СЛОВО О ЛИТУРГИИ И ПРИЧЩЕНИИ

      История нашего спасения, изложенная в Евангелии, является исправлением того древнего падения, о котором говорят первые страницы Библии. Смотрите:
      1. Мы согрешили через непослушание праматери Евы, и вот ее грех исправляет, покорная воле Божией, новая Ева - Дева Мария. "Се раба Господня. Буди мне по глаголу Твоему", - говорит она в ответ архангелу Гавриилу.
      2. Падший ангел в виде змия приступил к жене и обманул ее; и вот Божий архистратиг посылается к "благословенной в женах" с радостной вестью.
      3. Через древо пришли грех и смерть к человеку; и вот через Крестное Древо Христос дает радость всему миру.
      4. Мы согрешили через вкушение, через пищу. Необхо-димо и новое вкушение, некая чудесная пища, которая отняла бы грех и даровала нам святость. Такая пища есть!
      Манной питал Господь евреев в пустыне. Чудесная и небывалая эта пища была названа "хлебом ангельским". Ни до, ни после сорокалетнего странствия евреев людям не давалась больше манна. И все же этот чудесный хлеб всего лишь прообраз и пророчество о Хлебе Сходящем с Небес - о Христе, дающем нам есть Тело и пить Кровь Свою.
      "Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов... Пиите от Нея вси. Сие есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за вы, и за многие изливаемая во оставление грехов..." Впервые эти слова услышали святые апостолы на Тайной вечери. Тогда впервые их руки приняли Тело Христово в виде обычного хлеба. Их уста впервые прикоснулись к Чаше Христовой Крови. "Сие творити в Мое воспоминание", - сказал им Господь.
      "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое", - голос этот и доныне слышен в Церкви. Сквозь толщу веков, каждому поколению людей Христос повторяет эти слова устами Своих рабов - священнослужителей. Служба, на которой мы принимаем Тело и Кровь Христовы, называется - "Литургией".
      "Христианство понимает лишь тот, кто понимает Божественную Литургию", - сказал известный богослов 19-го века А. С.Хомяков. И действительно, Литургия составляет центр церковной жизни, это - живое и бьющееся сердце Церкви; и все остальное, что у Нее есть: проповедь, исповедь, икона, пение, богословие, архитектура - существует благодаря Литургии, питается Ею, окружает и украшает Ее.
      "Из-за совершения Литургии Господь долготерпит все-му миру и милует весь мир. О, Литургия чудная, Литургия всемирная, Литургия Божественная и Боготворящая". Эти слова в благодарном порыве вырвались из сердца огненного молитвенника последних времен - отца Иоанна Кронштадтского (†1908). Более полувека священствовал этот удивительный праведник, почти ежедневно служа Святую Литургию. "Я умираю, - пишет он, - когда не служу Литургии".
      Нет жизни вне Бога и нельзя соединиться с Богом вне Таинств Церковных. Вот что чувствовал и переживал отец Иоанн:
      "Настоящая жизнь есть любовь, как Сын Бог есть Любовь. Любовь эта постигается в жертве Христовой, принесенной за освобождение всех от всякого зла".
      "О, Господи Иисусе Христе! Ты весь тут! Тебя видим, осязаем, ощущаем, чувствуем тут!" "Тут" - это значит во Святом Причащении. Чувствуя безмерную пользу Свято-го Причащения, отец Иоанн служил часто и призывал народ Божий к частому Причащению. Не просто обряд, но чудо живого присутствия Христова в нас - вот что есть Причащение. Причастившись Святых Тайн, отец Иоанн говорил: "Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворительно". И еще: "Облекшись во Христа верою и причастием Святых Таин, я бываю разумен и тверд, как скала".
      Светильник возжигается, чтобы светить всем в доме, и святые возжигаются на свещнице церковной, чтоб показать путь и пример тысячам слабых и заблудившихся. Желающему примириться и соединиться с Богом и сегодня указывается тот же путь: храм Божий, исповедь, Святая Чаша с приглашением: "Со страхом Божиим и верою приступите..." Это единственный путь к тому бла-женному состоянию, о котором отец Иоанн говорит: "разу-мен и тверд, как скала"; т. е. тверд против всякого соблазна и несокрушим для греха.
      И сегодня для всех, кто борется со страстями, измучен слабостью и неразумием, предлагается все то же "врачевство безсмертия" (Свщмч. Игнатий Богоносец), что и апостолам на Тайной вечере - Тело и Кровь Иисуса Христа.
      Таинства Христовы не действуют автоматически, только в силу их принятия. Человек, по слову апостола Павла, должен себя "испытывать", а иначе он "в суд себе ест и пьет" (1 Кор. 11,29). К Причащению нужно готовиться и приступать к Нему с особым настроением. Вот что говорит об этом о. Иоанн Кронштадтский: "Чтобы достойно принять Святых Тайн, требуется от каждого из вас:
      Во-первых. Детская простосердечная вера, что вы принимаете под видом хлеба и вина самое пречистое Тело и Кровь Спасителя. Что вы принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть с Ним, один дух, как сказано: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем" (Ин. 6, 56); ибо в этой частице Тела и Крови Христа Бога, обретается весь Иисус Христос.
      Во-вторых. Совершенное, непоколебимое упование на милосердие Спасителя, что Он как огнем попалит и очистит кровью Своею все грехи наши.
      В-третьих. Великая, горячая, ангельская любовь причастников к Спасителю. На любовь Господа всякий из вас должен отвечать любовью.
      В-четвертых. Изменение сердечное. Доселе многие из вас любили грех, теперь старайтесь всемерно вознена-видеть его; ибо грех - противление Богу, порождение диавола. Постарайтесь все измениться в самой глубине души.
      Наконец, для сохранения этого Небесного дара - Пречистых Тайн - требуется от нас внимание к себе, обуздание греховных пожеланий, воздержание в пище и питии, воздержание от празднословия, сквернословия, божбы и всякой лжи. Словом - всякий береги себя от всего, что противно Христу.
      Через причащение Господь делает нас божественными. Божественно и жить старайтесь во всякой святости, правде и истине".
      Приступай поэтому, христианин, к Божественному Причащению и веруй, что никто и ничто не согреет и не просветит твою душу, кроме Христа Царя, желающего создать в тебе храм Своего Божества.

"Георгиевский листок"

 
 


Обсудить эту статью можно на форуме сайта.

 
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
17.02.99 - начало создания электронной версии "Православной газеты"

Design by
SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002.