|
СЛОВО
О ЛИТУРГИИ И ПРИЧЩЕНИИ
История нашего спасения, изложенная в Евангелии, является исправлением
того древнего падения, о котором говорят первые страницы Библии. Смотрите:
1. Мы согрешили через непослушание праматери Евы, и вот ее грех исправляет,
покорная воле Божией, новая Ева - Дева Мария. "Се раба Господня. Буди
мне по глаголу Твоему", - говорит она в ответ архангелу Гавриилу.
2. Падший ангел в виде змия приступил к жене и обманул ее; и вот Божий
архистратиг посылается к "благословенной в женах" с радостной вестью.
3. Через древо пришли грех и смерть к человеку; и вот через Крестное Древо
Христос дает радость всему миру.
4. Мы согрешили через вкушение, через пищу. Необхо-димо и новое вкушение,
некая чудесная пища, которая отняла бы грех и даровала нам святость. Такая
пища есть!
Манной питал Господь евреев в пустыне. Чудесная и небывалая эта пища была
названа "хлебом ангельским". Ни до, ни после сорокалетнего странствия
евреев людям не давалась больше манна. И все же этот чудесный хлеб всего
лишь прообраз и пророчество о Хлебе Сходящем с Небес - о Христе, дающем
нам есть Тело и пить Кровь Свою.
"Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление
грехов... Пиите от Нея вси. Сие есть Кровь Моя, Нового Завета, яже за
вы, и за многие изливаемая во оставление грехов..." Впервые эти слова
услышали святые апостолы на Тайной вечери. Тогда впервые их руки приняли
Тело Христово в виде обычного хлеба. Их уста впервые прикоснулись к Чаше
Христовой Крови. "Сие творити в Мое воспоминание", - сказал им
Господь.
"Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое", - голос этот и доныне слышен
в Церкви. Сквозь толщу веков, каждому поколению людей Христос повторяет
эти слова устами Своих рабов - священнослужителей. Служба, на которой
мы принимаем Тело и Кровь Христовы, называется - "Литургией".
"Христианство понимает лишь тот, кто понимает Божественную Литургию",
- сказал известный богослов 19-го века А. С.Хомяков. И действительно,
Литургия составляет центр церковной жизни, это - живое и бьющееся
сердце Церкви; и все остальное, что у Нее есть: проповедь, исповедь,
икона, пение, богословие, архитектура - существует благодаря Литургии,
питается Ею, окружает и украшает Ее.
"Из-за совершения Литургии Господь долготерпит все-му миру и милует весь
мир. О, Литургия чудная, Литургия всемирная, Литургия Божественная и Боготворящая".
Эти слова в благодарном порыве вырвались из сердца огненного молитвенника
последних времен - отца Иоанна Кронштадтского (†1908). Более полувека
священствовал этот удивительный праведник, почти ежедневно служа Святую
Литургию. "Я умираю, - пишет он, - когда не служу Литургии".
Нет жизни вне Бога и нельзя соединиться с Богом вне Таинств Церковных.
Вот что чувствовал и переживал отец Иоанн:
"Настоящая жизнь есть любовь, как Сын Бог есть Любовь. Любовь эта постигается
в жертве Христовой, принесенной за освобождение всех от всякого зла".
"О, Господи Иисусе Христе! Ты весь тут! Тебя видим, осязаем, ощущаем,
чувствуем тут!" "Тут" - это значит во Святом Причащении. Чувствуя безмерную
пользу Свято-го Причащения, отец Иоанн служил часто и призывал народ Божий
к частому Причащению. Не просто обряд, но чудо живого присутствия Христова
в нас - вот что есть Причащение. Причастившись Святых Тайн, отец Иоанн
говорил: "Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно,
непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно,
чудотворительно". И еще: "Облекшись во Христа верою и причастием Святых
Таин, я бываю разумен и тверд, как скала".
Светильник возжигается, чтобы светить всем в доме, и святые возжигаются
на свещнице церковной, чтоб показать путь и пример тысячам слабых и заблудившихся.
Желающему примириться и соединиться с Богом и сегодня указывается тот
же путь: храм Божий, исповедь, Святая Чаша с приглашением: "Со страхом
Божиим и верою приступите..." Это единственный путь к тому бла-женному
состоянию, о котором отец Иоанн говорит: "разу-мен и тверд, как скала";
т. е. тверд против всякого соблазна и несокрушим для греха.
И сегодня для всех, кто борется со страстями, измучен слабостью и неразумием,
предлагается все то же "врачевство безсмертия" (Свщмч. Игнатий Богоносец),
что и апостолам на Тайной вечере - Тело и Кровь Иисуса Христа.
Таинства Христовы не действуют автоматически, только в силу их принятия.
Человек, по слову апостола Павла, должен себя "испытывать", а иначе он
"в суд себе ест и пьет" (1 Кор. 11,29). К Причащению нужно готовиться
и приступать к Нему с особым настроением. Вот что говорит об этом о. Иоанн
Кронштадтский: "Чтобы достойно принять Святых Тайн, требуется от каждого
из вас:
Во-первых. Детская простосердечная вера, что вы принимаете
под видом хлеба и вина самое пречистое Тело и Кровь Спасителя. Что вы
принимаете Самого Спасителя устами в сердце свое, становитесь одна плоть
с Ним, один дух, как сказано: "ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
во Мне пребывает, и Я в нем" (Ин. 6, 56); ибо в этой частице Тела
и Крови Христа Бога, обретается весь Иисус Христос.
Во-вторых. Совершенное, непоколебимое упование на милосердие
Спасителя, что Он как огнем попалит и очистит кровью Своею все грехи наши.
В-третьих. Великая, горячая, ангельская любовь причастников
к Спасителю. На любовь Господа всякий из вас должен отвечать любовью.
В-четвертых. Изменение сердечное. Доселе многие
из вас любили грех, теперь старайтесь всемерно вознена-видеть его; ибо
грех - противление Богу, порождение диавола. Постарайтесь все измениться
в самой глубине души.
Наконец, для сохранения этого Небесного дара - Пречистых
Тайн - требуется от нас внимание к себе, обуздание греховных пожеланий,
воздержание в пище и питии, воздержание от празднословия, сквернословия,
божбы и всякой лжи. Словом - всякий береги себя от всего, что противно
Христу.
Через причащение Господь делает нас божественными. Божественно и жить
старайтесь во всякой святости, правде и истине".
Приступай поэтому, христианин, к Божественному Причащению и веруй, что
никто и ничто не согреет и не просветит твою душу, кроме Христа Царя,
желающего создать в тебе храм Своего Божества.
"Георгиевский
листок"
|
|