|
Святитель
Димитрий, митрополит Ростовский
ПЛАЧ НА ПОГРЕБЕНИЕ ХРИСТОВО
Куда
грядешь, несомый, сладчайший Иисусе! Куда грядешь от нас, надежда и прибежище
наше! Куда заходишь от очей наших, свете наш! Как познаваешь запад свой,
незаходимое Солнце! Станьте, носящие Того, Кто держит весь мир дланию!
Станьте, носящие Того, Кто понес греховное бремя всего рода человеческого!
Станьте, носящие Того, ради Кого остановилось солн-це и луна в течении
своем, когда увидели Его на кресте!
Не браните нам детям приходить к Отцу, хотя уже и умершему; не браните
чадам поплакать об общем для всех Родите-ле, Который породил нас кровию
Своею: дайте пролить хотя малыя слезы из очей над Тем, Кто источил для
нас из всего тела обильные потоки крови Своей, а из ребра воду с кровию!
О, что се вижу я, - видение страшное и ужасное!
Что се вижу? Вижу то, чего от века не видали очи праотцев. Ибо кто когда
видел Бога обнаженного, биенного, тернием увенчанно-го, оцтом с желчию
напоенного, гвоздями и копием насквозь уязвленного и - умершего? Ужаснися
о сем бояйся небо, и да подвижатся основания земли!..
Что се вижу? Вижу Бога бездыханным, Жизнодавца мертвым, свет померкшим,
сладость огорченною, краснейшего доб-ротою паче сынов человеческих вижу
не имущим вида ниже доброты, но вид Его бесчестен, умален паче сынов человечес-ких!
Вижу пречистое, преблагословенное, неизреченно рожден-ное от Пречистой,
Преблагословенной Девы, тело Христа мо-его все окровавленным, все изъязвленным,
истерзанным, как вретище, от ног до главы не имеющим целости!
Изъязвлена пречистая глава, - глава, которая премудростию своею все устрояет,
всем управляет, которая изобрела дивные средства для спасения человека,
не имевшего никакой надежды к спасению, - сия глава изъязвлена колючим
терни-ем до мозга. Ныне видим событие слов Божиих, древле сказанных человеку:
проклята земля в делех твоих, терние и волчцы возрастит тебе (Быт. 3,
17. 18) Вот окаянная земля воз-растила терние на главу моего Иисуса!
Потемнели очи - очи, которые милосердно на всех призирали, любезно на
всех смотрели, очи, от светлого взгляда которых радовались любящей Его,
утешались печальные, обращались к покаянию грешные, сии очи теперь залиты
кровью и слезами, покрыты смертностью!
Потемнело лице - лице пречистое, пресветлое, или, лучше, боговидное, которое
на Фаворе сияло, как солнце, когда про-сияла на Нем слава божества, сие
лице теперь приняло безчестие, оплевание, крепкие удары рукою и все посинело.
Со-крылась красота твоя, о прекрасный, о прелюбезный!
Смолкли пресладкие уста, исполненные горечи оцта и жел-чи, - уста, из
которых изливались потоками небесной сладос-ти слова, сладчайшие меда
и сота; умолк богоглаголивый язык; умолкла гортань божественного гласа;
Слово Божие познало молчание. Кто же утешит плачущих? Кто словом исцелит
боль-ных, воскресит мертвых? Кто скажет грешнице: отпущаются ти греси
твои мнози?
Изъязвлены руки, руки, от прикосновения которых содрогалася смерть, руки,
которые были целебным пластырем для всяких недугов, руки, в которых немного
хлебов умножалось с избытком для насыщения многих тысяч народа. Сии руки
насквозь изъязвлены острыми, железными, длинными гвоздя-ми, от уз посинели,
руки, создавшие человека, от человека же бесчеловечно измучены!
Изъязвлены ноги - ноги, ходившие по водам, как по суху; ноги, которые
омыла слезами явная грешница и отерла власа-ми главы своей, и за то получила
отпущение многим грехам своим; ноги, у которых был бы высшим во всем мире
тот, кто удостоился бы быть подножием их. Эти ноги тоже насквозь прободены
железными, острыми, длинными гвоздями, яко да омочится нога Его в крови!
Прободены живоносные ребра Тому, кто от ребра создал помощницу праотцу
нашему Адаму. Сей небесный Жених зиждет ныне от ребра своего возлюбленную
себе невесту, а нам любезную матерь - Церковь Свою святую, искупленную
кровию Его, да породит многия чада водою и Духом...
Два источника Господь источил от пречистых ребр Своих -источник крови
и воды: вода для омовения нашего, кровь для освящения нашего; вода для
утоления нашей жажды, кровь для нашего исцеления. Жаждущие, грядите на
воду, болящие душами и телами, приступите к спасительной крови непороч-ного
Агнца - Христа! Ибо не славою Его, а язвою Его мы все исцелехом...
Пред очами моими зрю Бога моего, язвами Своими, как бы устами, ко мне
говорящего: "Я возлюбил тебя, возлюби и ты Меня. Ничего другого от тебя
не требую; только любви, люб-ви твоей ищу. Я ради тебя родился; ради тебя
от юности был в трудах; ради тебя алкал, жаждал, постился, ради тебя пост-радал,
оцта и желчи вкусил; ради тебя распялся, принял сии язвы и умер. За все
это Я ничего не желаю получить от тебя, только да любиши Мя!" - возлюблю
Тя, Господи, крепосте моя! Господь, утверждение мое и прибежище мое!
Итак, иду и я вслед Тебя, вместе со всеми, о Иисусе - лю-бовь, всякое
желание побеждающая! Ты телом, а мы сердцами нашими да погребемся вместе
с Тобою. Гробом пречистому телу Твоему да будет гроб, а сердцам нашим
да будут гробом и погребением пречистые Твои язвы. Знаем, что Ты в третий
день изыдешь из гроба; но сердца наши да будут неразлучны с пречистыми
Твоими язвами, пока мы не вселимся в гроб наш. Ибо что может быть вожделеннее
для сердец наших, что лю-безнее, что сладостнее пречистых язв Твоих, которые
мы слез-ными очами созерцаем, устами, хотя и недостойными, любез-но прикасаемся,
сердцами сладко лобызаем?..
|
|