|
СЛОВО
О МОЛИТВЕ ПРЕПОДОБНОГО ЕФРЕМА СИРИНА
"О ДОБРОДЕТЕЛИ ТЕРПЕНИЯ"
(Окончание.
Начало в № 5 - 7)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в течение
Вели-кого поста мы ежедневно слышим за богослу-жениями молитву преподобного
Ефрема Си-рина: Господи и Владыко живота моего... Седьмое прошение этой
молитвы содержит обращение к Господу с просьбой о даровании духа терпения.
Дорогие братия и сестры, ни с чем мы так часто не встречаемся в жизни,
как с несчас-тиями и скорбями! Скорби сопровождают че-ловека от самого
рождения до смерти, и нет никого, кто не изведал бы их в своем житии.
Нет человека, который бы мог сказать, что он блажен и всем доволен. То
удручают нас болез-ни, то огорчает нас смерть близких людей, то преследуют
нас чьи-то зависть и ненависть, то стихийные бедствия обрушиваются на
нас -словом, жизнь человеческая не проходит без скорбей и бед.
Что же делать нам среди этих злоклю-чений, чтобы сохранить себя невредимыми,
не быть побежденными, но быть победителями? Для этого нужно иметь терпение.
Без терпения невозможно обойтись ни в одном несчастье, ни в одной скорби.
Скорби не бывают делом ми-нутным, но, напротив, большей частью между началом
бедствий и окончанием их проходит немало времени, когда волей или неволей
при-ходится терпеть, нести на себе это иго - нести и страдать.
Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы
чело-вечества в сем мире. Терпением человек приоб-ретает блага и сохраняет
их, безвредно выдер-живает приражения зол - потеряв терпение, он тотчас
оказывается в опасности утратить благо или, что еще хуже, сделать зло.
Минута нетерпения может расстроить годы и века. Святые Отцы говорят, что
терпение потребно было даже и в самом раю, где, по-видимому, нечего было
и терпеть.
Так если бы праматерь наша Ева имела довольно терпения, чтобы не отвечать
на оболь-ститель-ные речи искусителя, воздержалась бы, не набросилась
опрометчиво на запретный плод, то очень вероятно, что чувственное вле-чение
было бы остановлено, истина востор-жествовала бы над ложью, не был бы
со делан грех, и не последовала бы смерть. Недостало терпения, и прародители
пали и с собою низри-нули весь будущий род человеческий. По сравнению
с раем надобно еще более иметь терпе-ния на земле, куда человек для того
и послан из рая, чтобы в терпении стяжать свою душу.
Если вышеприведенный печальный при-мер недостатка терпения для нас страшен,
то утешим себя другими, назидательными, при-мерами - спасительного терпения
и благо-творных от сего последствий. Какие страдания, искушения претерпел
праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение! Какие жестокие
и продолжительные гонения претерпел Давид и какой славной сподобился награды!
Какие многоразнообразные роды истязаний, мучений, смертей нарочно были
изо-бретены врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских
мучеников! И как чудно совершалась в их немощи сила Божия - то спокойным
и даже иногда безбо-лезненным перенесением мучений, то внезап-ным исцелением
от ран, то духовной победой, превращавшей в христиан самих мучителей.
А как много и сколь долго претерпевали подвижники благочестия, которые
в пощении и бдении проводили дни своей суровой жиз-ни! Терпение закаляло
их, исполняло даров Святаго Духа. Без терпения нет подвига, а без подвига
нет ни добродетели, ни дарования ду-ховного, ни спасения. Чтобы уметь
жить, надо уметь терпеть. Царство Небесное силою берется, и употребляющие
усилие вос-хищают его (Мф. 11, 12).
Хочешь ли, по заповеди Божией, стяжать совершенную любовь, которая любила
бы и врагов? Размысли, как можно это исполнить. В людях мы часто встречаем
недостатки, не-редко - пороки, иногда же - и ненависть к нам; все это
располагает к неуважению к ним, к отвращению от них, к ответной ненависти,
наконец, и уж никак не к любви. Как же мож-но стяжать любовь ко всем?
Вот как: если ре-шишься твердо и научишь себя с терпением взирать на недостатки
и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то возможешь воз-любить всех,
не переставая при том ненавидеть порок; без терпения же сего нельзя достигнуть.
Хочешь ли приобрести христианское по-слушание во всем? Как возможно его
при-обрести? Неизбежно, что тебе нередко будет повелеваемо то, что тебе
не по мысли и не по желанию, не по вкусу, что тягостно и обре-менительно
для твоего самолюбия. Чтобы все это исполнить без противления, без ропота,
нужно терпение. Поэтому если имеешь тер-пение, то можешь иметь и послушание,
а без терпения - не можешь.
Подобно тому и всякая добродетель тре-бует лишений, труда, подвига, брани
против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчиваемых
победою, и, сле-довательно, требует терпения. Если поко-леблется терпение,
не устоит и другая добро-детель. И так как стяжание добродетелей есть
обязанность всей нашей жизни, то и терпение есть потребность всей нашей
жизни до самого ее конца.
И посему, дорогие братия и сестры, всё будем переносить терпеливо, великое
и малое, с верою и надеждою, принимая все злострадания свои как заслуженные
наказания и как милость Божию. Терпением да потечем на предлежащий нам
подвиг, взирающе на Начальника и Совершителя веры Иисуса, и с терпением
да продолжим его до конца, ибо претерпевый же до конца, той спасен будет
(Мф. 10, 22). Аминь.
|
|