|
СВЯТИТЕЛЬ
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК:
ИНОГО ПУТИ КО СПАСЕНИЮ НЕТ!..
СЛОВО НА СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ.
"Грядый
Господь на вольную страсть, апостолам глаголаше на пути: ей восходим в
Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет на пропятие. Приидите убо и
мы, сшествуем Ему и сраспнемся Его ради житейским сластем". Так Святая
Церковь приглашает и нас сшествовать, спострадать и сораспяться Господу
в дни, посвященные воспоминанию Его Божественных страданий и смерти. Если
бы кто из вас спросил: как же это нам сделать, то им нечего было бы ответить,
разве: делайте, что делаете, только делайте, как следует - и будете сшествовать
Господу.
Вот вы поститесь, ходите в церковь и дома молитесь, оста-вили на время
житейские дела и пребываете более с собою, наложили на себя благочестивые
занятия... Так и делайте. Лишение довольства в пище и питии, труд молитвенный
до утомления плоти, бодрствование, несмотря на то, что клонит ко сну,
принуждение себя к занятиям душеспасительным и многое другое, сопряженное
с говением, составляет первый шаг в следовании за Господом на распятие.
Начавши так, понудите себя и еще ближе придвинуться ко Господу в последовании
за Ним. Я хочу сказать: утруждая плоть, потрудите и душу. Постясь телом,
заставьте поститься и душу: отсекайте пожелания, подавляйте возникновение
страстных движений: гнева, осуждения, возношения, корысти, неуступчивости
и прочее. Утруждая тело стоять на молитве, потрудитесь и душою благоговейно
стоять пред лицем Господа в сердце, во внимании к поемому и читаемому.
А она, ощутив на себе узы, начнет томиться, как в неволе, и подымет вопль
недовольства. Но не ослабевайте в самопринуждении. Этим вы уподобитесь
Господу, когда Его, связанного, повели на суд, и станете, следовательно,
еще ближе к Нему в сшествии Ему на вольную страсть.
Подойдемте еще ближе. Станем на суд, подобно Господу. А это вот чего требует:
пересмотри жизнь свою и сличи ее с запо-ведями Евангельскими, отметь все
несообразное с ними, со-знай виновность свою в том и осуди себя без самооправдания,
сокрушись сердцем и оплачь все, чем оскорблен Господь, и исповедуйся во
всем без утайки, с твердым намерением не поддаваться более греховным увлечениям.
Кто совершит сие надлежащим образом, тот уподобится Господу, как Его водили
для суда и осуждения к Анне и Каиафе, от них к Пилату, от Пилата к Ироду,
от этого опять к Пилату. Разница в том, что Господа неправедно осуждали
и озлобляли, а мы себя осудим и сокрушим праведно.
Хотите ли, наконец, подойти к Самому Господу и идти с Ним на вольное Его
страдание как бы шаг за шагом? Вот что сделайте: пройдите углубленным
размышлением весь крестный путь Господа. Начните с моления Господа в саду
Гефсиманском, в туге и томлении до кровавого пота; идите с Ним, связанным,
по крутизнам и ущельям до двора архиереев; побудьте с Ним при неправедных
нареканиях на Него, при издеваниях рабов глумливых, при отречении Петра;
последуйте за Ним к Пилату, от Пилата к Ироду и обратно; слушайте крик
народа и ярость осудителей и неправедный приговор; понесите с Ним Крест
на Голгофу - тяжелый до падения под ним, при шуме народа ослепленного
и язвительных речах старейшин торжествующих; перенесите на себя пригвождение
ко кресту, когда в живую плоть вбивали гвозди, поднятие креста, раздиравшее
раны и возмущавшее круговращение жизни, плач приближенных и в среде их
Матери Пречистой, глумление неразумных, крайнее истощание до жажду и преклонение
главы с преданием духа Господу. Пройдите все сие мысленно и живее воспроизведите
в себе и так преискренне войдите в сострадание, что как бы сами вы страдали
и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа,
несшего Крест, проливали слезы.
Так, шаг за шагом, все ближе и ближе будете подходить к Господу, грядущему
на вольную страсть, и сшествовать Ему.
Но этим путь не может быть кончен. Не сшествовать только надобно, но и
сораспяться с Ним. Как же это? Когда вступите на путь истинной христианской
жизни и самым делом начнете исполнять заповеди Христовы, тогда поминутно
будете распи-нать себя ради Господа, или спасительно сораспинаться Христу
Спасителю. А как и почему сия жизнь есть сораспятие Господу, уразумеете
на первых порах. Сами ощутите, как при исполнении христианских добродетелей
то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то глава увенчивается
тернием, то все тело естества нашего покрывается ранами. Не буду пояснять,
как это. Сами знаете или узнаете. И заключу слово искренним вам благожеланием.
Благослови вас, Господи, не сшествовать только Ему, но и сораспяться с
Ним: ибо иного пути ко спасению нет! Аминь.
|
|