически все пришлось начинать с нуля… Мне довелось преподавать здесь общецерковную историю. Учебников в достаточном количестве в то время не было, пособий – тоже. У меня был один-единственный учебник, приходилось преподавать по нему.
           – А как выходили из этой ситуации воспитанники училища?
           – Им приходилось конспектировать, а также искать необходимые в обучении монографии, чаще всего по библиотекам. Было трудно – ведь учебной базы не было никакой. Впрочем, с такой же проблемой сталкивались в то время и другие духовные училища.
           В 1995 году было получено вот это здание, где мы с вами сейчас беседуем, на ул. Вали Котика, 13 а, и духовное училище переехало сюда. Надо сказать, что здесь все было в довольно запущенном состоянии. В первую очередь мы сделали тут ремонт. Понемногу начали расширять материальную базу, комплектовать библиотеку… Ведь хорошая библиотека для духовного училища — одна из самых главных составляющих для нормального течения учебного процесса. …
           В 1997 году было получено благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода на то, чтобы наше училище стало заниматься по семинарской программе. И мы начали понемногу готовиться к тому, чтобы из училища стать семинарией.
           В прошлом году, в октябре-ноябре, у нас работала инспекционная комиссия Учебного комитета Московского Патриархата. В ее составе было около 30 преподавателей Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий.
           Они посетили все занятия. Был выборочный опрос учащихся, беседы с педагогами. Проверялось и состояние материальной базы училища, качество подготовки помещений.
           Заключение комиссии по итогам проверки было положительным. И вот совсем недавно, в июле, было получено радостное для нас известие о том, что решением Священного Синода мы приобрели статус Духовной Семинарии.
           Конечно, все мы понимаем, что данный статус накладывает гораздо большую ответственность, и стараемся работать с большим тщанием, нежели раньше.
           – Кто сегодня ведет обучение в стенах семинарии?
           – В штате преподавателей у нас более 20 человек. Это люди как с высшим светским, так и с высшим богословским образованием. Среди них есть и преподаватели из вузов города, доктора и кандидаты наук. Мы привлекаем их к сотрудничеству с нашей семинарией, поскольку у нас – не только богословские дисциплины, но и большой блок светских и гуманитарных предметов, включая филологические. Большое внимание уделяется у нас и иностранным языкам. Помимо этого, у нас преподается риторика, церковно-славянский язык, стилистика, культура речи, история России, всеобщая история, и еще целый ряд дисциплин...
           – Все ли воспитанники семинарии соответствуют духовному призванию?
           – Это очень непростой вопрос. Люди приходят сюда из мира, и конечно же, они разные. В основном им – по 18-20 лет, нередко они уже отслужили в армии.
           Это люди чаще всего сформировавшиеся, со своими устоявшимися взглядами. Как и во всяком учебном заведении, в семинарии иногда возникают вопросы и дисциплины, и ответственного исполнения послушаний, и вдумчивого отношения к учебе. Однако абсолютное большинство учащихся пришло сюда по призванию. Они возрастают духовно год от года и учатся преодолевать свои слабости и недостатки в процессе учебы. Таких — большинство.
           Есть и те, кто, к сожалению, не справляется с обучением в нашей семинарии. Бывает и так, что иногда кого-то приходится даже и отчислять. Правда, это редкие случаи.
           – Отец Петр, в этом году набор у вас уже закончен. Какие требования будут предъявляться к тем, кто захочет поступить сюда на следующий год? Могут ли здесь учиться жители других областей?
           – В этом году к нам уже поступило несколько человек из Пермской и Омской епархий, а также из Уфимской. Уже традиционно ежегодно бывают поступившие и из Челябинской епархии. Семинарий в крае не так много, а потребность в обучении есть большая. Поэтому к нам поступают как из Екатеринбургской, так и из других епархий.
           Что касается собственно поступления в Духовную Семинарию, то у нас есть система вступительных испытаний. Прежде всего, это психологическое тестирование абитуриента. Ведь очень важно получить предварительное представление о том, сможет ли человек нести свое будущее духовное служение.
           Помимо этого, обязательным является изложение по русскому языку. В этом году у нас было изложение с элементами сочинения, и на следующих вступительных экзаменах мы, возможно, перейдем к экзамену по русскому языку в форме сочинения.
           Далее следует экзамен по Закону Божию и собеседование. На собеседовании существует отдельное прослушивание по знанию молитв, чтению и церковному пению. Итоги собеседования, конечно же, не являются решающими, но позволяют получить представление об уровне знаний и умений потенциального воспитанника семинарии.
           – Отец Петр, мы беседуем с вами накануне нового учебного года. Что бы вы хотели пожелать воспитанникам Духовной Семинарии, а также всем тем, кто учится в других духовных учебных заведениях?
           – Прежде всего, плодотворного совместного труда, преодоления возникающих трудностей. Ведь обучение – это, прежде всего, труд, труд значительный и довольно тяжелый, требующий приложения больших физических и духовным усилий как для учащихся, так и для преподавателей. Хотелось бы, чтобы эти усилия приносили добрые плоды.
           А всем нам хотелось бы пожелать в новом году помощи Божией, с тем, чтобы мы неустанно научались нашей святой Православной вере и возрастали духовно.
           ...По окончании беседы с отцом Петром Мангилевым мы обратились к иеромонаху Аркадию (Логинову), проректору семинарии по воспитательной работе.
           Вот что рассказал о роли и значении воспитательного процесса в семинарии отец Аркадий:
           – Главная задача, которая стоит перед Духовной Семинарией, — дать ее воспитанникам не только какую-то конкретную сумму знаний в виде богословских и иных дисциплин, но и воспитать их в духе благочестия. Это – цель и моего служения, и служения духовника семинарии отца Доната. Именно он и помогает разрешать духовные вопросы и возникающие проблемы.
           Мы стараемся прививать нашим воспитанникам уважение к взрослым, почтительность в обращении, словом, все те благочестивые качества, которые должны обязательно быть у каждого православного христианина. И тем более это важно для тех, кто решил посвятить себя пастырскому служению.
           ...Иногда бывает и так, что приходящие к нам молодые люди стремятся показать себя лучше, чем они есть на самом деле. Это – свойство каждого человека, и мы все немного в этом грешим. Однако, благодаря тому, что у нас закрытая система образования, — то есть когда ребята вместе учатся, вместе питаются, вместе работают,– очень скоро становятся видны и их достоинства, и недостатки. И у нас появляется возможность вовремя поправить наших воспитанников, от чего-то предостеречь, привить те добродетели, к которым призывает их пастырское служение.
           Бывает и так, что поступившие к нам ошибаются в своем выборе. Тогда они уходят – к сожалению, случается и такое. Правда, к нашей радости, все реже. В большинстве своем наши воспитанники делают серьезный, осознанный выбор.

Беседу вел Юрий Анипченко

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.