СЛОВО О МОЛИТВЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА
"О ДОБРОДЕТЕЛИ ТЕРПЕНИЯ"

(Окончание. Начало в № 5 - 7)

      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в течение Вели-кого поста мы ежедневно слышим за богослу-жениями молитву преподобного Ефрема Си-рина: Господи и Владыко живота моего... Седьмое прошение этой молитвы содержит обращение к Господу с просьбой о даровании духа терпения.
      Дорогие братия и сестры, ни с чем мы так часто не встречаемся в жизни, как с несчас-тиями и скорбями! Скорби сопровождают че-ловека от самого рождения до смерти, и нет никого, кто не изведал бы их в своем житии.
      Нет человека, который бы мог сказать, что он блажен и всем доволен. То удручают нас болез-ни, то огорчает нас смерть близких людей, то преследуют нас чьи-то зависть и ненависть, то стихийные бедствия обрушиваются на нас -словом, жизнь человеческая не проходит без скорбей и бед.
      Что же делать нам среди этих злоклю-чений, чтобы сохранить себя невредимыми, не быть побежденными, но быть победителями? Для этого нужно иметь терпение. Без терпения невозможно обойтись ни в одном несчастье, ни в одной скорби. Скорби не бывают делом ми-нутным, но, напротив, большей частью между началом бедствий и окончанием их проходит немало времени, когда волей или неволей при-ходится терпеть, нести на себе это иго - нести и страдать.
      Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы чело-вечества в сем мире. Терпением человек приоб-ретает блага и сохраняет их, безвредно выдер-живает приражения зол - потеряв терпение, он тотчас оказывается в опасности утратить благо или, что еще хуже, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и века. Святые Отцы говорят, что терпение потребно было даже и в самом раю, где, по-видимому, нечего было и терпеть.
      Так если бы праматерь наша Ева имела довольно терпения, чтобы не отвечать на оболь-ститель-ные речи искусителя, воздержалась бы, не набросилась опрометчиво на запретный плод, то очень вероятно, что чувственное вле-чение было бы остановлено, истина востор-жествовала бы над ложью, не был бы со делан грех, и не последовала бы смерть. Недостало терпения, и прародители пали и с собою низри-нули весь будущий род человеческий. По сравнению с раем надобно еще более иметь терпе-ния на земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы в терпении стяжать свою душу.
      Если вышеприведенный печальный при-мер недостатка терпения для нас страшен, то утешим себя другими, назидательными, при-мерами - спасительного терпения и благо-творных от сего последствий. Какие страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение! Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид и какой славной сподобился награды! Какие многоразнообразные роды истязаний, мучений, смертей нарочно были изо-бретены врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских мучеников! И как чудно совершалась в их немощи сила Божия - то спокойным и даже иногда безбо-лезненным перенесением мучений, то внезап-ным исцелением от ран, то духовной победой, превращавшей в христиан самих мучителей.
      А как много и сколь долго претерпевали подвижники благочестия, которые в пощении и бдении проводили дни своей суровой жиз-ни! Терпение закаляло их, исполняло даров Святаго Духа. Без терпения нет подвига, а без подвига нет ни добродетели, ни дарования ду-ховного, ни спасения. Чтобы уметь жить, надо уметь терпеть. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие вос-хищают его (Мф. 11, 12).
      Хочешь ли, по заповеди Божией, стяжать совершенную любовь, которая любила бы и врагов? Размысли, как можно это исполнить. В людях мы часто встречаем недостатки, не-редко - пороки, иногда же - и ненависть к нам; все это располагает к неуважению к ним, к отвращению от них, к ответной ненависти, наконец, и уж никак не к любви. Как же мож-но стяжать любовь ко всем? Вот как: если ре-шишься твердо и научишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то возможешь воз-любить всех, не переставая при том ненавидеть порок; без терпения же сего нельзя достигнуть.
      Хочешь ли приобрести христианское по-слушание во всем? Как возможно его при-обрести? Неизбежно, что тебе нередко будет повелеваемо то, что тебе не по мысли и не по желанию, не по вкусу, что тягостно и обре-менительно для твоего самолюбия. Чтобы все это исполнить без противления, без ропота, нужно терпение. Поэтому если имеешь тер-пение, то можешь иметь и послушание, а без терпения - не можешь.
      Подобно тому и всякая добродетель тре-бует лишений, труда, подвига, брани против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчиваемых победою, и, сле-довательно, требует терпения. Если поко-леблется терпение, не устоит и другая добро-детель. И так как стяжание добродетелей есть обязанность всей нашей жизни, то и терпение есть потребность всей нашей жизни до самого ее конца.
      И посему, дорогие братия и сестры, всё будем переносить терпеливо, великое и малое, с верою и надеждою, принимая все злострадания свои как заслуженные наказания и как милость Божию. Терпением да потечем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника и Совершителя веры Иисуса, и с терпением да продолжим его до конца, ибо претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Аминь.

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.