|
ГРЕХОВНЫЕ
СТРАСТИ И БОРЬБА С НИМИ
(Продолжение.
Начало в № 5-8, 10-13)
Первородный сын мой есть блуд, а второе после него исчадие - ожесточение
сердца, третье же - сонливость. Море злых помыслов, волны скверн, глубина
неведомых и неизреченных нечистот от меня происходят. Дщери мои суть:
леность, многословие, дерзость, смехотворство, кощунство, прекословие,
жестоковыйность, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство,
наглость, любовь к миру, за которою следует оскверненная молитва, парение
помыслов и нечаянные и внезапные злоключения; а за ними следует отчаяние
- самая лютая из всех страстей. Память согрешений воюет против меня. Помышление
о смерти сильно враждует против меня; но нет ничего в человеках, что бы
могло меня совершенно упразднить. Кто стяжал Утешителя, тот молится Ему
против меня, и Он, будучи умолен, не попускает мне страстно действовать
в нем. Не вкусившие же небесного Его утешения всячески ищут наслаждаться
моею сладостию”.
НЕЧУВСТВИЕ (БЕЗБОЛЕЗНЕННОСТЬ), ОКАМЕНЕНИЕ СЕРДЦА, ЖЕСТОКОСЕРДИЕ
Видал я много таких людей, которые, слушая
слово о смерти и Страшном Суде, проливали слезы, а потом, когда слезы
еще были в очах их, со тщанием спешили на трапезу. Я подивился тому, каким
образом госпожа оная, смрадная страсть объедения, будучи укрепляема долговременным
бесчувствием, могла победить и плач.
По мере немощной моей силы я объяснил коварства
и язвы сей безумной и неистовой, каменистой и жестокой страсти, ибо я
не намерен много против нее распространяться. Могущий же о Господе от
опыта своего приложить врачевания к сим язвам да не обленится это сделать;
я же не стыжусь исповедать свою немощь в этом деле, будучи сам одержим
крепкой оною страстью. Я не мог бы сам собою постигнуть хитростных козней
ее, если бы не настиг ее нигде, силою не задержал ее и муками не принудил
исповедать все вышесказанное, бив ее мечом страха Господня и непрестанною
молитвою. Потому-то сия злотворная мучительница и говорила мне: союзники
мои, когда видят мертвых, смеются; стоя на молитве, бывают совершенно
окаменелыми, жестокосердыми и омраченными. Пред священною трапезою Евхаристии
остаются бесчувственными; и даже причащаясь сего небесного дара, как бы
простой хлеб вкушают. Когда я вижу людей, предстоящих с умилением, то
ругаюсь над ними. От отца, родившего меня, научилась я убивать все доброе,
рождающееся от мужества и любви. Я матерь смеха, я питательница сна, я
друг пресыщению, я неразлучна с ложным благоговением, и когда меня обличают,
я не чувствую скорби.
ОТЧАЯНИЕ
Не ужасайся, если и каждый день падаешь,
и не отступай от пути Божия, но стой мужественно, и, без сомнения, Ангел,
который хранит тебя, почтит твое терпение. Когда язва еще нова и горяча,
тогда удобно исцеляется, но застарелые, оставленные в небрежении и запущенные
раны неудобно исцеляются, ибо для врачевания своего требуют уже многого
труда, резания и прижигания. Многие раны от закоснения делаются неисцельными,
но у Бога вся возможна (Мф. 19, 26).
Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не
слушайся оного пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив, ибо он
делает это с тем намерением, чтобы отторгнуть тебя от плача и от бесстрашного
страха. Мысль же о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь,
что низвлекаешься во глубину отчаяния.
Испытаем, прошу вас, кто больше пред Господом:
умерший ли и воскресший или никогда не умиравший? Ублажающий последнего
обманывается, ибо Христос умер и воскрес, а ублажающий первого увещевает
умирающих, то есть падающих, не предаваться отчаянию.
Когда печаль и отчаяние в нас усиливаются,
тогда мы не можем приносить должного покаяния, ни охаивать себя, ни укорять,
хотя в печальном расположении души и не предаемся греху. А когда оные
угаснут, тогда опять мучитель наш внушает нам о милосердии Божием, чтобы
мы снова пали.
Да благодушествуют страстные смирившиеся.
Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом
вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами,
путеводителями и наставниками, объявляя свойства и виды каждого недуга
и своею опытностью спасая близких к падению.
Есть отчаяние, происходящее от множества
грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине
множества сих язв погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия.
Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения,
когда падшие думают, что они не заслужили сего падения. Если кто в это
вникнет, то найдет, что между теми и другими такое различие: первые предаются
нерадению, а вторые при безнадежии держатся и подвига, что одно другому
противно. Но от первого исцеляют воздержание и благонадежие, а от последнего
- смирение и то, чтобы никого не судить.
Весьма неразумен тот, кто, слыша о сверхъестественных
добродетелях святых мужей, отчаивается. Напротив, они преподают тебе одно
из двух полезных наставлений: или через святое мужество возбуждают к ревности,
или через всесвятое смирение приводят тебя к глубокому познанию твоей
немощи и к зазрению самого себя.
В печали о грехах влекомые к отчаянию,
да не престанем вспоминать, что Господь заповедал Петру прощать согрешающего
семьдесят крат седмерицею (Мф. 18, 22), а Кто такую заповедь предал другому,
Тот и Сам, без сомнения, несравненно более сделает. Напротив, когда борет
нас возношение, тогда потщимся вспоминать изречение св. Апостола Иакова:
иже весь закон духовный соблюдет, согрешит же одною страстью - высокоумием
- бысть всем повинен (Иак. 2, 10).
Как брак и смерть противны друг другу,
так и гордость и отчаяние между собою несогласны, но по злоухищрению бесов
можно обе эти страсти видеть в одном человеке.
Как умирающему невозможно ходить, так и
отчаявшемуся невозможно спастись.
Как страждущему горячкою нет справедливой
причины убивать самого себя, так и никому ни в каком случае не должно
отчаиваться до последнего издыхания.
СМЕХОТВОРСТВО, СМЕХ БЕЗВРЕМЕННЫЙ
Видел я людей, которые величались ложью
и празднословием и, остротами своими возбуждая смех, истребляли в слушавших
плач и сокрушение духа.
Когда бесы увидят, что мы в самом начале
стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика,
как от губительной заразы, тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами:
«Не опечаливай, - внушают они нам, - повествователя» или: «Не выставляй
себя человеком, более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли,
а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах
смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй
их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем Суде,
ибо лучше тебе окропиться в сем случае малым тщеславием, только бы сделаться
виновником общей пользы.
МНОГОГЛАГОЛАНИЕ
Утесняй чрево воздержанием, и ты возможешь
заградить себе уста; ибо язык укрепляется от множества снедей. Всеми силами
подвизайся противу сего мучителя и бодрствуй неослабным вниманием, наблюдая
за ним; ибо если ты хотя мало потрудишься, то и Господь тотчас поможет.
|
|