НУЖНА ЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ХРАМЕ?

      С подписанием Соглашения о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией и Министерством образования Свердловской области открыта возможность в полной мере использовать богатства традиций Русской Православной Церкви в воспитании детей.
      Сегодня перед священнослужителями и православными педагогами остро стоит проблема: как помочь своему воспитаннику остаться христианином в антирелигиозном (секуляризованном) обществе, в окружении которого он находится выходя за порог храма. Первый шаг был сделан в 1999 году: с благословения Правящего Архиерея в церковно--приходских школах Епархии кроме Закона Божия могут преподаваться любые предметы вероучительного цикла, а также предметы, помогающие привить юной душе нравственные понятия, любовь к Богу и Родине, стремление к святости.
      "Время детства - это время развития всех сил человека, как душевных так и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования всех навыков и привычек, хороших и дурных. В это время можно не только ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные уроки веры. "Ведь от того, каким откроется ребенку с самого начала мир, будет зависеть его духовный рост. Поэтому в период раннего детства необходимо создать условия, обеспечивающие ему благополучное эмоциональное развитие.
      В воспитании личности ребенка очень важна гармония: то, чем живет семья, не должно забываться в школе, и наоборот. Это условие необходимо для того, чтоб у ребенка не было "раздвоения личности", чтоб школа не противопоставлялась семье, чтоб ребенок с детства привык говорить откровенно, честно. Полученные родителями знания о жизни ребенка в православном детском саду или православной школе могли бы реализоваться в семейной жизни. Поэтому, только в православном детском саду или православном среднем учебном заведении жизнь ребенка может стать гармоничной и лишенной внутреннего конфликта. "Уклад жизни детского сада (или школы) естественным образом становится продолжением уклада семейной жизни и наоборот". Оказать помощь в достижении этой гармонии может только православный педагог, потому как только верующий способен привести детей ко Христу и к Его Церкви, помочь найти каждому ребенку его собственный путь к Богу, установить правильное соотношение между его внутренней жизнью и реальными условиями окружающего мира, потому как "только личность воспитывает личность, и только характер воспитывает характер".
      Таким образом, организация православных детских садов и школ - это единственно возможный путь решения указанной выше проблемы. Ее обсуждают не только родители. В январе-феврале 2001 года в Москве прошли IX Международные Рождественские чтения и XI Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ. Не менее десяти секций было посвящено вопросам православной педагогики в различных ее аспектах. В том числе были затронуты вопросы и о преобразовании церковно-приходских школ в православные общеобразовательные, а также о практике их работы.
      Попытку построения целостной системы взглядов на сущность православной работы с детьми дошкольного возраста представляет собой "Концепция православного дошкольного образования", которая разработана Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата еще в 1993 году. В разработке концепции принимали участие ученые, занимающиеся проблемой дошкольного воспитания, священнослужители и практические работники детских садов. "Разработка этой концепции подчинена идее пробуждения личности ребенка, как основе возвращения к вере отцов, в лоно Православия и, в конечном итоге, возвращения к Богу". К сожалению, пока нет подобной концепции о православном среднем образовании, но тем не менее это не препятствует их организации и открытию.
      Подобный опыт имеет уже не одна православная гимназия г. Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов России, где обычная церковно-приходская школа преобразована в православную общеобразовательную (классическую) гимназию. Ученики по окончании такой школы имеют уровень знаний нисколько не ниже своих ровесников, закончивших "обычные школы", и могут поступать в государственные вузы.
      Обратим свой взгляд к динамично развивающимся школам при храмах. Почему бы не совместить эти две идеи в одну и на базе уже имеющихся воскресных школ постараться открыть школу или детский сад, дающие и полноценное образование, и православное воспитание. Никто, кроме нас самих, православных родителей и педагогов, не возьмется за это благое дело. На этот нелегкий труд, в заботе о подрастающем поколении, благословляет Владыка Викентий. Жаль только, что мало пока таких подвижников.
      Если мыслить перспективу развития церковно-приходской школы в таком направлении, то сразу обнажается ряд проблем, которые так трудно разрешимы. И прежде всего это отсутствие у приходов необходимых помещений и недостаточная квалификация педагогов. Да, это наша общая боль. Но, тем не менее, если мы сейчас вложим свою любовь, свои силы и средства в детей, в то сокровище, которое вверено нам Богом и за которое мы должны будем отвечать, то, может, и будут еще добрые плоды и утешение. Ведь по плодам - детям нашим - будут судить о нас внешние во исполнение слов Христа, сказавшего в Нагорной проповеди, что по плодам узнают нас люди (Мф. 7: 16, 20).
      Итак, нужна ли общеобразовательная школа при храме?
      Детям нужна! А взрослым?

Ващенко Г. С., Щукина А. Н.,
сотрудники Отдела церковно-приходских школ

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.