|
ИКОНА
БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВЛАДИМИРСКАЯ"
Празднование
8 сентября
По древнему преданию, св. евангелист Лука написал три иконы
Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: “Благодать
Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами”. По преданию Православной
Церкви одна из трех этих икон была та, которую мы знаем как “Владимирскую”.
Икона Владычицы до 450 года находилась
в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине
XII столетия Константинопольским Патриархом Лукою Хризоверхом святая икона
была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю
первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем
монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной
княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия - Андрея Боголюбского,
весьма благочестивого и набожного.
Многочисленные чудеса от иконы Владычицы
сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая
икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из
этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.
Князь Андрей Боголюбский - это целая интереснейшая
эпоха: начало создания нашего государственного ядра. Это совсем иной принцип
государственной жизни, чем был тогда на юге, от чего отказываясь и чего
не любя, и ушел князь Андрей на север. Решив переселиться из Вышгорода
на свою родину, землю Суздальскую, князь Андрей Боголюбский без ведома
отца взял с собой чудотворную икону Божией Матери. По пути он постоянно
служил перед нею молебны. Во Владимире на Клязьме жители встретили икону
с усердием и радостью. Из Владимира князь направился в Ростов. Проехав
от Владимира десять верст, лошади остановились на берегу реки Клязьмы
и, несмотря на понукания, не хотели идти дальше. Запрягли свежих, но и
эти лошади не пошли. Пораженный этим, князь пал в страхе перед иконою
Богоматери и слезно молился. Пресвятая Богородица явилась ему со свитком
в руке и повелела оставить икону Ее во Владимире, а на этом месте построить
храм в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире. С этого
времени - 1160 года - святая икона стала именоваться иконой Божией Матери
“Владимирской”.
В 1164 году икона Божией Матери “Владимирская”
была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед
боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери,
восклицал: “Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!” Все воины вслед
за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божию Матерь,
спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения
перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения
в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего
Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день
византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный
этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского
с императором был установлен 1 августа праздник “Происхождения Честных
Древ Животворящего Креста Господня”.
В 1175 году князь Андрей Боголюбский был
убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда
один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж
утих.
Были дивные чудеса и с самой иконой. В
1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская,
сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237
году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия
татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела
и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую
землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только
на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение
принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять
дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги
стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: “Матерь Божия,
спаси землю Русскую!” В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный
ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское
население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали
ее до Успенского собора Кремля.
Москва встретила икону 26 августа. “Весь
град изыде противу иконы на сретение ее”, - говорит летопись. Митрополит
и великий князь, “мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и
вдовицы, от мала до велика, со кресты и со иконы, со псалмы и со песньми
и пении духовными, паче реще вси со слезами, иже не обрести человека не
плачущася с воздыхании немолчными и рыданием”, - говорит летопись.
Богоматерь не отвергла уповавших на Нее.
В час встречи святой иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Вдруг
видит он во сне высокую гору, с которой к нему спускаются святители с
золотыми жезлами. Над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких
лучей стоит лучезарная Жена. Бесчисленные тьмы Ангелов окружают Жену и
держат в руках огненные мечи. Подняв их, Ангелы устремились на Тамерлана...
Он проснулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики
заявили, что виденная им во сне Жена есть Заступница русских, Матерь христианского
Бога и что сила Ее неодолима. “Тогда нам с ними не сладить”, - воскликнул
Тамерлан и отдал своим полчищам приказ повернуть назад. И татары, и русские
были глубоко изумлены этим событием. А летописец, описав происшедшее,
прибавляет: “И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!”
Отечественный проповедник архиепископ Иннокентий
Херсонский, помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы оно
не было спасено дивным заступничеством Владычицы, говорит: “Нельзя не
пасть до земли в благодарном духе пред Матерью Божией”. Посему достойно
и праведно петь и величать Небесную Заступницу нашу, ибо как только приближались
мы к самому краю бедствий и теряли уже всякую надежду, кроме упования
на помощь свыше, Владычица Божия Матерь являла Свою славную помощь.
В настоящее время вопрос о постоянном нахождении
этой святыни не решен. По сложившейся практике икона эта, как и икона
Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, переносится из Третьяковской
галереи на время богослужения в храм святителя Николая в Толмачах при
Третьяковской галерее.
|
|