|
НУЖНА
ЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ХРАМЕ?
С подписанием
Соглашения о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией и Министерством
образования Свердловской области открыта возможность в полной мере использовать
богатства традиций Русской Православной Церкви в воспитании детей.
Сегодня перед священнослужителями и православными педагогами остро стоит
проблема: как помочь своему воспитаннику остаться христианином в антирелигиозном
(секуляризованном) обществе, в окружении которого он находится выходя
за порог храма. Первый шаг был сделан в 1999 году: с благословения Правящего
Архиерея в церковно--приходских школах Епархии кроме Закона Божия могут
преподаваться любые предметы вероучительного цикла, а также предметы,
помогающие привить юной душе нравственные понятия, любовь к Богу и Родине,
стремление к святости.
"Время детства - это время развития всех сил человека, как душевных так
и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования
всех навыков и привычек, хороших и дурных. В это время можно не только
ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные
уроки веры. "Ведь от того, каким откроется ребенку с самого начала мир,
будет зависеть его духовный рост. Поэтому в период раннего детства необходимо
создать условия, обеспечивающие ему благополучное эмоциональное развитие.
В воспитании личности ребенка очень важна гармония: то, чем живет семья,
не должно забываться в школе, и наоборот. Это условие необходимо для того,
чтоб у ребенка не было "раздвоения личности", чтоб школа не противопоставлялась
семье, чтоб ребенок с детства привык говорить откровенно, честно. Полученные
родителями знания о жизни ребенка в православном детском саду или православной
школе могли бы реализоваться в семейной жизни. Поэтому, только в православном
детском саду или православном среднем учебном заведении жизнь ребенка
может стать гармоничной и лишенной внутреннего конфликта. "Уклад жизни
детского сада (или школы) естественным образом становится продолжением
уклада семейной жизни и наоборот". Оказать помощь в достижении этой гармонии
может только православный педагог, потому как только верующий способен
привести детей ко Христу и к Его Церкви, помочь найти каждому ребенку
его собственный путь к Богу, установить правильное соотношение между его
внутренней жизнью и реальными условиями окружающего мира, потому как "только
личность воспитывает личность, и только характер воспитывает характер".
Таким образом, организация православных детских садов и школ - это единственно
возможный путь решения указанной выше проблемы. Ее обсуждают не только
родители. В январе-феврале 2001 года в Москве прошли IX Международные
Рождественские чтения и XI Ежегодная Богословская Конференция ПСТБИ. Не
менее десяти секций было посвящено вопросам православной педагогики в
различных ее аспектах. В том числе были затронуты вопросы и о преобразовании
церковно-приходских школ в православные общеобразовательные, а также о
практике их работы.
Попытку построения целостной системы взглядов на сущность православной
работы с детьми дошкольного возраста представляет собой "Концепция православного
дошкольного образования", которая разработана Отделом религиозного образования
и катехизации Московского Патриархата еще в 1993 году. В разработке концепции
принимали участие ученые, занимающиеся проблемой дошкольного воспитания,
священнослужители и практические работники детских садов. "Разработка
этой концепции подчинена идее пробуждения личности ребенка, как основе
возвращения к вере отцов, в лоно Православия и, в конечном итоге, возвращения
к Богу". К сожалению, пока нет подобной концепции о православном среднем
образовании, но тем не менее это не препятствует их организации и открытию.
Подобный опыт имеет уже не одна православная гимназия г. Москвы, Санкт-Петербурга,
Новосибирска и других городов России, где обычная церковно-приходская
школа преобразована в православную общеобразовательную (классическую)
гимназию. Ученики по окончании такой школы имеют уровень знаний нисколько
не ниже своих ровесников, закончивших "обычные школы", и могут поступать
в государственные вузы.
Обратим свой взгляд к динамично развивающимся школам при храмах. Почему
бы не совместить эти две идеи в одну и на базе уже имеющихся воскресных
школ постараться открыть школу или детский сад, дающие и полноценное образование,
и православное воспитание. Никто, кроме нас самих, православных родителей
и педагогов, не возьмется за это благое дело. На этот нелегкий труд, в
заботе о подрастающем поколении, благословляет Владыка Викентий. Жаль
только, что мало пока таких подвижников.
Если мыслить перспективу развития церковно-приходской школы в таком направлении,
то сразу обнажается ряд проблем, которые так трудно разрешимы. И прежде
всего это отсутствие у приходов необходимых помещений и недостаточная
квалификация педагогов. Да, это наша общая боль. Но, тем не менее, если
мы сейчас вложим свою любовь, свои силы и средства в детей, в то сокровище,
которое вверено нам Богом и за которое мы должны будем отвечать, то, может,
и будут еще добрые плоды и утешение. Ведь по плодам - детям нашим - будут
судить о нас внешние во исполнение слов Христа, сказавшего в Нагорной
проповеди, что по плодам узнают нас люди (Мф. 7: 16, 20).
Итак, нужна ли общеобразовательная школа при храме?
Детям нужна! А взрослым?
Ващенко
Г. С., Щукина А. Н.,
сотрудники Отдела церковно-приходских школ
|
|